Подготовка следователя к допросу малолетнего
Изучение личности допрашиваемого. Содержание, форма, качество, а тем самым и достоверность показаний малолетних свидетелей и потерпевших зависят от их психологических возможностей и особенностей. Особое значение в этой связи приобретает определение следователем уровня психического развития детей. Как известно, дети одного возраста по уровню психического развития могут сильно отличаться друг от друга. Вместе с тем общие закономерности психического развития детей позволяют выделить в усредненном виде важные особенности психики, характерные для детей, относящихся к одной возрастной группе. Таковые описаны в обширной литературе по возрастной психологии. К моменту допроса ребенка следователь должен располагать сведениями о его психологических особенностях. Для этого следователю необходимо осуществить следующие действия. 1. Рекомендуется опросить родителей, воспитателей, учителей, наблюдавших ребенка в различных условиях о его психологических особенностях. Показания родителей и работников детских учреждений, школ могут существенно дополнять друг друга. 2. Следователь должен допросить близких ребенку лиц, чтобы узнать, могли ли они специально или нечаянно оказать внушающее влияние на ребенка, расспрашивая, уточняя и дополняя его сообщения. Этим людям важно напоминать, что ребенка нельзя специально готовить к допросу, «репетировать» с ним показания. 3. Не следует ограничиваться, как это иногда происходит, допросом только лица, сопровождающего ребенка на допросе. Это создает опасность получения односторонней, необъективной информации. 4. Наконец, важно знать еще при подготовке к допросу позицию самого малолетнего свидетеля или потерпевшего в части расследуемого преступления. Об этом также могут сообщить лица, постоянно общающиеся с ребенком. Почему?
· У потерпевших этого возраста может возникнуть вполне осознанное и устойчивое желание отомстить обвиняемому. · Некоторые младшие школьники, понимая, что от их сообщений зависит нечто важное, что на них обращено внимание многих взрослых, пытаются сделать свои показания как можно более значительными, сохранить у окружающих интерес к себе. Подобная позиция иногда порождает стремление к искажению фактов ради того, чтобы рассказ получился более внушительным. Опыт работы следователей, успешно проводивших допросы детей, показывает, что для создания психологического портрета малолетнего свидетеля и потерпевшего в первую очередь должны быть получены следующие сведения: - условия жизни ребенка: · состав семьи, отношения между родителями; · отношение родителей к ребенку, применяемые к ребенку меры поощрения и наказания, реакция ребенка на них; · с кем ребенок проводит свободное время; · посещает ли детские учреждения); - физическое развитие ребенка: · какие заболевания перенес; · страдает ли хроническими заболеваниями; · имеются ли дефекты органов чувств, в первую очередь зрения и слуха (все перечисленные сведения могут быть получены от медицинских работников); · имеются ли у ребенка дефекты речи (заикание, плохое произношение) или другие физические недостатки, которых он стыдится; - уровень и особенности интеллектуального развития ребенка: · степень овладения речью, умеет ли рассказывать о том, что слышал или видел; · точен ли в рассказах и любит ли дополнять их вымышленными подробностями; · в отношении дошкольников - знает ли буквы, умеет ли читать и писать; · в каких пределах владеет счетом; · легко ли запоминает сказки, стихи; · как ребенок проявляет себя на занятиях, которые проводятся в детском саду, а если ребенок не посещает детский сад - занимаются ли с ним родители, читают ли ему, каким умениям его обучают, легко ли он их усваивает;
· наблюдателен ли ребенок, насколько он сообразителен; · какие игры предпочитает; · в отношении детей младшего школьного возраста, как усваивает учебный материал, какие испытывает трудности в учении, адаптирован ли к школьному режиму, много ли читает, о чем предпочитает читать, чем увлекается, склонен ли к конструктивно-техническим занятиям; · насколько ребенок информирован об определенных сторонах жизни (в зависимости от содержания дела и цели предполагаемого допроса ребенка); - черты темперамента и характера ребенка: · к какому типу темперамента относится, активен или пассивен, уравновешен или легко возбудим, способен ли контролировать свое поведение; · общителен он или замкнут, застенчив, легко ли вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, в том числе и с незнакомыми людьми; · пуглив или смел; · находчив или склонен теряться в незнакомых ситуациях; · упрям или уступчив; · насколько самолюбив и раним, часто ли плачет; · какое место занимает в детском коллективе, как к нему относятся сверстники, скромен или любит быть в центре внимания; · часто ли ссорится со сверстниками и что является причиной ссор; · имеет ли дурные наклонности или вредные привычки и какие именно; · какие темы разговора неприятны ребенку или могут сильно взволновать; - эмоциональное состояние, в котором находился ребенок в момент восприятия событий, интересующих правоохранительные органы: · был ли, в частности, напуган, взволнован и т. п.; · было ли это событие в центре его внимания, чем был занят в этот момент, принимал ли сам участие в событии или мог только наблюдать его; · чем занимался, как проводил время в период между воспринимавшимся событием и допросом (это важно для установления возможности «наслоения» последующих впечатлений); - рассказывал ли ребенок о событиях, о которых его предполагается допросить, и: · если рассказывал, то кому и что именно; · обсуждали ли взрослые эти события в присутствии ребенка.
Участие специалиста в допросе ребенка. Допрос несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя – до 18 лет должен производиться в присутствии и с участием педагога (ст. 191 УПК РФ). Его функции (подчас более успешно) может выполнять специалист в области возрастной психологии.
Зачем нужен психолог? 1. До начала допроса следователь может получить у психолога консультацию о психологических особенностях и реальных возможностях детей того возраста, к которому относится свидетель пли потерпевший. 2. Помощь психолога может быть полезна также при подготовке вопросов, которые предполагается задать ребенку и при интерпретации его ответов на них. Помогает ли психолог следователю? В специальной литературе не разработаны практические вопросы участия педагога в допросе, отсутствуют методические рекомендации по осуществлению совместной деятельности представителей правоохранительных органов и специалистов данного профиля. Изучение следственной практики показывает, что в ряде случаев следователи формально относятся к участию педагогов, в результате чего оно сводится к их простому присутствию в качестве пассивных наблюдателей. Не имеющие специфического опыта участия в допросах педагоги, перед которыми не ставится четких задач, также нередко формально относятся к своим обязанностям. Известны случаи, когда они, по существу, не помогали, а мешали следователям проводить допросы детей. Как повысить эффективность помощи психолога? 1. Обобщение результатов опроса следователей показывает, что эффективность участия психолога / педагога в допросе существенно повышается, если с ним проводится специальная предварительная работа, и он имеют возможность до начала допроса ознакомиться в необходимых пределах с материалами уголовного дела и побеседовать с ребенком. 2. Для более полного использования специальных познаний педагога (или психолога) и его практической помощи в проведении допроса могут быть рекомендованы следующие правила выбора специалиста. · Знакомый ребенку педагог должен быть приятен ему или эмоционально нейтрален.
· При допросе потерпевших по половым преступлениям детей школьного возраста в большинстве случаев лучше приглашать незнакомого им специалиста. · Если малолетний свидетель допрашивается в судебном заседании, лучше вызвать психолога / педагога, участвовавшего в допросе ребенка на предварительном следствии. · В случае вызова другого педагога ему необходимо предоставить возможность познакомиться с материалами уголовного дела и провести предварительную беседу с ребенком. Место проведения допроса малолетнего. В процессе подготовки к допросу ребенка на предварительном следствии надлежит решить вопрос о месте допроса. 1. Если известно, что ребенок застенчив, замкнут, неуверен в себе, можно допрашивать его в медицинском учреждении. Практически каждый ребенок имеет опыт общения с медицинскими работниками. Он привык к тому, что на их вопросы нужно отвечать. 2. В тех случаях, когда следователь предварительно выяснил, что ребенок обладает плохой памятью, недостаточно владеет речью для описания сложных ситуаций, расположения объектов в пространстве, их перемещения и т. п., целесообразно допрашивать ребенка на месте расследуемого события. Это поможет малолетнему оживить в памяти детали ситуации и позволит ребенку, не умеющему рассказывать, показать расположение участников наблюдавшейся им сцены, направление их движения и т. п. Исключением должны быть случаи, когда имеются опасения, что пребывание на месте события может вызвать у ребенка сильные отрицательные эмоции. 3. При наличии сведении об излишне легкомысленном отношении ребенка к случившемуся событию лучше допрашивать его в прокуратуре, отделении милиции или и школе. Официальная обстановка может подчеркнуть важность и ответственность допроса. Итогом подготовки к допросу должно быть составление достаточно ясного плана, предусматривающего не только содержание, но и форму вопросов, их последовательность, возможность повторения каждого вопроса другими словами. Как срочно проводить допрос ребенка. Укажем три мысли на этот счет. 1. На предварительном следствии допрашивать детей об эмоционально-нейтральных для них обстоятельствах рекомендуется как можно скорее после их восприятия. 2. В тех случаях, когда известно, что случившееся могло сильно взволновать ребенка, целесообразно допрашивать его не ранее чем через два-три дня после события. В это время уменьшается эмоциональное напряжение и вызываемое им торможение процессов памяти. Нередко при таком отсроченном воспроизведении наблюдается явление реминисценции, т. е. всплывание в памяти деталей, которые не могли бы быть воспроизведены вскоре после события. 3. Через 12-15 дней после восприятия фактов воспоминания о них у ребенка начинают ослабевать, если они не вызывают у него особого интереса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|