Возникновение и особенности ранних форм религиозных систем
Стр 1 из 24Следующая ⇒ Глобальными и региональными процессами социального и экономического развития ПРОГНОЗНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Сравнительное богословие учебное пособие
ОГЛАВЛЕНИЕ Часть III Религиозные и идеологические системы................................................. 3 3.1 Ранние формы религиозных систем культура общинной магии..................... 3 3.1.1 Возникновение и особенности ранних форм религиозных систем.. 3 3.1.2 Глобальная эволюция и периодизация............................................... 5 3.1.3 Тотемизм............................................................................................... 10 3.1.4 Анимизм................................................................................................. 16 3.1.5 Фетишизм.............................................................................................. 23 3.1.6 Древняя магия, система сдержек и запретов................................... 27 3.1.7 Шаманизм.............................................................................................. 34 3.1.8 Заключение........................................................................................... 42 3.2 Древние национально-государственные религиозные системы ведически-знахарская культура.............................................................................................................................. 45 3.2.1 Ведически-знахарская культура........................................................ 45 3.2.2 Религиозная система Древнего Междуречья................................... 50 3.2.3 Религиозная система Древнего Египта............................................. 57 О тандемном принципе управления.................................................................. 63 Запретная археология........................................................................................ 69 Религиозная реформа Эхнатона....................................................................... 73 Крах Египта........................................................................................................ 79 3.2.4 Религиозная система Древних Сирии и Финикии............................. 83 3.2.5 Религиозная система Древней Греции.............................................. 87
Античная культура и Европа............................................................................ 89 Античная религиозная картина........................................................................ 95 Содержание античной мифологии................................................................. 101 Отражение античных мифов в современности........................................... 114 Происхождение античной мифологии........................................................... 119 Роль Санкт-Петербурга.................................................................................. 123 Античность и западная культура.................................................................. 131 Античная философия....................................................................................... 136 3.2.6 Религиозная система Древнего Рима.............................................. 146 Римский миф..................................................................................................... 149 Религиозная трансформация в республиканский период.............................. 152 Имперский период и греческое влияние.......................................................... 154 3.2.7 Религиозная система древних кельтов........................................... 157 3.2.8 Религиозная система древних германцев...................................... 162 Древняя мантика.............................................................................................. 164 Германский миф и пантеон............................................................................. 168 3.2.9 Религиозная система древних славян............................................ 172 Древние истоки Руси........................................................................................ 173 Древнерусская вера........................................................................................... 183 Бог и древнерусский пантеон.......................................................................... 188 Необходимое пояснение..................................................................... 192
Часть III
Возникновение и особенности ранних форм религиозных систем Бог создал человека таким образом, что последний не может жить лишь материальным (вещественным), человеку обязательно нужна духовная жизнь. В предыдущей части учебника мы рассмотрели основные причины и закономерности, почему человек стремится к творчеству и почему человек стремиться отыскать духовные закономерности своего бытия. Иначе говоря, религиозность (в самом общем смысле это — ощущение людьми невидимой связи через сверхъестественные силы), которая заложена в природу человека Свыше — невыхолащиваемая ничем суть человека — которую можно лишь какое-то время не замечать по невежеству, неверию и злонравию, но которую невозможно игнорировать в жизни.
Истоки первых религиозных представлений предков современного человека тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. Здесь следует отметить общее древнее духовное начало всех первобытных проявлений религий: в первобытности людям было присуще твёрдо верить в существование не «материальных» (не вещественных) невидимых сверхъестественных сил, которые получали своё чисто «материальное» (вещественное) выражение в жизни первобытных людей. И таким образом люди “кодировали” неизвестные духовные явления, тем что наделяли их качествами те или иные предметы, животных, птиц, явления природы, и даже отдельных людей. Так чисто полевое (не вещественное) взаимодействие (связь) людей со сверхъестественными силами, и взаимодействие (связь) людей между собой получало своё выражение в той или иной религиозной системе. Сами же религиозные системы развивались и трансформировались в ходе глобального исторического процесса. Технократия внесла свои коррективы в религиозность людей. Особенно в последние два-три столетия с развитием технократии, с возникновением в современном мире мощной материально-технической базы, религиозное сознание многих изменилось в сторону неверия в сверхъестественные силы. Это обусловлено тремя основными факторами:
· Мощным давлением на психику людей фактора «вещизации» жизни в смысле понятия «вещизации» — как нарастания значимости вещественного в обыденности, нежели духовного, вследствие постоянного наращивания производства товаров и услуг. · Появлением и развитием технократических полей[1] (параллельно с биополями), как следствия технократического развития, которые грубо вторглись в психику людей, заслоняя своим воздействием более тонкое и гораздо труднее воспринимаемое (и осознаваемое) воздействие биополей.
· Тем, что люди научились надёжно заслоняться технократическими достижениями от природных биогенных явлений, возомнив себя «независимыми» от последних.
В то же время, многотысячелетняя трансформация общественного религиозного сознания — от первобытных форм идолопоклонничества, политеизма к монотеизму в виде идеалистического атеизма с его естественным финалом материалистическим атеизмом (неверием в Бога и в сверхъестественные силы) — привела людей к необходимости очищения религии (веры) о всего неправедного и ложного (методом последовательных отказов от отмерших и несостоятельных форм религий) с перспективой выхода к единобожию веры Богу. В этой связи знаменателен последовательный отказ большой части людей в Русской цивилизации от библейско-христианской веры идеалистического атеизма в 1917 году — как веры, не соответствующей внутренней религиозности русских людей, а затем отказ от идеологии материалистического атеизма в 1991 году. Поскольку религиозность заложена Свыше в природу человека как обязательная составляющая нормальной работы его психики, нормальной организации его жизни, а возврата к прошлому всерьёз и надолго быть уже не может (то есть, не может быть возврата в идеалистический и материалистический атеизмы, от которых мы отказались в прошлом), то выхода всего лишь два. Первый: двигаться вперёд к единобожию веры Богу как религии естественной и непрерывной обоюдосторонней связи людей с Богом для понимания Его Замысла и проведения этого Замысла на Земле и второй: выпадение из Божиего Замысла в технократический атеизм с перспективой самоуничтожения людей, как не соответствующих заложенной в них Свыше природе человека. Учитывая вышесказанное, можно рассматривать несколько аспектов ранних (первобытных) проявлений религиозности людей:
· Отсутствие даже абстрактных представлений о Боге, как безликой надмирной реальности, управляющей природой и людьми всемогущей силе.
Ø Невидимости, неслышимости и явной недосягаемости их для обычных людей (тех, кто не обладал возможностями хоть немного осознаваемого взаимодействия со сверхъестественными силами через биополя) в обыденной жизни. Ø Невозможности действенно вмешиваться в протекание природных процессов, от которых в значительной мере в древности зависела жизнь людей. · Смешение в обычной жизни хозяйственной деятельности и религиозного культа, что отличает ранние (первобытные) религиозные системы от более поздних систем (особенно монотеизма). Однако примитивные отношения со сверхъестественными силами, ошибочные представления об этике общения людей с Богом и Бога с людьми (на ранних стадиях — идолопоклонство и многобожие), даже при правильном совмещении жизни и религиозности не могли полностью удовлетворять естественным потребностям обоюдосторонней постоянной связи с Богом — Единым для всех людей. · Родоплеменной, а не мировой характер религиозных культов, когда каждое первобытное племя или община имела свои религиозные культы. Это являлось естественным ограничением широкого распространения конкретных (привязанных к конкретным религиозным символам и вещам) религиозных культов на другие племена и общины. Последнее затрудняло обобщение опыта религиозной жизни с целью его совершенствования.
Все первобытные религии объединяет наличие твёрдой веры в сверхъестественное. Появление первобытных (ранних) религий объясняется религиозной природой человека, который изначально больше видел и ощущал, чем понимал и поэтому веровал и переживал окружающий мир через природные явления, воспринимая их как живые существа и наделяя имеющиеся в его распоряжения средства свойствами этих живых существ с целью моделирования своих религиозных ощущений с помощью имеющихся средств (что происходило в основном бессознательно). В то же время для полноты восприятия окружающего мира (и в первую очередь его мистико-религиозной, сверхъестественной составляющей) первобытный человек использовал единственный универсальный для всех первобытных религиозных систем критерий — самого себя. Он пропускал через самого себя все ощущения, поступающие из внешнего мира, составляя свою систему “кодирования” этих ощущений и их взаимодействия как во внешнем мире, так и их внешнего взаимодействия с внутренним миром человека. Поскольку ранние формы религий в определённой мере являются как бы продолжением более древних культур, а также и возможно логическим продлением каких-то фрагментов культур ушедших в прошлое цивилизаций, в следующей главе мы рассмотрим некоторые аспекты глобальной эволюции человечества, прежде чем перейти к конкретным формам древних религиозных систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|