Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика политико-территориальной структуры




Реферат

 ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Выполнил: Ганюшкина Т.В.
зачетная книжка № 98/476
студент 3-го курса 303 группы
з/о специальность регионоведение

Проверил: Кузнецова И.Н.

Саранск, 2001

 

Содержание:

Введение

Общая характеристика политико-территориальной структуры

2. Современная политико-территориальная структура России

2.1 Системы государственного управления как элемент политико-территориальной структуры

2.2. Система местного самоуправления как элемент политико-территориальной структуры

2.3. Особенности взаимоотношений центр-регионы на современном этапе

3. Политические партии, общественные организации СМИ как элемент политико-территориальной структуры

Заключение

 

 

Россия особая страна не только по географическому протяжению, но и по тому, что рос­сийское общество вбирает в себя множество территориальных общностей, народов, этносов, обла­дающих своей культурой, традициями и верованиями. Россия – это вовсе не некий искусственный конгломерат территорий, наций, народностей, этносов, а единый нерасчленимый организм с об­щим для всех людей жизненным – природным и социальным – пространством. Народы и террито­рии, вошедшие в состав российского государства на разных этапах его формирования, независимо от того, когда и как это произошло – добровольно или насильственным путем, на основе договор­ных или иных актов, уже в течение длительного времени составляют неразрывные части единого культурно-исторического и политико-экономического пространства. В этом единстве органически скреплены единые государственность, политическая и социокультурная система, единый образ жизни, с одной стороны, и этнонациональный, конфессиональный, национально-культурный плю­рализм - с другой.

Российское общество, как и любая другая социальная система - это совокупность индиви­дов, групп, институтов. Система - это модель устойчивого, повторяющегося воспроизведения. Функции социальной системы - сохранение общества как системы. В России, как и в любом обще­стве, существуют общности: классовые, территориальные, корпоративные. Признаки социальной общности является: единство политических и экономических интересов; сплоченность и единство самих групп; уровень политической организованности; лидеры; место группы среди других групп; “вес” группы, ее влияние; политическая характеристика. Выразителями интересов групп являются партии, являющиеся важным элементом политической системы общества. Политическая - более общая форма власти, включающая в себя государственную. Государственная власть - форма поли­тической власти располагающая монополией издавать и применять законы на всей территории го­сударства. Основным механизмом осуществления политической власти является влияние, а власть государственная располагает всеми средствами оказания влияния, в том числе и принуждением. Основными функциями государственной власти являются: поддержание целостности общества, сохранение связей между людьми даже насильственными средствами; регулирование, упорядочи­вание общественных процессов; обеспечение общественного порядка. Целью власти является приобщение людей к официальным нормам и ценностям, а так же обеспечение преемственности власти.

Темой настоящей работы является вопрос современного состояния политико-территори­альной структуры нашего общества. После распада СССР перед Россией встала сложная задача рефор­мирования российской государственности, выстраивания новой системы территориального управления. Государство осуществляет свою власть на всей территории посредством государст­вен­ных органов. Государственное управление в России строится в соответствии с политико-тер­риториальной структурой. Система местных ор­ганов государственной власти и орга­нов местного самоуправления строится в соответствии с по­литико-терри­ториальным и ад­министративно-тер­риториальным устройст­вом.

Политико-территориальное устройство государства во многом определяет функционирова­ние всей системы общества и ее компонентов, то есть отдельных территориальных единиц как це­лостных систем. Так как очень важна органическая взаимосвязь различных подсистем и элемен­тов. Поэтому от того, насколько разумно выстроена политико-территориальная структура госу­дарства, во многом зависит эффективность функционирования государства в интересах всего об­щества.

 

Общая характеристика политико-территориальной структуры

 

В литературе используется несколько близких понятий: территориальная организация об­щества, территориальная структура, политико-территориальная структура. Даются разные опреде­ления, например, Б.С. Хорев включает в содержание территориальной структуры общества: “…и размещение производства, и размещение социальной инфраструктуры, и взаимосвязи в террито­риальной социально-экономической системе (ТСЭС) общества, и процессы пространственного воспроизводства, и проблемы управления ими". Сходным образом определяет территориальную организацию общества Э.Б. Алаев, а именно, как "...сочетание функционирующих территориаль­ных структур (расселения населения, производства, природопользования), объединяемых структу­рами управления в целях осуществления воспроизводства жизни общества”.[1]

Понятия территориальной организации, устройства государства и территориального уст­ройства общества очень близки, отличаются они ровно настолько, насколько различаются катего­рии государства и общества: первое из них отражает лишь политическую сторону, а другое - все сферы общественной жизни: и государство, и гражданское общество. Если элементами территори­альной организации общества являются те или иные территориальные социальные общности, рас­сматриваемые как сложные системы, включающие в себя экономическую, политическую и куль­турную подсистему, то элементами территориальной организации государства являются террито­риальные политические институты, рассматриваемые, прежде всего как субъекты политической системы общества. Здесь субъектами отношений выступают не столько сами территориальные общности, сколько территориальные органы власти и управления. [3, с.19]

Системное описание любого объекта предполагает анализ его структуры и функций. Под структурой системы принято понимать ее внутреннее устройство, расположение и взаимосвязь ее элементов. Политико-территориальная структура достаточно сложна. Ее элементами являются различные объекты и процессы, связанные с осуществлением власти в обществе на всей террито­рии, в том числе отношения центр-переферия.

Можно вычленить следующие элементы рассматриваемой системы:

1. Сообщества людей, включающие большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои изби­рательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто составляет общество.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры госу­дарства, все ступени правления от высших органов власти до территориальных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические и неполитические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обы­чаи и другие регулятивы поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической и социальной деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

Политические институты - один из основных элементов политико-территориальной струк­туры. Ядро политической системы - государство. Государство - многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом. Каж­дый социальный институт тоже занимает определенное место. Характер институтов и их взаимо­действие обусловлены свойствами системы как целого. Истории, в том числе отечественной, из­вестны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в гос­подствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не оз­начают коренного изменения содержания их деятельности и взаимоотношения с государством и обществом. [4, с.123]

Политико-территориальная структура состоит из разнородных, но взаимосвязанных эле­ментов, причем связи эти многомерны ("сильные" и "слабые", прямые и обратные и т.д.). Много­мерность состоит и в том, что структура общества содержит различные институты. Во-первых, институты прошлого действуют одновременно с современными институтами. В некоторых слу­чаях они как бы вырываются из прошлого, выходят на первое место, вытесняют более поздние ин­ституты и начинают определять сегодняшнюю ситуацию. Во-вторых, современные институты, со­ответствующие потребностям сегодняшнего дня. В-третьих, часть возникающих ныне институтов, относится к более или менее отдаленному будущему. В этом смысле общественная система хро­нологически многомерна. Происходит своеобразный длительный естественный отбор, в ходе ко­торого в благоприятных условиях - одновременно совершенствуются старые институты и вновь возникающие. Данный процесс происходит, естественно и общество развивается, добивается ди­намической устойчивости. Россия является страной, находящейся на пути перехода от одного по­литического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), и естественно, что происхо­дит возникновение новых институтов и отмирание старых.

В целом, как общество, так и политико-территориальная система имеют свои функции и свои границы; между ними существуют некоторые оптимальные соотношения, и эти разделения специфичны на различных этапах развития общества. По этому параметру существующие обще­ственно-политические системы можно подразделить на два основных типа. Один тип характери­зуется абсолютным преобладанием политической системы над гражданским обществом. Другой тип - преобладанием гражданского общества над политической системой.

Модель 1 характеризуется большим, если не довлеющим, местом политической системы. Для гражданского общества в собственном смысле этого слова; практически не остается места. Особенностью является раздутая политическая система, охватывающая все сферы и участки об­щества. Здесь, естественно, находятся органы государственного управления, существует разделе­ние властей. Однако это разделение чаще всего мнимое: представительная, судебная, экономиче­ская и идеологическая власти принадлежат исполнительной власти, точнее, бюрократии. В этой модели складывается специфическое соотношение ролей государственных учреждений и полити­ческих партий. Как правило, происходит сращивание государственных структур и партии, ибо здесь существует однопартийная система. Различие между специфическими функциями первых и вторых стирается. Политическая система распространяет свое влияние на всю территорию страны, т.е. устанавливает централизованное управление практически всеми сферами общественной жизни, поскольку все они включены в политическую систему. Все это требует чрезвычайно разду­того аппарата, а раздутый аппарат, в свою очередь, чтобы оправдать свое существование, распро­страняет свою деятельность на все более широкие участки. В конечном итоге все экономические, политические, социальные, местные, гражданские, личные, семейные отношения все более полно регулируются бюрократией. Таким образом, модель 1 характеризуется постепенным накоплением напряжений, недовольства, кризисных явлений. Что ярко видно из истории России.

Модель 2 по многим, если не по всем параметрам отличается от предыдущей. В этой мо­дели политическая система занимает гораздо меньшее место. Это собственно представительная структура (парламент и местное самоуправление, некоторые социально-экономические органы и т.д.), исполнительная власть. Это так или иначе отделенная от них судебная система. Относи­тельно автономной является многопартийная система (она может быть двух-, трех-, четырех- и многопартийной). Естественно, что в этом случае ни одна из партий не интегрируется во властные структуры (ходя и здесь бывают исключения, когда складывается квазимногопартийность). [4, с.78]

Современное российское общество находится в переходном состоянии от первого типа ко второму. В обеспечении эволюции гражданского общества свою роль должны сыграть и государ­ственные институты и судебная система, В современной России еще сохранились пробелы в этих сферах. Наконец, определенная роль в решении проблем формирования гражданского общества принадлежит политическим партиям, профсоюзам, общественным организациям и движениям. А их функционирование в решающей степени определяется уровнем политической культуры, яв­ляющейся результатом исторической практики. В силу отсутствия такого исторического опыта России еще предстоит период овладения политической культурой и активизации общественно-по­литических организаций и движений.

Какие же компоненты включает в себя политико-территориальное устройство российского общества? Первичной его основой является территориальная система расселения, на базе которой формируется территориальное устройство любого общества. Поселение - это первичный элемент, клетка территориального устройства. Но помимо поселений любое общество для удобства управ­ления делит свою территорию на более крупные части - регионы (районы, области, края и т.д.), которые образуют региональную организацию общества. Таким образом, система расселения и региональная организация и образуют территориальное устройство общества. В федеративных го­сударствах, каким является Россия, к двум вышеназванным составным частям территориальной организации добавляются государственные образования - субъекты федерации. Политико-юриди­ческой формой территориального устройства общества являются территориальная организация государства, выражающаяся в административно-территориальном и государственном устройстве. [3, с.10]

Одна из подсистем территориального устройства общества - поселенческая, включающая в себя всю систему поселений. Под поселением принято понимать "территориально целостный и компактный ареал концентрации населения со всеми необходимыми условиями и оборудованием для жизни, труда и отдыха людей". [2]. В современном обществе существует два основных типа по­селений: города и деревня. Сегодня критериями городских и сельских поселений в официальной статистике являются численность и род занятий населения. Большинство россиян живет в евро­пейской части России, на западе страны. Современную Россию населяют в основном люди сла­вянского происхождения, но проживают здесь и представители иных этнических групп, в том числе армяне, евреи, татары и другие народности.. Северные народности (якуты, эскимосы, чукчи, ненцы, нганасаны и другие) населяют северные окраины России. Городское население составляет 73% всего населения. Три четверти россиян живет в больших и малых городах страны. Москва - один из самых многонаселенных городов в мире: здесь живет около 9 миллионов человек.

Города с населением более 100 тысяч человек делятся на районы. В последние годы соз­даны и другие территориальные единицы. Так, территория Мо­сквы делится не на районы, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы.

Если говорить о тенденциях соотносительного развития города и деревни как территори­альных общностей, то здесь определяющей является урбанизация, то есть рост городов и город­ского населения, причем особенно заметна тенденция к росту крупных и крупнейших городов. Урбанизация является общемировым процессом. Хотя в 90-х годах в России существовали и об­ратные процессы. Например, в период экономических реформ наблюдался отток населения из го­родов, что было связано с экономическими трудностями. Около 35% населения живет ниже уровня бедности, и часть из них вынуждена была уехать из городов.

Политико-территориальное устройство Российской Федерации определяется Конституцией 1993 г. Российская Федерация - федеративное, правовое государство республиканской формы правления. Государственная власть осуществляется через избираемого всенародно президента, представительного и законодательного органа власти - Федеральное собрание, исполнительного органа - правительство, суды. На местах существуют представительные органы власти; исполни­тельно-распорядительные органы, контрольно-надзорные, органы охраны общественного порядка и т.д.

В современную политико-территориальную структуру России входят 89 субъектов федера­ции. Согласно Конституции существуют шесть видов субъектов Федерации, равных по своим кон­ституционным правам. Типы субъектов РФ: республики; политико-территориальное образования (края, области, города федерального значения); национально- территориальные образования (ав­тономные округа, автономные области). На территории некоторых субъектов Федерации созданы нацио­наль­ные районы для компактно проживающих численно небольших групп нацио­нально­стей. Кроме того, существуют закрытые административно-террито­риальные образования. Его территория и границы определяются исходя из особого режима безопасности его объектов и могут не сов­падать с границами субъекта Федерации. Закры­тые административно-территориальные образования на­ходятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Кон­ституцией 1993 г. была в основном устранена правовая асимметрия ме­жду субъек­тами. Смешанная национально-государственная и админи­стра­тивно-территориальная система государственного устройства в значи­тельной степени приближена к единой форме территориаль­ного устрой­ства. Закрепление равных прав для субъектов Федерации озна­чает, что все они - го­сударственные образования и имеют равные права во взаи­моотношениях с федеральными орга­нами государственной власти. Сохра­нение шести видов субъектов является лишь историче­ской преемствен­ностью. Наличие такого количества видов вносит только кажущуюся асимметрию в государственное устройство. Но об истинной асимметрии можно гово­рить в экономическом плане и в плане того, что правовое регулирова­ние управления из центра в различных субъ­ектах идет раз­личными пу­тями на договорной основе.

В 90-х годах тенденция к автономиза­ции регионов России нарастала. Субъекты Федерации требовали от федерального Центра все большую часть налоговых поступлений и расширения прав в других сфе­рах деятельности. Органы власти субъектов Федерации осу­ществляют международ­ные связи без участия Центра. Появля­лись пред­ложения о передаче властям субъектов полномо­чий федераль­ных судов и силовых ведомств (например, инициатива президента Ингу­шетии). [13]

Существовало мнение, что вертикаль государственной вла­сти была ослаблена и все три уровня власти (федеральный, региональный и местное само­управление) существуют как бы па­раллельно. Во многом это было связано с отсутствием законодательно закрепленного разграниче­ния полномочий и обязанностей и неотрегулированностью взаимоотно­шений, особенно бюд­жет­ных. Отсутствовал институт федерального вме­шательства в дела ре­гионов. При несоответствии законодательства субъекта федеративным законам отсутствовал механизм ответственности субъ­ектов, решение этих проблем в судебном порядке было затруд­нено. Высказывались мнения о не­обходимости укрупнения субъектов Федерации и назначении руководи­телей регионов. [1]

Организация современной территориальной системы власти в России совер­шенствуется. В настоящее время в рамках действующей Конституции РФ и существующей политико-территориальной структуры происходят административные реформы, направленные на усиление влияния федерального Центра на регионы. С избранием второго президента России были урезаны полномочия региональных лидеров путем вывода их из Совета Федерации. Президент разделил страну на семь крупных округов, во главе которых назначил своих полномочных представителей, подотчетных только ему и фактически обладающих большими полномочиями. Конституции и Ус­тавы субъектов Федерации постепенно приводятся в соотсетствия с Конституцией РФ.

Но процесс раз­грани­чения между органами власти разного уровня еще не завершен. Принцип равноправия субъектов Федерации, закрепленный в Конститу­ции не ис­ключает разли­чий в предметах ведения, объеме и характере их конкрет­ных полномочий. Вопреки деклариро­ванному в Конституции Российской Федерации равноправию субъектов, правовое регулирование управления из Центра в различных субъектах идет различными путями на договорной основе. Фактически сохраняется неравноправие субъек­тов Федерации с точки зрения предметов ведения и полномочий, а так же их социально-экономического состояния.

С точки зрения экономического состояния регионы делятся на: доноры и дотационные. Выделяются 4 группы регионов РФ:

1. Первая группа - бедные регионы (менее 1,5 прожиточного минимума на 1 человека в среднем). Это Дагестан, Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Марий Эл, Ал­тайский край, Хакасия, Тыва, Бурятия, Читинская область, Еврейская АО, Сахалинская об­ласть, Чукотский автономный округ. Всего 14 субъектов Федерации.

2. Вторая группа - регионы малой обеспеченности населения (более 2 прожиточных минимумов на 1 человека в среднем). В нее входят: Калининградская, Ленинградская, Псковская, Тверская, Брянская, Курская, Воронежская, Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Тамбовская, Пензенская, Нижегородская, Рязанская, Московская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Архангельская, Челябинская, Курганская, Новосибирская, Амурская, Магаданская, Камчатская области; республики: Северная Осетия, Мордовия, Чувашия, Алтай, Саха(Якутия); Примор­ский, Хабаровский, Краснодарский края; Корякский, Ненецкий автономные округа. Всего 35 субъектов Федерации.

3. Третья группа - регионы относительного благополучия (2-3 прожиточных минимума на 1 че­ловека). К этой группе относятся: Мурманская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Смоленская, Калужская, Тульская, Липецкая, Орловская, Белгородская, Ростовская, Киров­ская, Пермская, Екатеринбургская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская области; Крас­ноярский, Ставропольский края; республики: Карелия, Коми; Санкт-Петербург; Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Коми-Пермяцкий автономные округа. Всего 26 субъектов Федерации.

4. Четвертая группа - регионы высокой обеспеченности населения (более 5 прожиточных мини­мумов на 1 человека в среднем). В эту группу включаются 4 субъекта Федерации: Москва, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа.

Группировки даны по 79 субъектам Федерации. [5, с.267]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...