Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основной образовательной программы




Рабочая программа дисциплины

 

дисциплина «Микроэкономика»

 

Профессиональный цикл, базовая дисциплина

 

Направление подготовки

38.03.01 Экономика

 

 

Профиль(и) подготовки: «Региональная экономика», «Экономика фирмы»,

«Экономика труда», «Финансы и кредит»

 

Разработчик (составитель): д.э.н., проф. Нусратуллин В.К.     «25» августа 2015 г.  

 

Уфа 2015


Документы и материалы, входящие в рабочую программу

1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы  
2. Содержание рабочей программы  
3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов  
4. Фонд оценочных средств  
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)  
6 Методические указания для обучающихся  
7. Материально-техническая база  

 


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина предназначена для студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров направления 38.03.01 «Экономика», профили «Региональная экономика», «Экономика фирмы», «Экономика труда», «Финансы и кредит» и является базовой дисциплиной профессионального цикла Б1.Б14. Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлениям подготовки «Экономика».

Изучение данного курса предполагает формирование базовых знаний, необходимых студентам в процессе освоения дисциплин гуманитарного, социального, экономического и математического циклов.

Дисциплина «Микроэкономика» является общим теоретическим и методологическим основанием для других экономических наук: конкретной экономики, функционально-экономических наук (финансов, менеджмента, маркетинга и т.д.), информационно-аналитических наук (статистики, математического моделирования и т.д.) и историческо-экономических наук (истории народного хозяйства, истории экономических учений и т.д.).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 часов или 8 зачетных единиц (по 4 в каждом семестре). Дисциплина изучается в 1 и 2 семестрах. В первом семестре лекций и практических занятий проводится в объеме по 36 часов, во втором – по 32 часа. Итого – по 68 часов. Форма итогового контроля – экзамен, как в первом, так и во втором семестрах.

Цель и задачи учебной дисциплины «Микроэкономика». Глубокие перемены в различных сферах в жизни нашего общества – черта современного этапа его развития. Такое положение не могло не отразиться на экономической теории и экономическом образовании, дающем необходимые базисные навыки для профессиональной деятельности. Случившийся экономический кризис в России потребовал разработки новых подходов, новых концепций, новой методологии экономической науки.

Несостоятельность сложившихся в экономической науке взглядов и представлений о мире, кризис современной экономической мысли – это общемировая тенденция, которая отмечается многими выдающимися умами Запада и России. Экономические исследования в настоящее время ищут выход из деформации хозяйственной жизни нашего общества. Практика ставит проблемы и вопросы, к решению которых теория не всегда готова. По многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят свое отражение в литературе. Оставаясь в узких рамках микроанализа, экономика перестает быть наукой и превращается в консервативно-используемую систему верований. В связи с этим необходимо принимать во внимание, что потребуется серьезная мыслительная деятельность в процессе самостоятельного изучения и осмысления экономической литературы.

Дисциплина «Микроэкономика» является фундаментальной, знание которой необходимо любому управленцу и экономисту-практику. Основной задачей изучения дисциплины является реализация требований, установленных в ФГОС ВПО к подготовке бакалавра в области экономики и управления.

Преподавание курса «Микроэкономика» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки бакалавров. Разработанная программа и методика преподавания основывается на требованиях, определенных стандартом экономических знаний, а также требованием стандартов сопряженных дисциплин.

Конечная цель изучения дисциплины – формирование теоретических знаний в области экономического фундамента, экономического образа мышления.

В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:

– выяснить предмет микроэкономики как теоретико-методологической основы других экономических дисциплин;

– усвоить основные методы экономического анализа;

– показать общие закономерности экономической организации общества;

– изучить сущность и формы собственности;

– понять сущность современного рыночного хозяйства, изучить функции и структуру рынка, особенности формирования рыночных отношений в современной России;

– рассмотреть категории спроса и предложения, понять закономерности установления рыночного равновесия;

– сформировать представление о закономерностях потребительского поведения;

– показать систему факторов производства и выявить закономерности поведения производителя на основе анализа издержек производства;

– рассмотреть основные типы рыночных структур и понять их соотношение;

– изучить закономерности формирования рынков факторов производства (труда, капитала, предпринимательской способности и земли).

Ожидаемые результаты обучения в рамках данной дисциплины – слушатели удовлетворяют требованиям к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по учебной программе в рамках следующих видов профессиональной деятельности: экономическая, социальная, управленческая, информационно-аналитическая, организационная, диагностическая, методическая.

Компетенции, формируемые учебной дисциплиной «Микроэкономика». Выпускник должен обладать следующими общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями:

– способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

– осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

– на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

– на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

– анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

– анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);

– используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);

– критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);

– использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных организациях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);

– принимать участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13).

В результате изучения дисциплины «Микроэкономика» обучающийся должен:

Знать:

- сущность, цели и задачи микроэкономики как науки;

- основные компоненты познавательной деятельности в микроэкономике;

- основные понятия, категории, методы и инструменты микроэкономики;

- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне.

Уметь:

- осуществлять обобщение, анализ и синтез информации на уровне микроэкономики;

- применять методы экономической теории при проведении экономических исследований;

- уметь применять полученные теоретические знания к проблемам микроэкономики;

- осуществлять целеполагание, находить варианты достижения цели и выбор оптимальных решений на уровне микроэкономики.

Владеть:

- навыками применения методов экономической теории в научных исследованиях, обработки информации при решении экономических задач на уровне микроэкономики;

- навыками самостоятельной исследовательской работы, методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере;

- способностью анализировать экономическую ситуацию в регионе и стране с использованием микроэкономического дескриптивного, прогнозного и нормативного инструментария.

 

Таблица 1 - Содержательно-логические связи дисциплины (модули)

Название дисциплины Дидактический минимум содержания дисциплины (модуля) Содержательно-логические связи Коды формируемых компетенций  
наименования учебных дисциплин (модулей), практик
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины (модуля) которым предшествует данная учебная дисциплина (модуль) для которых содержание данной учебной дисциплины (модуля) выступает основой
           
«Микроэкономика» Модуль 1. Рыночное хозяйство и элементы рыночного механизма Модуль 2. Основы теории потребительского поведения и теории производства Модуль 3. Фирмы и рынок Модуль 4. Рынки факторов производства Модуль 5. Общее равновесие и теория общественного выбора История экономических учений Философия Социология Экономико-математические методы Макроэкономика Менеджмент Маркетинг Экономика труда Мировая экономика и международные экономические отношения Национальная и региональная экономика   Макроэкономика Мировая экономика и международные экономические отношения Национальная и региональная экономика   ОК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-11 ПК-12 ПК-13  

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(для дневного отделения бакалавриата)

Дисциплины «Микроэкономика» на 1, 2 семестры

 

 

Рабочую программу осуществляют: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) – 8
   
Лекции: Учебных часов: всего 288 ч.
проф., д-р. экон. наук Нусратуллин В.К. лекций – 68 ч.
  семинарских – 68 ч.
Практические занятия: Экзамен – 1 и 2 семестр, 108 ч.
проф., д-р. экон. наук Нусратуллин В.К. самостоятельная работа студентов – 40 ч.
старший преподаватель Габдинова В.Р. КСР – 4 ч.

Таблица 2 - Содержание рабочей программы

№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов Кол-во часов ауд. работы Основная и допол. литература, реком-мая студ-там (номера из списка) Задания по СРС с указанием литературы, номеров задач Кол-во часов СРС Форма контроля самостоятельной работы студентов
Лк Сем
               
Первый семестр
Модуль 1. Рыночное хозяйство и элементы рыночного механизма
1. Предмет микроэкономики и методы экономического анализа Лекция, семинар, СРС     1, гл. 1, 2; 2, § 1.1-1.2; 4, гл. 1; 5, гл. 1 Вопросы для самоконтроля к теме 1   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
2. Общие закономерности экономической организации общества Лекция, семинар, СРС     1, гл. 3, 4; 2, гл. 2 Вопросы для самоконтроля к теме 2   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
3. Собственность Лекция, семинар, СРС     1, § 5.1 Вопросы для самоконтроля к теме 3   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
4. Современное рыночное хозяйство Лекция, семинар, СРС     1, § 5.2–5.4; 2, § 3.1 Вопросы для самоконтроля к теме 4   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
5. Спрос и предложение Лекция, семинар, СРС     1, гл. 6, 7; 2, § 3.2-3.3; 4, § 2.1-2.2; 5, гл. 3 Вопросы для самоконтроля к теме 5   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
6. Эластичность спроса и предложения Лекция, семинар, СРС     1, гл. 8; 2, § 3.4; 4, § 2.3 Вопросы для самоконтроля к теме 6   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
Модуль 2. Основы теории потребительского поведения и теории производства
7. Основы теории потребительского поведения Лекция, семинар, СРС     1, гл. 9; 2, § 4.1; 4, § 3.1 Вопросы для самоконтроля к теме 7   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
8. Выбор потребителя Лекция, семинар, СРС     1, § 10.1, 10.2; 2, § 4.2-4.3; § 3.2 Вопросы для самоконтроля к теме 8   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
9. Эффект замены и эффект дохода Лекция, семинар, СРС     1, § 10.3, 10.4; 2, § 4.2-4.3; 4, § 3.3-3.4 Вопросы для самоконтроля к теме 9   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
10. Основы теории производства Лекция, семинар, СРС     1, гл. 11; 2, гл. 5; 4, гл. 4; 5, гл. 2 Вопросы для самоконтроля к теме 10   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
11. Издержки производства Лекция, семинар, СРС     1, гл. 12; 2, § 6.3; 4, гл. 5; 5, § 2.2 Вопросы для самоконтроля к теме 11   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
Итого за 1-й семестр      

 


Продолжение 1 таблицы 2

               
Второй семестр
Модуль 3. Фирмы и рынок
12. Фирмы и рынки Лекция, семинар, СРС     1, гл. 5, 13; 2, § 6.1-6.2; 4, гл. 6 Вопросы для самоконтроля к теме 12   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
13. Совершенная конкуренция Лекция, семинар, СРС     1, гл. 13; 2, § 7.1; 4, гл. 7; 5, гл. 4 Вопросы для самоконтроля к теме 13   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
14. Чистая монополия Лекция, семинар, СРС     1, гл. 14; 2, § 7.2-7.4; 4, гл. 9; 5, гл. 5 Вопросы для самоконтроля к теме 14   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
15. Монополистическая конкуренция Лекция, семинар, СРС     1, § 15.1; 2, § 8.1-8.3; 4, § 10.1; 5, § 6.1 Вопросы для самоконтроля к теме 15   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
16. Олигополия Лекция, семинар, СРС     1, § 15.2-15.4; 2, § 8.4; 4, § 10.2-10.3; 5, § 6.2-6.3 Вопросы для самоконтроля к теме 16   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
Модуль 4. Рынки факторов производства
17. Рынки факторов производства Лекция, семинар, СРС     1, § 16.1; 4, § 11.1; 5, гл. 7 Вопросы для самоконтроля к теме 17   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
18. Рынок труда Лекция, семинар, СРС     1, § 16.2-16.3; 2, гл. 9; 4, § 11.1   Вопросы для самоконтроля к теме 18   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
19. Рынки капитала и земли Лекция, семинар, СРС     1, § 16.4-16.6; 2, гл. 10; 4, § 11.2 Вопросы для самоконтроля к теме 19   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
Модуль 5. Общее равновесие и теория общественного выбора
20. Общее равновесие Лекция, семинар, СРС     2, гл. 11; 4, гл. 8; 5, гл. 8 Вопросы для самоконтроля к теме 20   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
21. Внешние эффекты: последствия и регулирование Лекция, семинар, СРС     2, § 13.1-13.2; 4, гл. 12; 5, § 9.1-9.3 Вопросы для самоконтроля к теме 21   Проверка ответов на вопросы самоконтроля
22. Общественные блага и теория общественного выбора Лекция, семинар, СРС 2 2 2, § 13.3, гл. 14; 4, гл. 13; 5, § 9.4 Вопросы для самоконтроля к теме 22 2 Проверка ответов на вопросы самоконтроля
Итого за 2-й семестр 3 2 3 2  
Всего за год      

 

 


ТЕМАТИКА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...