«утверждаю». Директор гбоу цвпгв. ________________ И. И. Мельниченко. Образовательная программа. Дополнительного образования детей
Стр 1 из 6Следующая ⇒ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКИЙ МОРСКОЙ ЦЕНТР ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО (Адрес: 125212, г. Москва, Ленинградское шоссе, 56-А)
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ ЦВПГВ ________________ И. И. Мельниченко «___» ___________ 201__ г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ “ЮНЫЙ ЭКОЛОГ”
Возраст обучающихся - 7-12 лет Срок реализации – 1 год
Разработчик программы: Кузенков Олег Петрович - педагог дополнительного образования
г. Москва 2012 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа «Юный эколог» является программой дополнительного образования детей эколого-биологической направленности и направлена на решение вопросов эколого-биологического воспитания у обучающихся. Ею предполагается организация работы по двум направлениям: 1) формирование начал экологической культуры у детей младшего школьного возраста; 2) овладение ими научными основами биологических знаний, навыками и умениями по природоохранительной деятельности.
Новизна программы состоит в том, что обучающиеся учатся на деле применять теоретические знания на практике, наблюдая за экологическим состоянием парковых зон и территорий. Также они имеют возможность приобщать своих сверстников и «нести» приобретенные экологические знания во взрослую жизнь, в свою семью. В ходе изучения программы происходит непроизвольно воспитание не только в экологическом направлении, но и оздоровительном, духовно-нравственном, патриотическом. Уровень экологической культуры воспитанников определяется комплексно. Нельзя забывать, что экологическая культура – это не только знание и уважение естественных прав природы; это, в первую очередь, проявление общей толерантности к представителям иных биологических, социальных, этнических и прочих систем. Таким образом, формирование экологического мировоззрения в рамках обучения по программе сводится к воспитанию толерантности, возможности понимать и уважать чужое мнение, терпимости, способности нравственных и этических суждений в отношении к собственным поступкам и деятельности других людей. Это только фундамент для дальнейшего роста личности ребёнка. Актуальность программы. О росте в общественном сознании понимания приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что 21 век наречен мировым сообществом столетием окружающей среды. Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы - потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать, прежде всего: в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему.
Педагогическая целесообразность программы. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей в коммуникации с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию принадлежит главная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека - общий или экологический - есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, показатель его развития как существа разумного. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияние семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и поэтому объективно является фактором многоуровневого воздействия. Среди всего многообразия социальных институтов школа и система дополнительного образования занимают особое место, так как их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно. Программа «Юный эколог» - одна из форм экологической работы. Основанием для разработки данной программы послужил тот факт, что начальная школа уделяет недостаточно внимания эколого-биологическому воспитанию. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся очень жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, в которых, обычно нет места экологическим дисциплинам, дополнительное образование может предоставить воспитанникам более широкие возможности в области экологического воспитания. Психологические исследования показывают, что на этом этапе детства особое значение имеет развитие форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.
Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической эколого-биологической деятельности обучающихся младшего школьного возраста с позиции комплексного познания и изучения всего мира с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы и изучения ее особенностей.
Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы. Цель программы - создание оптимальных условий для развития и самореализации обучающихся, формирования познавательных жизненных ценностей в процессе экологической и биологической деятельности. Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач :
- обучающих: а) формирование потребности в углубленном изучении природы; б) овладение формами и приемами учебно-исследовательской деятельности; - воспитательных: а) воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению и охране; б) формирование умения видеть красоту окружающего мира; в) воспитание потребности в здоровом образе жизни; г) изучение и исследование с обучающимися конкретных объектов природы; - развивающих: а) интеллектуальное и духовно-нравственное развитие обучающихся; б) развитие творческой, познавательной и созидательной активности; в) расширение знаний об окружающем мире.
Особенности образовательной программы. В основу программы положена методологическая идея Ф. Юнге (1832-1905) – немецкого педагога, который предложил изучать природу экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форму организации знаний в данной программе можно отнести к энциклопедической, так как содержание её организованно вокруг знаний о живых системах разного уровня (отдельные организмы, виды, экосистемы), ведь именно живые системы стоят в центре научной картины живой природы, и это должно стать отражением биоцентрического подхода в экологическом образовании (в противовес антропоцентризму, где человек рассматривается как царь природы, а не её органическая часть). Идея Ф. Юнге - реализовать в единстве региональный компонент и развитие «глобального кругозора».
Содержание программы построено с учетом результатов исследования ученых в области детской психологии и педагогики и в нее включены набор педагогических приемов и методик – от лекционного изложения материала до практических работ по выбранному направлению. Программа рассчитана на 1 год занятий, возраст обучающихся от 7 до 12 лет. Годовая нагрузка детей составляет 144 часа учебного времени. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с обязательным перерывом 15 мин. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым, развивая экологический аспект современной культуры. За время учебного года лекции и семинары проводятся в кабинетах, а практические занятия в полевых и лабораторных условиях. В течение года обучающиеся изучают основы естествознания и овладевают практическими навыками работы со специальным оборудованием и приборами. Группы формируются по возрастному принципу и с учетом уровня знаний обучающихся. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, собеседования, дискуссий, просмотров научно-познавательных фильмов, в том числе эпизодов из художественных фильмов, экскурсий на природу и музеи, практических занятий. Важно учесть тот факт, что в практические занятия входят письменная и художественная работа в рабочих тетрадях для закрепления и улучшения запоминания теоретического материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|