Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«утверждаю». Директор гбоу цвпгв. ________________ И. И. Мельниченко. Образовательная программа. Дополнительного образования детей




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКИЙ МОРСКОЙ ЦЕНТР ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

(Адрес: 125212, г. Москва, Ленинградское шоссе, 56-А)

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ ЦВПГВ

________________ И. И. Мельниченко

«___» ___________ 201__ г.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

“ЮНЫЙ ЭКОЛОГ”

 

 

Возраст обучающихся - 7-12 лет

Срок реализации – 1 год

 

 

Разработчик программы:

Кузенков Олег Петрович -

педагог дополнительного образования

 

 

г. Москва

2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

№ п/п                               НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ Стр.
1. Пояснительная записка. …………………………………………....  
2. Учебно - тематический план. ……………………………………...  
3. Содержание изучаемого курса. …………………………………....  
4. Методическое обеспечение программы. ………………………....  
5. Список литературы. …………………………………………….. …  

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Юный эколог» является программой дополнительного образования детей эколого-биологической направленности и направлена на решение вопросов эколого-биологического воспитания у обучающихся. Ею предполагается организация работы по двум направлениям: 1) формирование начал экологической культуры у детей младшего школьного возраста; 2) овладение ими научными основами биологических знаний, навыками и умениями по природоохранительной деятельности.

Новизна программы состоит в том, что обучающиеся учатся на деле применять теоретические знания на практике, наблюдая за экологическим состоянием парковых зон и территорий. Также они имеют возможность приобщать своих сверстников и «нести» приобретенные экологические знания во взрослую жизнь, в свою семью. В ходе изучения программы происходит непроизвольно воспитание не только в экологическом направлении, но и оздоровительном, духовно-нравственном, патриотическом.

Уровень экологической культуры воспитанников определяется комплексно. Нельзя забывать, что экологическая культура – это не только знание и уважение естественных прав природы; это, в первую очередь, проявление общей толерантности к представителям иных биологических, социальных, этнических и прочих систем. Таким образом, формирование экологического мировоззрения в рамках обучения по программе сводится к воспитанию толерантности, возможности понимать и уважать чужое мнение, терпимости, способности нравственных и этических суждений в отношении к собственным поступкам и деятельности других людей. Это только фундамент для дальнейшего роста личности ребёнка.

Актуальность программы.

О росте в общественном сознании понимания приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что 21 век наречен мировым сообществом столетием окружающей среды. Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы - потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать, прежде всего: в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему.

Педагогическая целесообразность программы.

Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей в коммуникации с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию принадлежит главная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека - общий или экологический - есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, показатель его развития как существа разумного. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияние семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и поэтому объективно является фактором многоуровневого воздействия. Среди всего многообразия социальных институтов школа и система дополнительного образования занимают особое место, так как их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно.

Программа «Юный эколог» - одна из форм экологической работы. Основанием для разработки данной программы послужил тот факт, что начальная школа уделяет недостаточно внимания эколого-биологическому воспитанию. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся очень жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, в которых, обычно нет места экологическим дисциплинам, дополнительное образование может предоставить воспитанникам более широкие возможности в области экологического воспитания.

Психологические исследования показывают, что на этом этапе детства особое значение имеет развитие форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.

Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической эколого-биологической деятельности обучающихся младшего школьного возраста с позиции комплексного познания и изучения всего мира с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы и изучения ее особенностей.

 

Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.

Цель программы - создание оптимальных условий для развития и самореализации обучающихся, формирования познавательных жизненных ценностей в процессе экологической и биологической деятельности.

Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач :

 

- обучающих:

а) формирование потребности в углубленном изучении природы;

б) овладение формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;

- воспитательных:

а) воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению и охране;

б) формирование умения видеть красоту окружающего мира;

в) воспитание потребности в здоровом образе жизни;

г) изучение и исследование с обучающимися конкретных объектов природы;

- развивающих:

а) интеллектуальное и духовно-нравственное развитие обучающихся;

б) развитие творческой, познавательной и созидательной активности;

в) расширение знаний об окружающем мире.

 

Особенности образовательной программы.

В основу программы положена методологическая идея Ф. Юнге (1832-1905) – немецкого педагога, который предложил изучать природу экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форму организации знаний в данной программе можно отнести к энциклопедической, так как содержание её организованно вокруг знаний о живых системах разного уровня (отдельные организмы, виды, экосистемы), ведь именно живые системы стоят в центре научной картины живой природы, и это должно стать отражением биоцентрического подхода в экологическом образовании (в противовес антропоцентризму, где человек рассматривается как царь природы, а не её органическая часть). Идея Ф. Юнге - реализовать в единстве региональный компонент и развитие «глобального кругозора».

Содержание программы построено с учетом результатов исследования ученых в области детской психологии и педагогики и в нее включены набор педагогических приемов и методик – от лекционного изложения материала до практических работ по выбранному направлению.

Программа рассчитана на 1 год занятий, возраст обучающихся от 7 до 12 лет. Годовая нагрузка детей составляет 144 часа учебного времени. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с обязательным перерывом 15 мин.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым, развивая экологический аспект современной культуры.

За время учебного года лекции и семинары проводятся в кабинетах, а практические занятия в полевых и лабораторных условиях.

В течение года обучающиеся изучают основы естествознания и овладевают практическими навыками работы со специальным оборудованием и приборами.

Группы формируются по возрастному принципу и с учетом уровня знаний обучающихся.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, собеседования, дискуссий, просмотров научно-познавательных фильмов, в том числе эпизодов из художественных фильмов, экскурсий на природу и музеи, практических занятий. Важно учесть тот факт, что в практические занятия входят письменная и художественная работа в рабочих тетрадях для закрепления и улучшения запоминания теоретического материала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...