Как темперамент влияет на развитие отклонений в поведении. Модель «хорошего соответствия»
Принципиально то, что темперамент сам по себе не имеет патологической основы, Даже названный нами «трудным» тип темперамента, наиболее тесно связанный с нарушениями поведения, встречался у нормально развивающихся ребят, хотя у них часто возникали периоды смятений и расстройств. С другой стороны, никакой склад темперамента не предохраняет от нарушений поведения, даже «легкий», с наименьшей вероятностью неполадок. Чрезмерные отклонения в поведении и тяжелые нарушения психического развития не возникают, как правило, вследствие одних лишь особенностей ребенка или среды. Исключением являются только серьезные психические заболевания и очень тяжелые непрекращающиеся удары судьбы (Erikson, 1976; Terr, 1983). Поэтому независимо от того, какие теоретические взгляды и представления лежат в основе классификации темперамента, его влияние на развитие и деятельность ребенка, несомненно, осуществляется одновременно с воздействием среды. Иным способом мы не сможем объяснить, почему дети с одинаковым темпераментом развиваются по-разному, а дети с различным темпераментом — похоже. С этой точки зрения нам показалось исключительно ценным понятие «хорошего или плохого соответствия». Оно дает основу, позволяющую не только выявить те особенности взаимодействия организма и среды, которые в каждом отдельном случае отвечают за появление отклонений в поведении, но и просле- дить их развитие, не обращаясь к умозрительным и не поддающимся проверке формулировкам. Кроме того, это понятие дает многообещающую стратегию лечения и профилактики. «Хорошее соответствие», как мы определили его в целом ряде предыдущих публикаций (Chess & Thomas, 1984), возникает тогда, когда требования и ожидания окружения согласуются с возможностями и особенностями индивидуума. В этих случаях психическое развитие и деятельность ребенка скорее всего будут здоровыми. «Плохое соответствие», с другой стороны, возникает, когда индивидуум не обладает способностями и свойствами, необходимыми для того, чтобы справиться с требованиями и ожиданиями, которые ему предъявляются окружающими. В таких случаях обычно наступает чрезмерный стресс и вероятность развития поведенческих отклонений у ребенка (и взрослого) становится высокой.
«Плохое соответствие» может устанавливаться разными способами. В его формировании у разных индивидуумов могут участвовать различные психические свойства и факторы среды, и в каждом конкретном случае оно своеобразно проявляется в процессах взаимодействия. Поэтому для того, чтобы определить, в чем именно состоит «плохое соответствие» при данном отклонении поведения, нужно использовать многомерный подход, который позволяет выявить теоретически значимые влияния биологических, психологических и социальных факторов отдельно и во взаимосвязи, а также рассмотреть функциональное значение всех этих факторов применительно к данному случаю. Такой многомерный биопсихосоциальный подход необходим и в соматической медицине, и в психиатрии (Engel, 1977). Это, однако, не означает, что в каждом конкретном случае будут задействованы все факторы, которые могут быть причиной расстройства. Совсем наоборот. У одного индивидуума определяющими в развитии нарушений поведения могут быть одна его особеннос-ть и одно конкретное требование среды, в другом случае значимые для развития нарушений факторы могут быть совсем иными, в третьем — отличными от первых двух и т. д. Интересно, что многие исследователи нормального и патологического развития в своей работе опирались на понятие «хорошее соответствие», но они либо не применяли сам термин, либо использовали его недостаточно систематически {Greenspan, 1981; Murphy, 1981). Ян Стреляу, начавший с гибкого неопавловского подхода, дал этому понятию формулировку, очень похожую на нашу: «Поскольку активность человека определяется главным образом
9' 131 социальным окружением, может получиться, что стимулирующее значение активности установится не в соответствии с уровнем реактивности данного индивидуума. В этом случае могут развиться различные нарушения и расстройства поведения» (Strelau, 1985). Чтобы модель «хорошего соответствия» была полезной, в ней не должно быть доказательств «по кругу», погубивыгих так много психологических теорий. Другими словами, очень легко «доказать», что нормальная приспособленность индивидуума к окружению — это следствие «хорошего» соответствия, а неадекватная жизнедеятельность — следствие «плохого», а затем для объяснения типа соответствия использовать характер жизнедеятельности. Поэтому необходимы разработка независимых критериев, с помощью которых можно было бы определить «хорошее» и «плохое» соответствие по многим факторам психического развития, а также выявление условий, при которых эти факторы влияют на тип соответствия и на характер развития — нормальный или патологический. Такой подход просматривается в целом ряде работ (см. ссылки у С. Чесе и А. Томаса — Chess & Thomas, 1984, с. 279), которые дают примеры исследований взаимодействий в конкретных условиях и могут предоставить данные для модели «хорошего соответствия». ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА Одним из самых значительных результатов исследований темперамента является новый подход к лечению и профилактике. Вместо поиска предполагаемых внутрипсихических причин развития болезни у родителей и у самих пациентов и последующего длительного лечения, часто сомнительного качества, мы стали использовать так называемое «руководство для родителей». Руководство для родителей основано на клиническом заключении о том, что ребенок по своему темпераменту не соответствует тем требованиям, которые предъявляют ему или родители, или школа, или же все вместе. В первые годы жизни такое несоответствие более вероятно у ребенка с трудным темпераментом. Он обычно отвергает новую пищу, незнакомых людей и непривычные места, громко протестует, трудно и медленно привыкает к любым изменениям, не имеет четкого режима сна, питания и опорожнения кишечника. Для таких детей уже с самого раннего возраста жизнь становится трудной. Тяжко приходится и родителям, не понимающим, почему самые обычные действия и навыки, которые большинство других детей осваивает легко и быстро, их ребенку даются с большим трудом и напряжением
сил. Если родители осознают, что в основе такого поведения лежит темперамент, и предъявляют к ребенку соответствующие требования — спокойные, дружелюбные, мягкие, но последовательные, — малыш постепенно научится приспосабливаться к разным условиям, выработает привычку проситься на горшок и установит режим сна. Когда вместо криков и протестов появляются бурные выражения радости и веселья, то интенсивность эмоциональных реакций может даже стать достоинством ребенка. В нашем исследовании, например, один из отцов даже гордился «буйством» своего сына в младенчестве. Мальчик хорошо развивался, и это качество постепенно перешло в энтузиазм. Однако если родители не понимают, что главной причиной такого поведения ребенка является его темперамент, они будут чувствовать виноватыми либо себя, либо ребенка, либо всех вместе. Многие родители в конце концов ощущают себя жертвой террора своего крошечного сына или дочери, а это верный признак того, что они на ложном пути. В таких случаях родители могут оказывать давление на ребенка, задабривать его или же нерешительно переходить от одной тактики к другой, но все это только препятствует малышу справиться с повседневными требованиями, необходимыми для социализации в первые годы жизни. И слишком часто результатом всего этого становятся отклонения в поведении. Руководство разъясняет родителям, что трудное поведение ребенка — не их вина и не вызвано его зловредными прихотями. Скорее всего причина в том, что они ожидают и даже требуют от ребенка таких реакций, на которые он просто не способен. Большинство родителей готово выслушать врача, принять его советы и попробовать обращаться с малышом иначе. Редко кто не желает своему ребенку счастливого и плодотворного будущего. Руководство имеет огромное преимущество в том, что врач как бы заручается поддеРжкои родителей и делает их непосредственными помощниками в процессе лечения, а ведь они взаимодействуют с ребенком ежедневно и постоянно. По нашим данным, руководство для родителей эффективно в 50% случаев «плохого соответствия», охватывающих все возможные сочетания свойств темперамента ребенка и не соответствующих ему способов родительского обращения. При успешности такого подхода отпадает необходимость в длительном и дорогостоящем лечении, а в тех случаях, когда трудности в поведении не исчезают и даже усугубляются и возникают показания для психотерапии, одновременное руководство для родителей может значительно сократить длительность лечения и увеличить его эффективность.
И наконец, наш подход, помимо всего прочего, не нуждается в трудоемкой, дорогостоящей и в общем-то неверной процедуре анализа психических нарушений у самих родителей. Понимание роли темперамента в поведении ребенка может помочь воспитателям, специалистам в области охраны психического здоровья, педиатрам и учителям приспособить.свои требования к ребенку таким образом, чтобы он был способен с ними справиться. Это не только избавит от лишних трудностей, но будет способствовать развитию у ребенка хорошего представления о самом себе. Если подросток или взрослый поймут свой темперамент, они смогут решить, когда им для пользы дела необходимо сдерживаться. Приведем один пример. При очередном обследовании мы беседовали с молодой женщиной немного старше двадцати пяти лет, отличавшейся в детстве крайне трудным темпераментом. Родители были сбиты с толку ее частыми и бурными вспышками гнева, не могли найти причин такого поведения и, в свою очередь, сердились, чувствуя себя виноватыми. Это только ухудшало дело, и в итоге у девочки появились отклонения в поведении. Родители обратились к нам за помощью. Из их рассказа и наших наблюдений за поведением ребенка в игровой комнате стало ясно, что в этом случае имело место нарастающее несоответствие между ребенком и родителями. Вникнув в наш анализ ситуации, родители изменили свое поведение в соответствии с полученными рекомендациями, и спустя совсем немного времени отклонения в поведении исчезли и отношения девочки с родителями стали более близкими и теплыми.
Теперь, к тридцати годам, эта молодая женщина счастлива в личной жизни и успешно начала профессиональную карь'еру. Когда ее спросили, как часто она сердится (один из наших обычных вопросов), она улыбнулась и сказала: «Почти никогда». Женщина объяснила, что она, как и раньше, все еще склонна к вспышкам гнева, однако понимает, что, как правило, такие вспышки бумерангом обращаются на нее саму. Вместе с тем ей не хочется избегать сложностей и столкновений, если они необходимы. В итоге она научилась различными способами но без гнева выходить из трудных ситуаций. Ни один подход в жизни не может быть панацеей. И не все случаи в нашей практике кончались так благополучно, как этот. Но очень часто мы просто поражались тому, какое брльшое значение для здорового психического развития и жизнедеятельности человека может иметь знакомство со своим темпераментом.
И. В. Равич-Щербо ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНОТИП СРЕДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ В ИЗМЕНЧИВОСТИ КОМПОНЕНТОВ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ [10] В исследовании М. Риза, проведенном на 45—47 парах МЗ2 близнецов, 38—39 однополых парах и 70—82 парах разнополых ДЗ3 первых дней жизни (3,7 дня для доношенных и 46,9 дня для недоношенных или имевших медицинские проблемы, ликвидированные к моменту обследования), у тех и других получены одинаково низкие внутрипарные корреляции по четырем чертам темперамента (возбудимость, способность успокаиваться и др.) и по характеристикам активности во сне и бодрствовании. Корреляции у МЗ близнецов колеблются в пределах 0,06—0,31, у однополых ДЗ они равны 0,06—0,59, у разнополых — 0,13—0,30. Автор полагает, что главной причиной этого являются пренаталь-ные условия и особенности родов; аргументом в пользу такого объяснения служат корреляции между различиями по поведенческим характеристикам, с одной стороны, и весом при рождении и тесту Апгар, говорящему о физиологической зрелости новорожденного, — с другой. Как заключает Дж. Лоэлин, в этом возрасте гены не являются основным источником индивидуальных различий по темпераменту «или, точнее, еще не являются». В ближайшие месяцы ситуация существенно меняется. В четырех исследованиях, проведенных с близнецами 10 возрастов — от 3 до 12 месяцев жизни (группы МЗ — от 29 до 117 пар, ДЗ — от 18 до 213 пар), использовавших разные методики оценки поведения детей — от лабораторных до наблюдения, только в одном случае сходство в парах ДЗ близнецов оказалось выше, чем МЗ; в остальных 9 возрастных группах корреляции МЗ выше, чем ДЗ. Коэффициент наследуемости, правда, пока невелик — в среднем около 30%, но генетические влияния уже вполне отчетливы. Это подтверждается и методом приемных детей: в Колорадском исследовании биологические сиблинги (101 пара в возрасте 1 года) имели корреляцию по шкале Н. Бейли, оценивающей особенности поведения ребенка, равную 0,20, а у 83 пар приемных сиблингов она была практически нулевой (0,09). На следующем, втором, году жизни генотипические влияния еще более Монозиготные близнецы, з. Дизиготные близнецы. отчетливы. В Луизвилльском близнецовом исследовании (близнецы 1,5 и 2 лет, 30—83 пары МЗ и 28—50 пар ДЗ) при оценке поведения ребенка двумя разными методами коэффициенты наследуемости уже достаточно высоки: Л2 = 0,42 —0,56, что сопоставимо с величиной генетической детерминации экстраверсии и нейротицизма у взрослых. По данным того же исследования, в течение первых двух лет МЗ близнецы оказываются более похожими и по возрастной динамике оценок, получаемых по шкалам темперамента и личности; усредненные по нескольким шкалам и возрастным этапам (в пределах 9—48 месяцев) корреляции таковы: гмэ ш 0,50; Гдз = 0,18. Это может говорить о том, что индивидуальные траектории развития на данном отрезке онтогенеза также испытывают влияние наследственности. Э. ф. Кириакиди (1994) у близнецов 21—25 месяцев жизни (х = 23 месяца) оценивала среди прочего особенности поведения по методике Н. Бейли (одна из наиболее распространенных и хорошо отработанных шкал для диагностики детского развития). Эта часть шкалы объединяется в три фактора, два из которых могут быть отнесены к категории темперамента: эмоциональность, экстраверсия и активность. Результаты показали, что на абсолютные оценки по этим факторам влияют конкретные особенности домашней среды: наличие в семье бабушки, систематические игры родителей с детьми, хорошие жилищные условия. Однако внутрипарное сходство и, следовательно, коэффициент наследуемости от этих обстоятельств не зависят. Генетический компонент обнаружился только в дисперсии оценок эмоциональности (0,30 и 0,47 при двух разных способах вычисления). Индивидуальные различия по активности полностью определяются средой, причем в обоих случаях большую роль играет индивидуальная среда. Но при этом эмоциональность и активность оказались связанными генетической корреляцией (га = 0,45), что свидетельствует о наличии у них некоторой общей основы, общей системы генов, определяющих вариативность обеих черт. Несколько иной подход к исследованию динамики поведения детей был реализован в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, в котором было выделено 9 компонентов, описывающих динамику поведения ребенка: активность (главным образом двигательная), регулярность (ритмичность появления поведенческих реакций, например проявлений голода, отправления физических функций, смены циклов сна и бодрствования и т. д.); приближение — удаление (иначе обозначается как реакция к/от: направление эмоционального и двигательного ответа на новые стимулы); адаптивность (реакция на новую ситуацию); интенсивность реакции любого знака; порог активности; доминирующее настроение; отвлекаемость (легкость изменения поведения в ответ на новые ситуации); внимание/настойчивость (длительность какой-либо деятельности и способность продолжать ее вопреки помехам). На основе Нью-Йоркского лонгитюдного исследования А. Торгерсен провела близнецовое исследование, результаты которого отражены в табл. 1. Таблица 1 Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов в исследовании темперамента А. Торгерсен
Примечание. Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов оценивалось по соотношению дисперсии внутрипарных разностей. Значимое F-отношение говорит о большем сходстве МЗ по сравнению с ДЗ и, следовательно, о наличии генетического компонента в изменчивости признака. •р< 0,05; "р < 0,01; *"р < 0,001. Таким образом, уже начиная примерно с 9 месяцев жизни проявляется генетически заданная индивидуальность в сфере динамических характеристик поведения ребенка, т. е. темперамента. По данным, полученным в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании [оно началось в 1957 г.; первичная выборка— 133 ребенка раннего возраста), был выделен синдром трудного темперамента. Его признаками являются: низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, слабая реакция, плохая адаптивность и высокая интенсивность реакций. Оказалось, что этот синдром устойчив в первые годы жизни. В Нью-Йоркском исследовании в парах возрастов получены положительные корреляции: 1 год и 2 года —0,42; 2 и 3 года —0,37; 3 и 4 года — 0,29; в Колорадском проекте аналогичные корреляции даже выше: 0,54, 0,61, 0,54 соответственно. Более того, начиная с трех лет обнаруживаются связи с темпераментом в период ранней взрослости (17—24 года): корреляции с оценками, полученными в 1 и 2 года, приближаются к нулю, но затем, в 3 и 4 года, они уже равны 0,31 и 0,37 (подумеем: ведь это интервал в 15—20 лет!). Более того, трудный темперамент детства имеет проекцию в приспособленность взрослого человека к разным сферам деятельности — обучения, социальной, семейной и т.д.; соответствующие корреляции с первым и вторым годами жизни нулевые, но с трудным темпераментом в 3 года трудности взрослого уже имеют корреляцию г — 0,21, а в 4 года г — 0,32 (минус здесь означает, что, чем выше оценки трудного темперамента в детстве, т. е. чем он труднее, тем ниже приспособленность взрослого). По данным близнецового исследования А, Торгерсен, из пяти компонентов синдрома трудного темперамента в 6 лет три имеют высокую генетическую составляющую (слабая реакция «к», высокая интенсивность реакций, низкая регулярность: h2 = 0,94; 0,82; 0,68 соответственно), один — плохая адаптивность — определяется в основном общесемейной средой (с2 = 0,55) и еще один — негативное настроение — индивидуальной средой (е2 = 0,63). Правда, в двух последних признаках влияния наследственности тоже констатируются: h2 = 0,26 и 0,37 соответственно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|