Спектр невролого-психиатрических расстройств
Даже аномальный ребенок следует общечеловеческому ходу развития. Отдельные сдвиги, сколь бы они ни были искаженными, являются индивидуально-специфичными и в любом случае могут быть выявлены. У аномального ребенка почти всегда наиболее очевидным симптомом является задержка разной степени выраженности. Но, во-первых, задержка не всегда проявляется одновременно во всех областях поведения или в одинаковой степени в каждой из них. Во-вторых, развитие искажается. Поведенческие паттерны могут деформироваться или гипертрофироваться или же не проявляться вовсе. Величины задержки и искажения зависят от природы этиологических факторов, их тяжести и времени их появления в жизненном цикле ребенка. <...> Хотя и существует внутренняя взаимосвязь всех граней развития поведения, каждый аспект требует отдельного анализа и изучения для постановки адекватного дифференциального диагноза и прогноза. Однако в ходе процедуры оценивания развития они все анализируются одновременно. <...> Ребенок не может быть разделен на психометрическую и неврологическую «половины» или как-то еще на независимые части. Моторная интеграция и зрелость ребенка неразрывно связаны. Такой монистический подход мы применяем при обсуждении шести важных проблем в области неврологических нарушений. (1) Причиной проявлений умственной недостаточности может быть органическое заболевание мозга, или задержка вследствие дефицитарного опыта, или их сочетание. (2) Нервно-моторные аномалии простираются от отклонений, не имеющих клинического значения, до серьезных расстройств, объединенных в рубрике церебральный паралич. Моторные аспекты неврологических функций являются наиболее чувствительными указателями на наличие не столь выраженных нарушений интеграции ЦНС в раннем детском возрасте. (3) Припадки могут появляться в сопровождении других аномалий или как. единственное проявление заболевания ЦНС. За проявлениями интеллектуальных нарушений могут скрываться определенные атипичные припадки, общие для раннего детства. (4) Специфичные слуховые и зрительные дефекты как периферического, так и центрального характера могут видоизменять нормальные стадии процесса развития. (5} Фундаментальную значимость в определении функционирования ребенка имеют интеграция его поведения и Эмоциональное отношение ребенка к окружающему. Наиболее крайние нарушения способности к интеграции были названы аутизмом или инфантильным психозом. (6) Наконец, существует множество специфичных синдромов, связанных с дисфункцией ЦНС, которые должны быть определены и внесены в любое диагностическое заключение. Некоторые подлежат определенной терапии, другие имеют важность для генетического консультирования.
РАССМОТРЕНИЕ ЭТИОЛОГИИ Хотя большая часть наших знаний является неполной, они быстро увеличиваются. При определении этиологии необходимо отталкиваться от того, в какой период жизненного цикла ребенка имело место патогенное воздействие. Время воздействия имеет, за исключением крайних случаев, большее значение, чем природа болезнетворного агента. Период развития основных психических функций длится от зачатия до примерно 8—9 лет, возраста, когда моторные способности достигают уровня интеграции, соответствующего взрослому. Если хромосомные аномалии приводят к различимому комплексу анатомических изменений организма, то они могут быть распознаны при рождении. Однако большинство наследственных заболеваний сильно различаются по времени и тяжести проявления. Вредные воздействия на плод в течение первых 8 недель жизни {эмбрионального периода) часто выражаются в тяжелых пороках развития как нервной, так и других систем организма, что часто ведет к смерти плода и выкидышу. В другие
периоды пренатального развития недостаточные для смерти плода патогенные влияния, такие, как гипоксия, недостаток питательных веществ или инфекции, могут привести к ряду врожденных нарушений, симптомы которых зависят от объема и локализации поражения. Результаты постнатальных поражений также различаются у развивающихся и зрелых организмов. Инвалидность у развивающегося ребенка ведет к проблемам в интеграции и обучении тем паттернам поведения, которые уже сформированы у более старших детей и взрослых. Повреждения развивающегося организма обыкновенно скорее диффузны, чем четко локализованы, так что чаще имеют место комбинации нарушений способностей. Термин «повреждение» обычно ассоциируется с физической травмой, с гибелью ткани и видимым разрывом. Хотя в конкретном случае это и может иметь место, предпочтительнее употреблять термин «дисфункция». Неверно функционирующие нейроны или ферменты могут привести к более серьезным нарушениям в результате своей активности, чем наличие нефункционирую-щих мертвых клеток. Не вызванная или нескоординированная импульсация поврежденных клеток, их неспособность к порождению импульсов могут привести к любым невролого-психиат-рическим нарушениям. Таким образом, дисфункция, которую можно отнести на счет патологии центральной нервной системы, может существовать в отсутствие наблюдаемых повреждений. Таблица представляет если не полную, то эвристическую, этиологическую классификацию дефектов развития и отклонений, сгруппированных по времени действия болезнетворного агента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|