Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таким образом, весь процесс коррекционно-воспитательной работы, осуществляемой педагогическим коллективом спец. ДУ, и есть процесс, обеспечивающий подготовку УО детей к школьному обучению.




15. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза. Классификация ЗПР (по К.С.Лебединской).

ЗПР – замедление темпа развития психики ребенка, которая выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

ЗПР – пограничное состояние между N и УО т.е. по всем показателям психического развития дети данной категории качественно отличаются от других дезонтогенетических расстройств, с одной стороны, и от «нормального» развития – с другой, занимая по уровню промежуточное место между N и УО.

По МКБ ЗПР определяется как «общее расстройство психологического развития» (F85), по уровню интеллекта, диагностируемого с помощью теста Векслера, дети с ЗПР оказываются в зоне пограничной УО (IQ от 70 до 90).

В качестве причин Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделили:

Неблагоприятное течение беременности( болезни, хронические заболевания матери, инфекции, интоксикации, резус-фактор)

Патология родов (травмы, асфиксия)

Социальные факторы (педагогическая запущенность, гиперопека)

Классификация, предложенная К.С. Лебединской, отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность. Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и особенностями развития психических функций.

ЗПР конституционального происхождения, так называемый гармонический инфантилизм, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней стадии развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. При переходе к школьному возрасту значимость для детей игровых интересов сохраняется. Гармонический инфантилизм можно считать ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения.

ЗПР соматогенного происхождения обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца.

ЗПР психогенного происхождения связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы). Это тип ЗПР следует отличать от педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, а вызванных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

ЗПР психогенного происхождения наблюдается прежде всего при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, часто обусловленной явлениями гипоопеки – условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, выработка которых связана с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант, обусловленный «гиперопекой» - неправильным, изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, общее снижение познавательной активности, повышенная утомляемость и истощаемость, особенно при длительных физических и интеллектуальных нагрузках. Познавательная и учебная деятельность страдает вторично вследствие снижения общего тонуса организма. Наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще всего наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, деспотичность агрессия к ребенку, другим членам семьи. В такой обстановке личность нередко формируется робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и отсутствии инициативы. Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности.

ЗПР церебрально-органического происхождения встречается чаще других типов, обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоциональной сфере, так и в познавательной деятельности. Общим для данной формы является наличие так называемой легкой дисфункции головного мозга, отражающий наличие легких нарушений развития, возникших в основном в перинатальном периоде, характеризующийся весьма пестрой клинической картиной.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом (понижена живость, яркость эмоций, снижены уровень притязаний и самооценка, бедность воображения и т.д.). Эмоциональный фон по 2м видам:

Неустойчивый (с психомоторной расторможенностью, импульсивный)

Тормозимый (с пониженным фоном настроения, нерешительный, боязливый, безинициативный)

В познавательной деятельности: недостаточность памяти, внимания, инертность психических процессов, их медлительность и пониженная переключаемость, недостаточность восприятий (всех), моторной и сенсорной стороны речи и т.д.

2 варианта

1) Органический инфантилизм (э-в незрелость + симптомы поврежден.)

2) ЗПР с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности (доминируют симптомы поврежденности)

 

 

16. Кодификация ЗПР в международной классификации болезней.

DSM – III DSM – IV

 

ЗПР – замедленный темп развития психики ребенка, который выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладание игровых интересов и быстрой присыщаемости в интеллектуальной деятельности.

 

I Гармоническийпсихофизический инфантилизм (констит. по Лебединской)

Затрагивает не только психику, но и психическое развитие ребенка. Отстает в росте, весе от сверстников. Отмечается живость моторики и эмоции. Круг интересов ограничен игровой деятельностью, сюжетно-ролевая игра хорошо развита. Учебно познавательная деятельность малопривлекательна. При выполнении учебных заданий наступает быстрая присыщаемость. Эмоции и мотивация соответствует более младшему возрасту. Со стороны психических процессов существенных нарушений не наблюдается. Самооценка ребенка слабодифференцированна.

 

II Органический инфантилизм

Возникает на основе перенесенных органических поражений в раннем детстве. Эмоционально-волевая сфера – отмечаются признаки незрелости; неспособность к произвольному сосредоточению на интел. деят-ти, преобладание игровой мотивации. Черты органического поражения ЦНС – инертность психических процессов и неловкость моторики. Высокая ориентировка на реакцию взрослого и стремление получить похвалу, при этом мало заинтересован в содержании задания, не может самостоятельно оценить успешность своей деятельности. Самооценка обычно высокая, отношение к учебе негативное. При исследовании интеллекта видим возрастную границу нормы. Попадает в группу риска – шк. тревожность.

 

III Церебрально-органическая ЗПР (Лебединская)

В большой степени страдает познавательная деятельность, а не эмоционально-волевая сфера. Двигательная расторможенность, недостаточное понимание инструкций. Снижена работоспособность, выражена истощаемость психических процессов по гипостеническому либо гиперстеническому типу. Объемы произвольной концентрации внимания недостаточны, резко страдает способность к распределению внимания, память слабо развита, в основном страдает запоминание, темп сенсомоторики замедлен, нарушена точная координация движения. Ярко выражена речевая задержка, бедность словарного запаса, отмечается дефект произношения, недостаточность звукобуквенного анализа и синтеза. Встречаются проявления очагового поражения мозга (либо нарушение зрения, слух. восприятия, стереотипы и повторы в ходе деятельности, могут проявляться трудности пространственной ориентировки. Общий уровень интеллекта является промежуточным между нормой и У.О. Отмечается снижение показателей интеллекта по всем субтестам. Отмечается конкретность мышления.

В отличии от детей с нарушением интеллекта отмечается неравномерность уровня достижения. Страдает эмоционально-волевая сфера, возможно проявление грубости, импульсивности, волевая регуляция деятельности развита недостаточно. Самооценка и критичность к результатам деятельности затруднена. Отмечается реакция на поощрение со стороны взрослого. Игровая деятельность – стереотипна, отсутствует игра с правилами.

Психолого педагогическое сопровождение, медицинское лечение.

 

IV Соматогенная ЗПР (Лебединская)

Перенесенные тяжелые соматические заболевания (пневмония, различные операции) или хронические заболевание. Влияние неблагоприятных факторов, при разрыве с матерью ребенок испытывает чувство страха, одиночества. При длительном эмоциональном голоде – явление сенсорной депривации, (млад. воз потребность в самостибуляции (покачивание и т.п.)).

При психологическом обследовании – истощаемость и чаще по гипостеническому типу. Нарушена концентрация распределения внимания. Память и интеллектуальные способности не нарушены. Ярко выражены лобильность эмоций, самооценка за преобладание игровых интересов. Может возникнуть шк. тревожность.

 

V ЗПР в связи с педагогической и микросоциальной запущенностью

Со здоровой Н.С., нормальными предпосылками интеллектуального развития, но воспитание в неблагоприятных условиях (родители котроые страдают У.О., алкоголизм, наркомания и т.п.). Выявлена нормальная работоспособность, в границах нормы показали внимание и память. Ребенок хорошо ориентируется в бытовых вопросах, но отстает в запасе и навыках необходимых в школе. Если ребенок попадает в благоприятные условия – преодолевает задержку.

 

17. Понятие минимальная мозговая дисфункция. «Динамика проявления» ММД на протяжении онтогенеза ребенка.

Минимальная мозговая дисфункция – биологически обусловленная недостаточность функций нервной системы, приводящая к легким расстройствам поведения и снижению обучаемости.

Причины этой дисфункции – различные вредности, перенесенные в период внутриутробного развития (токсикоз, инфекции, алкоголь) травмы, заболевания.

 

Проявления ММД отличаются многообразием и зависят от локализации повреждения. Чаще всего отмечаются задержка и нарушения моторики: неловкость движений, тики, гримасничанье, двигательная расторможенность либо повышенная медлительность, а также нарушения сна, возбудимость, неуправляемость поведения. Самыми характерным клиническими признаками ММД являются четкое преобладание функциональных расстройств (изменения в поведении, трудности в обучении, речевые нарушения, недостаточность моторики, различные виды невротических реакций) над органическими. Нередко ММД проявляется 1-2 признаками. Изменения поведения проявляется в гиперактивности.

В ходе дальнейшего развития ребенка с ММД происходит постепенная компенсация имеющихся нарушений. При благоприятной системе обучения, воспитания и лечения к подростковому возрасте сглаживаются имевшиеся раньше симптомы и обнаружить остаточные явления органического характера можно только при специальном нейропсихологическом и электроцефалографическом исследовании. Однако, при присоединении других дополнительных факторов (травм, хирургических операций, соматич. заболеваниях и т.д.) ММД может привести к развитию ряда заболеваний: эпилепсии, психопатии, несостоятельности речевой системы… В связи с этим важной задачей является выявление детей с органическими поражениями ЦНС и наблюдение за развитием ребенка со стороны специалистов: невропатолога, психолога, логопеда.

При некоторых формах органического поражения ЦНС в большей степени страдают психические процессы (память, внимание), а личностное развитие сохраняется в границах возрастной нормы. Такие дети тяжело переживают свою несостоятельность, у них легко возникают вторичные нарушения: заикания, тики, страхи, расстройства сна и аппетита. Самооценка занижена, ребенок четко дифференцирует отношение к себе со стороны значимых лиц.

При других поражениях происходит преимущественно нарушение развития эмоционально-волевых механизмов, формирование психоподобного синдрома. Это проявляется в повышенной возбудимости, психической неустойчивости, обидчивости. Такой тип нарушений часто сопровождается усилением изменений влечений: стремление к бродяжничеству, агрессивность, сексуальная расторможенность и т.д. При обследовании отмечаются недостаточная критичность к своим достижениям, часто завышенная либо недифференцированная самооценка. От детей и подростков с психопатией эту группу отличает нарушение психических процессов, неравномерное снижение интеллекта.

Термин ММД применяется к группе различных по своим причинам и механизмам развития (т.е. этиологии и патогенезу) состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

На 1 году жизни – сидром повышенной нервно-рефлектной возбудимости, проявляющийся в общем беспокойстве, повышенной возбудимостью, нарушением сна и аппетита, частыми срыгиваниями, тремором подбородка и рук.

В возрасте от 1 года до 3 лет - у детей наблюдается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушение сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, отставание в психоречевом и моторном развитии.

К 3 годам наблюдается моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм.

В младшем возрасте наблюдается задержка в формировании навыков опрятности, что может сопровождаться недержанием мочи и кала.

В дальнейшем прослеживается зависимость: возникновение симптомов ММД и их нарастание активизируется при начале посещения ДОУ и школы. Это объясняется неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Максимальная выраженность проявлений ММД совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. 1 период - в возрасте 1-2года, происходит развитие коркоречевых зон и формирование навыков речи. 2 период - в возрасте 3 лет происходит увеличение запаса слов, формирование фразовой речи, развитие внимания и памяти, при увеличении нагрузок на ЦНС происходит отставание в психоречевом развитии и невротическим расстройствам. 3 период – в 6-7лет и совпадает с началом становления письменной речи, трудности психологического характера обуславливают психосоматические нарушения и проявление вегето-сосудестой дистонии.

В подростковом возрасте нарастает нарушение поведения, агрессивность, трудности в семье и школе, ухудшается успеваемость. Появляется тяга к спиртному и наркотикам, им свойственен «бунтарский дух», отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Нередко подростки совершают антисоциальные действия.

 

 

18. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая характеристика, перспективы преодоления.

Диагноз: необходимо наличие 6 или более симптомов невнимательности, 6 или более симптомов гиперактивности и импульсивности.

I. Критерии

Симптомы невнимательности:

1) часто не способен удержать внимание на деталях из-за небрежности, легкомыслия, пропускает ошибки в разных заданиях

2) обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении задания или во время игры

3) часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь

4) ребенок часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением домашней работы

5) часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задания и других видов деятельности

6) обычно избегает вовлечения выполнения заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения

7) ребенок часто теряет вещи (дома, в школе)

8) легко отвлекается на посторонние стимулы

9) часто проявляет забывчивость в повседневной ситуации

Симптомы гиперактивности:

1) часто наблюдаются беспокойные движения в кистях, стопах, сидя на стуле постоянно вертится

2) часто встает со своего места на занятиях или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте

3) часто проявляет бесцельную двигательную активность

4) обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься на досуге

5) ребенок часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему прикреплен мотор

6) часто бывает болтливым

Симптомы импульсивности:

1) часто отвечает на вопросы не задумываясь, не дослушав их до конца

2) обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях

3) часто мешает другим, пристает к окружающим

II. Некоторые симптомы невнимательности, импульсивности, гиперактивности начинают вызывать беспокойство окружающих взрослых ребенка

III. Проблемы обусловленные вышеперечисленными симптомами возникают в двух или более видах окружающей обстановки.

IV. Имеются убедительные сведения о клинически значительных нарушениях социальных контактах или школьного обучения.

Благоприятный прогноз возможен при осуществлении комплексной программы коррекции, которая включает в себя медикаментозное лечение и психолого-педагогическую коррекцию (при условии непрерывного проведения этой коррекции в школе и дома, в будни и в праздники.

Основной причиной может быть ММД.

 

19. Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.

Многие отечественные ученые занимались вопросами дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний: Певзнер, Сухарева, Лубовский, Мастюкова, Забрамная и т.д.

На ранних этапах развития ребенка трудность представляет разграничение случаев грубого речевого недоразвития, моторной алалией, олигофрении и ЗПР.

  ЗПР церебрально-органического генеза УО
  В познавательной деятельности – мозаичность, порциальность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка Тотальность и иерархичность нарушений психической деят-ти
  Более высокие потенциальные возможности развития познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления – обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования. Трудности в установлении причинно-следственных связей, функции обобщения Возможности развития ниже
  Скачкообразный характер развития форм мыслительной деятельности Стабильно невысокий темп развития
  Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и др. Страдают собственно мыслительные функции: обобщение, сравнение, синтез, анализ…
  В процессе целенаправленного обучения и воспитания дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым, принимают помощь Не принимают помощь взрослого
  Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности Игра – повод для соскальзывания с выполнения задания
  Интерес к игре, есть мотивация, но содержание игры не развернуто, застревают на стадии «сюжетной» игры, нужно обучать «с-ролевой» Остаются на уровне предметно-игровых действий
  Интерес к заданию, игровой характер повышает результативность его выполнения Игровое предъявление отвлекает от самого задания
  Владеют изо-деятельностью в какой-то степени Изо-д. сама не возникает, остается на уровне предпосылок к предмет. изображению
  Отсутствует диспластичность Наблюдается диспластичность
  Обычно не отмечается грубых органических проявлений Отмечаются грубые органические проявления
  Не отмечается наследственной патологической отягощенности Патологическая наследств. отягощенность

При моторной алалии дети отличаются крайне низкой речевой активностью.

РДА: отсутствие зрительного контакта «глаза в глаза», пугливость, страх новизны, стереотипные движения, неготовность к сотрудничеству, отказ от действий с игрушками.

 

20. Концепции психологического сопровождения детей с ЗПР.

Современная концепция коррекционно-развивающего воспитания и обучения предполагает разработку технологии ПсихПед сопровождения детей в условиях спец ДОУ и оценки её эффективности на разных этапах работы с ребенком.

Общие направления и задачи образовательных программ:

· глубокое, всестороннее изучение каждого ребенка (выявление индивидуальных особенностей, уровня развития в различных видах деятельности),

· конструирование и реализацию индивидуальных и групповых коррекционных программ,

· изучение динамики развития детей в условиях корр. Обучения, уточнение их образовательных маршрутов в условиях ДОУ,

· анализ эффективности педагогической деятельности учреждения.

Возникает функциональная система, в которой переплетаются задачи диагностики и коррекции недостатков развития детей. Это требует разработки особых ПсихПед технологий триединого комплекса: диагностической, корр-развивающей и аналитической на трех уровнях:

· индивидуальное сопровождение ребенка (диагностика и коррекция),

· группового сопровождения,

· функционирования учреждения в целом.

Проектирование ПсихПед сопровождения тесно связано с анализом и оценкой результатов педагогической деятельности, что позволит создавать оптимальную развивающую среду, соответствующую особенностям детей с ЗПР, осуществлять профилактику и устранение возможных неблагоприятных воздействий.

Для реализации задач необходимо осуществлять диагностико-мониторинговую деятельность спец ДОУ в направлениях: диагностика, контроль, мониторинг.

Проектирование и реализация задач ПсихПед сопровождения требует от педагога спец ДОУ компетентности, представления структуры комплексного сопровождения Р, умения решать свои задачи в условиях командной работы. Важно определить диагностическую работу с детьми, выбрать формы и методы, разработать рабочую и отчетную документацию.

Прогноз успешности преодоления ЗПР до поступления в школу определяется не только качественными особенностями познавательного и личностного развития Р, но и условиями оказания ему ПсихПед помощи, а также семейного воспитания. Контроль за развитием Р и осуществление мониторинга в спец ДОУ позволяет сделать работу эффективной.

Содержание диагностико-мониторинговой деят-сти спец ДОУ для детей с ЗПР:

Диагностическое направление:

· исследование индивидуальных особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, здоровья, условий семейного воспитания,

· выявления степени усвоения корр-развивающей и образовательной программы,

· выявление компенсаторных возможностей,

· построение ПсихПед прогноза и определения условий для преодол отклон в развитии,

Контрольное направление (контроль за усвоением):

· корр-развивающей программы

· образовательно-воспитательной программы.

Мониторинговое направление – мониторинг реализации корр-образ процесса (условия, процесс реализации).

21. Особенности формирования психолого-педагогической готовности к школьному обучению при ЗПР.

Готовность к школьному обучению (психологическая) – система мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода ребенка к следующей ведущей деятельности – учебной.

Важные аспекты готовности:

· Эмоционально-волевая готовность

- Эмоционально-волевая регуляция

- Волевые действия и произвольность внимания

· Умственная готовность

- Наглядно-образное мышление

- Познавательные действия (перцептивные действия отнесения к эталону и моделирующее перцептивное действие)

- Мыслительные операции (анализ, синтез)

- Речевое развитие (объем словаря, понимание обращенной речи, развитие связной речи)

· Мотивационная готовность

- Отношение к школе, к учебе

- Объем знаний о школе

 

22. Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями слуха. Классификация нарушений слуха.

Важное значение для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушениями слуха, для своевременной диагностики и организации их обучения и воспитания, в частности для определения типа учреждения, в котором должен учиться ребенок, имеет классификация таких детей.

В нашей стране наибольшее распространение получила медицинская классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом (1961). Если нарушение слуха распространятся на диапазон частот, относящийся к разговорной речи (от 500 до 3500 Гц), то ее восприятие становится невозможным. При потере слуха более 50дБ наступает глухота, при частичном нарушении (тугоухости) отмечается потеря от 15 до 80 дБ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...