Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация Л.В.Неймана (1961 г)




 

Группы Объем воспринимаемых частот (Гц)
I группавоспринимают самые низкие частоты. Не различают гласные, отдельные слова, фразы, немногие из них реагируют на громкий голос около уха, воспринимают лишь шумы (мотор самолета, мощный двигатель).     128 – 256 Гц
II группавоспринимают низкие звуки. Реагируют на громкий голос около уха, но не различают слов, фраз, звуков   256 – 512 Гц
III группавоспринимают низкие и средние частоты. Различают 3 – 4 гласные, обладающие низкими формантами (А, У), некоторые могут различать знакомые слова.   512 – 1024 Гц
IV группавоспринимают широкий диапазон частот. Различают речевые гласные звуки, воспринимают слова и фразы до 2х метров.   1024 – 2048 Гц

 

Классификация тугоухости

Степень Понижение слуха (дБ)
I степень до 50 дБ
II степень от 50 до 70 дБ
III степень от 70 до 75 дБ

Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушениями слуха. В нашей стране наибольшее применение находит психолого-педагогическая классификация Р.М.Боскис. Ее основу составляют положения теории компенсации психических функций Л.С.Выготского, в частности положение о сложной структуре нарушения. Р.М.Боскис предложила новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха:

û Степень потери слуха;

û Время возникновения нарушения слуха;

û Уровень развития речи.

В соответствии с названными критериями выделяют следующие группы.

 

Группа Характеристика
1.Глухие (ранооглохшие) дети Дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения.
2. Позднооглохшие дети Дети, потерявшие слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована (после 3х лет). У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Важным для них является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений (Р.М.Боскис, 1971).
3. Слабослышащие (тугоухие) дети Дети с частичной потерей слуха. В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладевать речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушений слуха.

 

На основе психолого-педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное обучение детей, имеющих разные степени нарушений слуха и разные уровни речевого развития. При направлении ребенка в тот или иной вид специальной школы учитываются и степень нарушения слуха, и уровень его речевого развития.

 

23. Психолого-педагогическая подготовка к обучению в школе детей с нарушениями слуха.

Готовность к школьному обучению (психологическая) – система мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода ребенка к следующей ведущей деятельности – учебной.

Важные аспекты готовности:

· Эмоционально-волевая готовность

- Эмоционально-волевая регуляция

- Волевые действия и произвольность внимания

· Умственная готовность

- Наглядно-образное мышление

- Познавательные действия (перцептивные действия отнесения к эталону и моделирующее перцептивное действие)

- Мыслительные операции (анализ, синтез)

- Речевое развитие (объем словаря, понимание обращенной речи, развитие связной речи)

· Мотивационная готовность

- Отношение к школе, к учебе

- Объем знаний о школе

Преемственность школы и детского сада I вида (программы).

24. Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие при нарушениях слухового восприятия у детей.

Раннее выявление и диагностика

ПМПК

Опираясь на данные определить пути педагогической помощи, определить тип дошкольного учреждения, условия пребывания в нем

Слухопротезирование, подбор аппаратов

Постоянное речевое обцение

Посещение сурдоцентров, консультаций, центры реабилитации

В ДОУ реализуют специальные программы

Группы кратковременного пребывания

 

25. Понятие о сенсорном дефекте. Зависимость развития психики ребенка от состояния зрительных функций.

Сенсорная система – это система органов чувств и анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире. Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительности являются средством чувственного познания мира, порождая ощущения, восприятия, представления. Поскольку, каждый анализатор, входя в систему органов чувств, несет на себе влияние деятельности всей системы, то НЗ или полная его потеря изменяет взаимодействие анализаторов и межанализаторные связи.

Психическое развитие дефицитарного типа связано с первичной недостаточностью анализаторных систем, возникающих как следствие эндогенных, так и экзогенных патогенных факторов. Специфическими закономерностями такого развития являются: снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор; качественные изменения в системе взаимоотношений отдельных анализаторов, обусловливающие своеобразную асинхронию развития – недоразвитие одних систем восприятия при сохранности и гиперфункции других; специфичность формирования психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы; зависимость формирующейся в процессе онтогенетического развития системы компенсаторных процессов от системы коррекционно-педагогической помощи и времени ее начала.

Любой дефект, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной степени возмещать нарушение или утрату определенных функций. Однако при наличии таких тяжелых дефектов как слепота и слабовидение компенсаторное приспособление не может рассматриваться как полное, восстанавливающее нормальную жизнедеятельность человека, если оно протекает только в биологическом плане. Таким образом, компенсацию слепоты и слабовидения следует рассматривать как явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.

Психика слепых и слабовидящих существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет некоторые особенности, наиболее существенно дефект зрительных функций сказывается на активности, что частично объясняется снижением количества внешних воздействий, способствующих развитию мотива ориентировочной деятельности.

Отличия псих развития незрячего от N:

- Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представления) оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические функции (цветоошушение, скорость восприятия) зависят также от характера патологии.

- Тифлопсихологами отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, ленивость, конформность и другие. Однако при правильной организации воспитания и обучения слепого ребенка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора, а носят социальный хар-р (+ /--)

- Зависимость развития психики от состояния зрительных функций проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике.

26. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками зрения. Классификация нарушений зрения.

Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех познавательных процессах и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. Умень­шается количество получаемой информации, изменяется ее качество. Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятии и представлений ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти. С точки зрения качественных особенностей развития следует в первую очередь указать на специфичность формирования психических функций, структуру функциональных связей внутри каждой функции. Происходят качественные изменения системы взаимоотно­шений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве и т.д. Значительные изменения происхо­дят в физическом развитии: заметно нарушение точности движений, их интенсивности, становится специфической ходьба и другие двигательные акты. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная система психических функций, качественно и структурно несхожая с системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития в результате влияния на них первичного дефекта, а также и в результате его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития.

К детям с нарушениями зрения относят:

· Слепые ОЗ 0-0,04

- Абсолютно, или тотально слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений

- Частично, или парциально, слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) ОЗ 0,005-0,04

· Слабовидящие ОЗ 0,05-0,2 Дети в процессе обучения могут использовать зрительный анализатор как ведущий в познании окружающего мира.

· Дети с косоглазием и амблиопией. Проявляются в нарушении бинокулярного видения, приводит не только к расстройсту бинокулярного видения, но и препятствует его формированию.

- Аккомодационное косоглазие

- Неаккомодационное косоглазие

- Амблиопия

Осуществление коррекции амблиопии возможно при правильно организованной коррекционно-педагогической работе с использованием специальных оптических и технических средств коррекции и компенсации, а также упражнений и дидактических заданий, стимулирующих сетчатки глаза для повышения остроты зрения.

Т.о. понимание структуры зрительного дефекта позволяет организовать не только соответствующую медицинскую помощь, но и правильно осуществлять психолого-педагогическую коррекционную работу.

 

27. Психолого-педагогическая подготовка к обучению в школе детей с нарушениями зрения.

Готовность к школьному обучению (психологическая) – система мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода ребенка к следующей ведущей деятельности – учебной.

Важные аспекты готовности:

· Эмоционально-волевая готовность

- Эмоционально-волевая регуляция

- Волевые действия и произвольность внимания

· Умственная готовность

- Наглядно-образное мышление

- Познавательные действия (перцептивные действия отнесения к эталону и моделирующее перцептивное действие)

- Мыслительные операции (анализ, синтез)

- Речевое развитие (объем словаря, понимание обращенной речи, развитие связной речи)

· Мотивационная готовность

- Отношение к школе, к учебе

- Объем знаний о школе

28. Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Классификация.

У детей с ДЦП отмечается замедленное развитие психомоторных функций, нарушения восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентировки при ДЦП обусловлены двигательной недостаточностью, и с увеличением степени тяжести степени дефекта эти нарушения более выражены.

Классификация:

à Двойная гемиплегия Это самая тяжелая форма ДЦП возникает при значительном поражении мозга во внутриутробном периоде. Страдают все 4 конечности, но больше руки. Чаще всего одна сторона больше – ассиметрия. Преобладание регидности мышц, произвольная моторика отсутствует или ограничена. Дети не сидят, не стоят, не ходят.

РР: тяжелая дизартрия, речь полностью отсутствует, либо отдельные звуки, слоги, слова.

ПР: часто олигофрения (умерен, тяжел. форм), эмоции примитивны, минимум.

Прогноз: крайне неблагоприятен.

à Спастическая диплегия тетрапарез (4 конечности) больше ноги. Степень может быть различна, от выраженных нарушений до минимальных, в виде неловкости. Основной признак – повышение тонуса в конечностях с ограничением темпа и объема движений, в сочетании с сохраняющимся тоническим рефлексом. Наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает опорность стоп, осанку, затрудняет стояние и ходьбу.

РР: в форме дизартрии, ЗРР, иногда моторная алалия

ПР: ЗПР, иногда УО в легкой форме

Прогноз: Ребенок может научиться обслуживать себя, писать, рисовать, трудиться. Социальная адаптация возможна при сохранном УР и достаточности функции рук.

à Гиперкинетическая форма Поражены подкорковые отделы мозга. Характерны непроизвольные насильственные движения – гиперкинезы, появляются в 4-6 месяцев в мышцах языка, в 10-18 мес. в других частях тела. Гиперкинезы возникают непроизвольно, чаще при движении, волнении, утомлении. В покое – меньше, во сне – нет. Могут охватывать мышцы всего тела.

РР: гиперкинетическая дизартрия, может быть снижен слух, судороги.

ПР: интеллект в N, ЗПР, иногда УО

Прогноз: благоприятный в отношении обучения и социальной адаптации

à Атонически-астатическая форма Поражение мозжечка и лобных отделов мозга. Низкий мышечный тонус, нарушения равновесия в покое и при ходьбе, нарушение координации движений, тремор, несоразмерность, чрезмерность движений

РР: ЗРР, дизартрия, может моторная алалия

ПР: от ЗПР до УО в легкой и умеренной степени.

Прогноз: тяжелый

 

 

29. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Особенности психического и социального развития при РДА.

До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. Впервые синдром «раннего детского аутизма» был выделен ещё в 1943 г. Л. Каннером. По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию.

РДА – неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения.

В клинической психологии отсутствует единство мнений по поводу причин возникновения и развития РДА. Наиболее распространены следующие:

 

· генетическая обусловленность;

· органическое поражение мозга;

· нарушение общения матери с ребенком, её отчужденность и эмоциональная холодность. Недостаток материнской ласки.

К типичным проявлениям детского аутизма относят:

Ø постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками;

Ø категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;

Ø необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;

Ø отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью;

Ø стереотипизация действий;

Ø патологическое фантазирование; манипулирование руками;

Ø погруженность в мир собственных переживаний;

Ø эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.

 

Дети с РДА стремятся оградить своё одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т.д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т.д.).

Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются особенности:

¤ нарушения модуляции голоса, как крайняя бедность, так и гротескность, но главное – неадекватная смыслу речи;

¤ своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы;

¤ содержание штампов и стереотипных фраз, высокопарность речи;

¤ отсутствие местоимения «Я», т.е. о себе ребенок говорит во втором и третьем лице;

¤ речь для себя (ребенок получает удовольствие от манипулирования словами, их повторения), в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.

У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихода, например пылесосом, кофемолкой и т.д. Такие дети во всем стремятся соблюдать определенную установленную последовательность, принимающую форму ритуалов.

В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная группой ученых под руководством О.С.Никольской. Основой для систематизации групп аутичных детей являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...