Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Психофизиологические основы специальной психологии. Понятие высших психических функций.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Ф «Специальная психология»

(код и наименование дисциплины по учебному плану)

 

 

по направлению подготовки

032102.65 «Адаптивная физическая культура»

(код и наименование направления подготовки по ФГОС)

 

квалификация (степень) выпускника специалист по адаптивной физической культуре для лиц с особыми состояниями здоровья

 

 

Архангельск

 

 

Выписка из стандарта

Целостность и неделимость психического; норма и дефект; взаимодействие биологического, социального и аномального в человеке; структура дефекта и диалектическая взаимосвязь между его подструктурами; психическое развитие ребенка первых 3 лет жизни; дальнейшее развитие в дошкольном возрасте; развитие ребенка в школьном возрасте; особенности развития в подростковом возрасте; социальные и психологические факторы влияющие на развитие ребенка; специфические проблемы развития в разных возрастных группах; компенсаторные возможности психики ребенка с нарушенным слухом, зрением, интеллектом, нарушениями в двигательной сфере; умственная отсталость, причины, формы, методы диагностики; задержка психического развития, причины, клиническая картина различных форм; слабоумие (деменция); особенности слабоумия при психических сосудистых и других заболеваниях головного мозга; методы диагностики интеллектуальных расстройств. Основы сурдопсихологии, тифлопсихологии, олигофренопсихологии; психология лиц с двигательными нарушениями; психология лиц с выраженными речевыми расстройствами.

 

Цель дисциплины: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях.

Задачи дисциплины:

1. Формирование у студентов теоретических знаний о специальной психологии как науке о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе воспитания и образования.

2. Раскрыть биологические и психолого-педагогические аспекты проблемы нарушения развития.

3. Познакомить будущих учителей с основными вариантами психического дизонтогенеза.

4. Показать единство закономерностей нормального и нарушенного развития детей и подростков с различными видами отклонений, специфические особенности развития детей с отклонениями в развитии, механизмы компенсации дефектов развития.

 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Принципы отбора учебного материала курса определяются его функциями в блоке педагогических дисциплин и в системе образования специалиста.

Эти функции таковы:

- образовательная (раскрывает сущность педагогической деятельности, системы образования лиц с нарушениями в развитии, образовательного процесса и др.),

- воспитывающая (воспитывает ценностное отношение к педагогической деятельности, к другим видам деятельности гуманитарного характера, к профессии олигофренопедагога, к образованию, к культуре, в частности, к педагогической культуре).

При изучении специальной педагогики студенты рассматривают основные разделы науки: «Теория специальной педагогики и история специальной педагогики», «Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями», «Педагогические системы специального образования».

Отбор содержания связан с реализацией идеи гуманизации педагогической науки. Он соответствует также интеграции знаний в сфере человекознания: педагогика, психология, культурология, философия, профессиология, этика, эстетика, история, литература, искусство и др.

Требования к содержанию знаний студентов по дисциплине

В процессе изучения курса студенты должны овладеть следующими умениями:

- применять на практике теорию обучения и воспитания лиц с нарушениями в развитии;

- осуществлять коррекцию психофизических недостатков детей с нарушением интеллекта в учебно-воспитательном процессе;

- применять методики психолого-педагогического изучения в целях научно обоснованного индивидуального подхода к ним;

- учить устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями окружающей действительности;

- формулировать вопросы, требующие применение ранее усвоенных знаний, сравнений, самостоятельных выводов, активизирующих познавательную деятельность;

- излагать материал четко, доступно, логично, кратко, выразительно;

- использовать схемы, чертежи, разметки для выражения своей мысли;

- обеспечить проверку, оценку, корректировку и закрепление в памяти учащихся усвоенных знаний и умений;

- владеть навыками общения с учащимися, уметь анализировать и оценивать педагогический процесс;

- совершенствовать свои знания и умения, творчески подходить к решению проблем в ходе учебно-воспитательного процесса.

Тематическое планирование

Тема Количество часов   Всего часов   Форма контроля
лк пр лаб сам
1. Специальная психология как самостоятельная отрасль знания: цель, задачи, предмет, объект, принципы, теоретические истоки.           Проверка сам-ых работ
2. Психофизиологические основы специальной психологии. Понятие высших психических функций.           Проверка сам-ых работ
3. Категория развития в специальной психологии.           Проверка сам-ых работ
4. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.           Проверка сам-ых работ
5. Психическое развитие ребенка младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста           Составление опорных схем
6. Дизонтогенез: психологические параметры, классификации, характеристика состояний.           Проверка сам-ых работ
7. Компенсация, коррекция и реабилитация как категории специальной психологии.           Письменный анализ одной из программ КРО
8. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии: задачи, принципы, методы.           Проверка сам-ых работ
9. Методы психологической диагностики детей дошкольного и школьного возраста.           Составление программы психологической диагностики
10. Предметные области специальной психологии.           Написание реферативного сообщения
  Всего часов            

Тема 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль знания: цель, задачи, предмет, объект, проблемы, связь с другими науками, категориальный аппарат.

Дидактические единицы. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии.

Лекция №1. Тема та же (4 часа)

Формы работы: классическая лекция.

Самостоятельная работа

Найти и ознакомиться с 25 источниками по специальной психологии, составить картотеку.

Список литературы по теме

Список литературы по теме представлен в источнике: Медникова Л.С. Основы специальной психологии: учеб. – метод. пособие / Л.С. Медникова, О.В. Вольская. – СПб.: Владос Северо-Запад, 2012. – 144 с.

Тема 2. Психофизиологические основы специальной психологии. Понятие высших психических функций.

Дидактические единицы. Целостность и неделимость психического.

Лекция №2. Тема та же (4 часа)

Формы работы: классическая лекция.

Самостоятельная работа

1. Приведите примеры характерных признаков нарушений психического развития, возникающие при поражении первого, второго, третьего блока мозга.

2. Раскройте понятие «интегративная деятельность мозга»

Список литературы по теме

Список литературы по теме представлен в источнике: Медникова Л.С. Основы специальной психологии: учеб. – метод. пособие / Л.С. Медникова, О.В. Вольская. – СПб.: Владос Северо-Запад, 2012. – 144 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...