Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии: задачи, принципы, методы.




Дидактические единицы. Формы, методы диагностики.

Лекция №6. Тема та же (4 часа).

Форма работы: классическая лекция.

Самостоятельная работа

1. Используя литературу, опишите методы психологического изучения детей с аномалиями развития по схеме:

- определение метода,

- требование к проведению метода,

- преимущества метода,

- особенности применения в работе с аномальными детьми.

Список литературы по теме

Список литературы по теме представлен в источнике: Медникова Л.С. Основы специальной психологии: учеб. – метод. пособие / Л.С. Медникова, О.В. Вольская. – СПб.: Владос Северо-Запад, 2012. – 144 с.

 

Тема 9. Методы психологической диагностики детей дошкольного и школьного возраста.

Дидактические единицы. Методы диагностики.

Практическое занятие №6. Тема та же (2 часа).

Вопросы.

1. Методы психологической диагностики детей дошкольного возраста.

Методы оценки сформированности физических навыков и качеств.

Методики оценки психомоторного развития ребенка.

Методы оценки внимания

Методы оценки памяти

Исследование мышления

Оценка воображения

Диагностика межличностных отношений

2. Методы психологической диагностики школьников.

3. Методы психологической диагностики взрослых.

Методы оценки внимания.

Методики оценки речи.

Методы оценки личности и эмоционально-волевых характеристик

Лабораторное занятие №2. Тема та же (10 часов).

1. Составление программы диагностики.

2. Проведение психодиагностики и обработка данных.

3. Составление индивидуальной программы развития на основе полученных данных.

Самостоятельная работа

1. Сделать картотеки выше перечисленных методик изучения.

Список литературы по теме

Список литературы по теме представлен в источнике: Медникова Л.С. Основы специальной психологии: учеб. – метод. пособие / Л.С. Медникова, О.В. Вольская. – СПб.: Владос Северо-Запад, 2012. – 144 с.

Тема 10. Предметные области специальной психологии.

Дидактические единицы. Основы сурдопсихологии, тифлопсихологии, олигофренопсихологии, психология лиц с двигательными нарушениями, психология лиц с выраженными речевыми расстройствами.

Практическое занятие №7. Тема та же (10 часов).

1. Психологическая характеристика детей с нарушением интеллекта.

2. Психологическая характеристика детей с ЗПР.

3. Психологическая характеристика детей с нарушением слуха.

4. Психологическая характеристика детей с нарушением зрения.

5. Психологическая характеристика детей с ДЦП.

6. Психологическая характеристика детей с нарушением речи.

Самостоятельная работа

Напишите реферативное сообщение на одну из выбранных тем:

1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии: цель, задачи, предмет, объект, проблемы, связь с другими науками, категориальный аппарат.

2. Тифлопсихология как раздел специальной психологии: цель, задачи, предмет, объект, проблемы, связь с другими науками, категориальный аппарат.

3. Логопсихология как раздел специальной психологии: цель, задачи, предмет, объект, проблемы, связь с другими науками, категориальный аппарат.

4. Олигофренопсихология как раздел специальной психологии: цель, задачи, предмет, объект, проблемы, связь с другими науками, категориальный аппарат.

5. Психология лиц с нарушениями ОДА как раздел специальной психологии: цель, задачи, предмет, объект, проблемы, связь с другими науками, категориальный аппарат.

6. Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы как раздел специальной психологии: цель, задачи, предмет, объект, проблемы, связь с другими науками, категориальный аппарат.

Список литературы по теме

Список литературы по теме представлен в источнике: Медникова Л.С. Основы специальной психологии: учеб. – метод. пособие / Л.С. Медникова, О.В. Вольская. – СПб.: Владос Северо-Запад, 2012. – 144 с.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 1985.

2. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

3. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие /Под научн. Ред. Л.М. Шипициной. – Спб., 2004.

4. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия,2000.

 

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сб. научн. тр./ Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1988.

2. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М., 1995.

3. Астапов В.МС. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

4. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.

5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983.-Т.5.

6. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Проблемы дефектологии. – М., Просвещение, 1995. – С. 404 – 419.

7. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997.

8. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Л.М. Шипицина. - СПб., 1997.

9. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия,2000.

10. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989.

11. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996. – Ч.1.

12. Назарова Н.М. О подготовке дефектологов за рубежом //Дефектология. – 1993, №3.

13. Назарова Н.М. О двух концепциях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция, реабилитация. – Красноярск, 1996.

14. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия /Сост. В.М. Астапов. – М., 1995.

15. Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.

16. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей /Сост. Н.Д. Шматко. – М., 1997.

17. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. /Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.

18. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

19. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации /Научн. ред. Л.М. Шипицина. – СПб., 1999.

20. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.

21. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия. – М., 2001.

22. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

 

 

Вопросы к практическим занятиям по дисциплине

«Специальная психология» 4курс, АФК

Практическое занятие №1. Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста (4 часа).

Вопросы.

1. Особенности общения детей в младенчестве.

2. Общение детей раннего возраста.

2. Умственное развитие детей раннего возраста.

3. Предпосылки формирования личности детей раннего возраста.

4. Предметная и другие виды деятельности детей раннего возраста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...