Тема 3. Категория развития в специальной психологии.
Дидактические единицы. Взаимодействие биологического, социального и аномального в человеке; структура дефекта и диалектическая взаимосвязь между его подструктурами. Лекция №3. Тема та же (2 часа). Формы работы: классическая лекция. Самостоятельная работа 1. Законспектируйте статью В.В. Давыдова «О понятии развивающего обучения» // Педагогика. – 1995, - №1. – с. 29-39. Список литературы по теме Список литературы по теме представлен в источнике: Медникова Л.С. Основы специальной психологии: учеб. – метод. пособие / Л.С. Медникова, О.В. Вольская. – СПб.: Владос Северо-Запад, 2012. – 144 с.
Тема 4. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Дидактические единицы. Норма и дефект, взаимодействие биологического, социального и аномального в человеке; структура дефекта и диалектическая взаимосвязь между его подструктурами. Лекция №4. Тема та же (4 часа). Форма работы: классическая лекция. Самостоятельная работа 1. Конспект статьи Л.С. Выготского «Основные проблемы современной дефектологии». Список литературы по теме Список литературы по теме представлен в источнике: Медникова Л.С. Основы специальной психологии: учеб. – метод. пособие / Л.С. Медникова, О.В. Вольская. – СПб.: Владос Северо-Запад, 2012. – 144 с. Тема 5. Психическое развитие ребенка младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста. Дидактические единицы. Психическое развитие ребенка первых 3 лет жизни; дальнейшее развитие в дошкольном возрасте; развитие ребенка в школьном возрасте; особенности развития в подростковом возрасте; социальные и психологические факторы влияющие на развитие ребенка; специфические проблемы развития в разных возрастных группах.
Практическое занятие №1. Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста (2 часа). Вопросы. 1. Особенности общения детей в младенчестве. 2. Общение детей раннего возраста. 3. Умственное развитие детей раннего возраста. 4. Предпосылки формирования личности детей раннего возраста. 5. Предметная и другие виды деятельности детей раннего возраста. Практическое занятие №2. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте (2 часа). Вопросы. 1. Особенности общения. 2. Умственное развитие. 3. Предпосылки формирования личности. 4. Игра и продуктивные виды деятельности. Практическое занятие №3.Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте (2 часа). Вопросы. 1. Особенности общения. 2. Умственное развитие. 3. Личность ребенка младшего школьного возраста. 4. Учебная деятельность. Практическое занятие №4. Психическое развитие в подростковом возрасте (2 часа). Вопросы. 1. Социальная ситуация в жизни подростка. 2. Учебная деятельность и ориентация на труд 3. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции 4. Общение со сверстниками противоположного пола 5. Развитие речи 6. Развитие высших психических функций 7. Особенности идентификации с собственным «я». Кризис личности Самостоятельная работа 1. Представить в виде таблицы хронологию развития форм общения с младенческого до подросткового возраста. 2. Представить в виде таблицы основные этапы познавательного развития с раннего до подросткового возраста. 3. Представить в виде таблицы хронологию развития личности ребенка. Список литературы по теме Список литературы по теме представлен в источнике: Медникова Л.С. Основы специальной психологии: учеб. – метод. пособие / Л.С. Медникова, О.В. Вольская. – СПб.: Владос Северо-Запад, 2012. – 144 с.
Тема 6. Дизонтогенез: психологические параметры, классификации, характеристика состояний. Дидактические единицы. Социальные и психологические факторы влияющие на развитие ребенка; специфические проблемы развития в разных возрастных группах; компенсаторные возможности психики ребенка с нарушенным слухом, зрением, интеллектом, нарушениями в двигательной сфере; умственная отсталость, причины, формы, методы диагностики; задержка психического развития, причины, клиническая картина различных форм; слабоумие (деменция); особенности слабоумия при психических сосудистых и других заболеваниях головного мозга; методы диагностики интеллектуальных расстройств. Лекция №5. Тема та же (20 часов). Форма работы: классическая лекция. Практическое занятие №5.Типология отклоняющегося развития (6 часов). 1. Недостаточное развитие. Характеристика состояний. Возможности компенсации дефекта. 2. Асинхронное развитие. Характеристика состояний. Возможности компенсации дефекта. 3. Нарушенное развитие. Характеристика состояний. Возможности компенсации дефекта. Самостоятельная работа Из нижеперечисленных художественных произведений выпишите описания дефектов. Определите этот дефект в соответствии с категориями аномалий: - Бруштейн А. Дорога уходит вдаль. – М.; 1985. – с.51-162. - Гюго В. Собор Парижской богоматери (любое издание). - Диккенс Ч. Американские заметки (любое издание). - Каверин В. Два капитана (любое издание). - Короленко В.Г. Слепой музыкант (любое издание). - Лиханов А.А. Солнечное затмение: Повесть // Лиханов А.А. Повести. – М.: Худож.лит., 1983. – с. 11-89. - Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. – М.: Худож.лит., 1969 (1977, 1982) - Мопосанн Г. Мать уродов (любое издание). - Соколов Саша. Школа дураков //Октябрь. – 1989. – №3. - Тургенев И.С. Муму (любое издание). - Фолкнер У. Шум и ярость (любое издание). Список литературы по теме Список литературы по теме представлен в источнике: Медникова Л.С. Основы специальной психологии: учеб. – метод. пособие / Л.С. Медникова, О.В. Вольская. – СПб.: Владос Северо-Запад, 2012. – 144 с.
Тема 7. Компенсация, коррекция и реабилитация как категории специальной психологии. Дидактические единицы. Компенсаторные возможности психики ребенка с нарушенным слухом, зрением, интеллектом, нарушениями в двигательной сфере; умственная отсталость, причины, формы, методы диагностики; задержка психического развития, причины, клиническая картина различных форм; слабоумие (деменция); особенности слабоумия при психических сосудистых и других заболеваниях головного мозга; методы диагностики интеллектуальных расстройств.
Лекция №5. Тема та же (2 часа). Форма работы: классическая лекция Лабораторное занятие №1. Тема та же (4 часа). Ознакомительная экскурсия с деятельностью душевнобольных (СГМУ). Обсуждение. Лабораторное занятие №2. Анализ программ коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей дошкольного и школьного с ОВЗ (6 часов). 1. Анализ программ коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей дошкольного и школьного с нарушением интеллекта. 2. Анализ программ коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей дошкольного и школьного с ЗПР. 3. Анализ программ коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей дошкольного и школьного с нарушением слуха. 4. Анализ программ коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей дошкольного и школьного с нарушением зрения. 5. Анализ программ коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей дошкольного и школьного с ДЦП. Самостоятельная работа 1. Представить в таблицах основные отличительные признаки выше перечисленных состояний. Список литературы по теме Список литературы по теме представлен в источнике: Медникова Л.С. Основы специальной психологии: учеб. – метод. пособие / Л.С. Медникова, О.В. Вольская. – СПб.: Владос Северо-Запад, 2012. – 144 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|