Информационная вставка: имидж как средство управления
Параллельно происходит восприятие и формирование вашего имиджа в глазах собеседника. Рассмотрим некоторые из основных закономерностей восприятия образа другого человека, выделяющегося из большинства других: 1) ОБЩАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ имиджа — его способность быть отличным от других; 2) Положительная ИНФОРМАТИВНОСТЬ — набор ассоциируемых имиджем социальных символов и сигналов, благожелательных для аудитории или партнеров по переговорам (деловой человек, жесткий характер, красавица, толковый мужик, доступно излагает и т.д.); 3) ЯЗЫКОВОЕ СООТВЕТСТВИЕ — выраженность имиджа в сигналах: а) понятных аудитории, б) актуальных для аудитории в настоящем и будущем, в) соответствующих предварительному настрою аудитории; 4) ПРЕСТИЖНОСТЬ имиджа — его выраженность в сигналах и символах, являющихся высокими для данной социальной группы (косвенное подтверждение полномочий на ведение переговоров); 5) БАЗАЛЬНОСТЬ имиджа — его опора на «авторитет», «опыт», «факты», «точность цифры», «осведомленность» и т.п.; 6) ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАШЕННОСТЬ (от экзальтированности до бесстрастности) — комплекс стимулов-сигналов, ассоциирующих желательные эмоции; 7) ЗАПОМИНАЕМОСТЬ — введение в имидж специальных сигналов, кодирующих внимание; 8) КОНТРАСТНОСТЬ — отсутствие двузначностей, недомолвок, непрописанных моментов; 9) СТАБИЛЬНОСТЬ ИМИДЖА — наличие постоянного набора сигналов, позволяющих идентифицировать его модификации. Примечание: Эти и другие закономерности были выявлены практикой рекламной и политической психологии начиная с 50-х годов. Каждый из пунктов имеет достойное теоретическое обоснование и разработан как пакет сопрягаемых приемов.
Имидж — это не только создаваемый нами образ, это и принятый нами алгоритм поведения. С точки зрения управления конфликтной ситуацией мы должны давать себе постоянный отчет о том впечатлении, которое может создавать в восприятии других наше поведение. Приведем факторы, вызывающие доверие или недоверие. На возникновение ДОВЕРИЯ позитивно могут повлиять следующие факторы: Ø людей часто притягивают знающие и опытные люди; Ø человек лучше относится к тому, кто хорошо отзывается о симпатичных ему людях; Ø твердое уверенное рукопожатие, сопровождаемое взглядом в глаза нравится обычно почти всем; Ø дипломатичное поведение предполагает осторожность, тактичность и элементарную учтивость; Ø доброжелательная установка (а попросту — готовность слушать человека) рождает состояние свободы и непринужденности; чем менее мы судим говорящего, тем более самокритичным он проявится, выражая свои мысли и чувства гораздо откровеннее, чем в ситуациях с осознанным контролем; Ø беседовать нужно на привычном для собеседника «языке», не злоупотребляя незнакомыми словами (что раздражает) и не высказываясь чрезмерно упрощенно (вас могут заподозрить в низком уровне интеллекта); Ø устойчивый контакт глазами с говорящим выказывает заинтересованность и вдохновляет собеседника на продолжение монолога; Ø простейшие нейтральные слова («конечно», «разумеется») с сочувственным наклоном головы подбадривают собеседника и вызывают у него желание продолжать общение; Ø ничто так не нравится безмолвствующему партнеру, как предложение высказать свое суждение, которое, конечно же, надо внимательно выслушать; Ø не стоит задавать излишнее количество вопросов, поскольку это может помешать вам обрести необходимое доверие. На возникновение НЕДОВЕРИЯ могут повлиять следующие факторы:
Ø негативный эгоцентризм (речь о своих сугубо личных и интимных делах, будь то болезни или неприятности на работе); Ø банальность (разговор об известных всем вещах, повторение избитых шуток и афоризмов); Ø пассивность (поддакивание собеседнику и нежелание высказывать обдуманное мнение); Ø самоуглубленность (сосредоточенность лишь на своих успехах и проблемах); Ø низкая эмоциональность (неизменяемое выражение лица, однообразный голос, стремление не смотреть партнеру в глаза); Ø угрюмость (подчеркнутое нежелание поддерживать беседу, когда нужно «клещами тащить каждое слово»); Ø серьезность (полное отсутствие улыбки и принимание всего всерьез); Ø льстивость (заискивающий тон, искусственная веселость и показное дружелюбие); Ø отсутствие тактичности и скоропалительные выводы (излишние перебивания собеседника и субъективные оценки по первому же впечатлению; все это заставляет визави принять оборонительную позицию, препятствующую нормальному общению); Ø повышенная отвлекаемость (увиливание от рассматриваемой проблемы по любому поводу, использование в разговоре сленга); Ø притворство (разыгрывание заинтересованности или сопереживания; отсутствие какого-либо интереса и скука отлично вычисляются по выражению лица, как бы его владелец ни изощрялся, а это иной раз воспринимается как оскорбление); Ø высокомерие (надменность и пренебрежение к собеседнику, «процеживание» слов сквозь зубы); Ø грубость; Ø болтливость («владение разговором как личной вотчиной»); Ø непрошенные советы (дача советов, когда об этом совершенно не просят, особенно если советующий не очень-то разбирается в затрагиваемом вопросе); решительность утверждений (безаппеляционные замечания с небрежным «отметанием» чужого мнения; такое отношение вызывает подсознательный протест и может привести к ссоре); Ø закрытые вопросы (т.е. вопросы, требующие однозначного — «да» или «нет» — ответа; они ведут к созданию напряженности в беседе, поскольку ограничивают у партнера пространство для маневра, и он может почувствовать себя как на допросе). Ø нечетко сформулированный вопрос нередко настораживает собеседника;
Ø опасно игнорировать предубеждения собеседника; люди болезненно относятся к напоминаниям о тех ошибках, которые они уже не совершают; не следует воспринимать молчание как внимание: нередко это может быть лишь погруженность человека в свои мысли. Ø нечеткий и невыразительный конец беседы способен развеять благоприятное впечатление от всех ваших высказываний; Ø необходимо уметь вовремя остановиться, иначе эффективность проведенного контакта значительно понизится.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|