Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды механизма государства и принципы его деятельности




Механизм государства - это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования - выполнении этим аппаратом функций государства.

Государственный аппарат - сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае - это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором - это органы власти национально-государственных; национально-административных и административно-территориальных образований. Более подробно все это изучается в рамках курсов конституционного и административного права.

Конституция Российской Федерации (статья 10) <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100049> закрепила три самостоятельные ветви власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Наряду с органами государственной власти, относящихся к одной из трех ветвей власти, Конституция <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134> Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100431>, п. «и» ч. 1 ст. 102 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100442>, п. «д» ч. 1 ст. 103 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100634>); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103) <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100635>; Центральный банк Российской Федерации (п.«г» ч.1 ст.103) <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100633>; прокуратура Российской Федерации (п.«з» ч.1 ст.102 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100441>, ст.129 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100569>); Центризбирком Российской Федерации. Подобные органы государственной власти имеются и в других государствах.

Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства России, состав Конституционного Суда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).

Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий «классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100457> Конституции России).

Как указывает А.В. Мелехин, не все государства воспринимают модель государственного аппарата с разделением властей на три ветви. Например, в Китае основным направлением совершенствования механизма государства, а с ним и всей политической системы, считается укрепление власти закона, повышение роли законодательных органов и сокращение административного вмешательства в экономические отношения. В КНР социалистическая модель в общественной жизни с учетом национальной специфики, как свидетельствуют экономические показатели, не препятствует стабильному развитию рыночных отношений и активной интеграции государства в систему международных экономических отношений.

Важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней. Особенно остро эта проблема стоит в государствах с федеративным устройством, находящихся на стадии формирования.

Поскольку органы государства являются частью государственного механизма, важно выяснить принципы организации их деятельности − исходные положения, руководящие идеи, начала, которые лежат в основе формирования и функционирования государственных органов.

Теория государства и права, рассматривая вопрос о принципах организации деятельности государственных органов, акцентирует внимание преимущественно на общих принципах, так как исследование частных принципов относится к предмету отраслевых юридических наук. По мнению Э.П. Григониса и Д.М. Стефаненко, в Российской Федерации такими принципами выступают:

.Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

.Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ.

.Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица должны сверять свои юридически значимые действия прежде всего с Конституцией, руководствоваться ею.

.Принцип разделения властей. Целями принципа разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числе специализирование направления деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью.

.Принцип законности - закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы».

.Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Принцип гласности означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих. В соответствии с ч.2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Перечисленные выше принципы организации деятельности органов государства придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность. Всесторонний учет названных принципов в процессе образования и функционирования органов государства позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...