Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б) Время появления новообразований, важных для эмоционального развития




Ниже перечислены наиболее существенные типы смы­чек между отдельными уровнями эмоциональной регуляции, ха­рактерные для первых трех лет жизни ребенка. В действитель­ности смычек больше, и эта схема может быть дополнена.

Период от 0 до 3 месяцев

Созревание уровня оценки интенсивности воздействия и его координация с уровнем аффективной коммуникации. Способность модулировать свои физиологические состояния, установка цикла «сон — бодрствование», способность к плавному переходу от воз­бужденного состояния к спокойному (заторможенному). Внимание к лицу — оживление на лицо человека (Никитина, 1985).

Эти показатели важны, поскольку определяют, насколько ре­бенок предсказуем, насколько легко для матери будет вырабо­тать стереотипные формы взаимодействия с ним.

Координация уровня аффективной коммуникации с уровнем аффективных стереотипов. В норме в первые два-три месяца жизни младенец устанавливает определенные предпочитаемые способы контакта с матерью (поза при тактильном контакте — в пер­вые 6—8 недель, ритм глазного контакта-—в 8—14 недель, го­лосовой контакт— в 3 месяца).

Период от 3 до 6 месяцев

Координация уровня аффективной коммуникации с уровнем аффективной экспансии. Появляется некоторая, хотя и мини­мальная, устойчивость к фрустрации, способность выдерживать умеренный стресс. Способность успокаивать себя, самоуспока­ивающая активность (аутостимуляция появляется в норме как средство успокаивания себя (self-comforting activity), способность ждать помощи от матери. Быстрое развитие эмоционально-вы­разительной экспрессии, явное удовольствие от общения с ма­терью, активность в таком взаимодействии.

Координация уровня базальной аффективной коммуникации с уровнем аффективных стереотипов. 6 мес. — признаки быст­рого формирования привязанности; дифференциация взрослых по признаку «свой— чужой»: боится чужих, исследует черты взрослого, активно играет со взрослым в «ку-ку» (6—10 мес);

Дифференциация уровня аффективной экспансии: складыва­ется рудиментарный образ физического Я: ребенок исследует свои ручки, играет с ножками, проявляет интерес к своему от­ражению в зеркале.

Дальнейшая дифференциация уровня аффективной комму­никации. Отличает механическое движение от живого (в экспе­рименте).

Интеграция уровня базальной аффективной коммуникации и аффективных стереотипов: целостный (мультимодальный) об­раз матери.

Дальнейшая дифференциация уровня аффективной экспан­сии. Дальнейшее развитие устойчивости к фрустрации: ребенок проявляет устойчивый интерес к игрушке, который выражается в его стремлении взять привлекательную игрушку, даже если она упала.

Первые зачатки уровня символической регуляции. Появляет­ся лепет, который Winnicott рассматривал как первый пере­ходный объект.

Период от 6 до 12 месяцев

Усиление уровня аффективных стереотипов в рамках смыч­ки между уровнем базальной аффективной коммуникации и уров­нем аффективных стереотипов. Значительное усиление стра­ха чужих.

Координация уровня базальной аффективной коммуникации с уровнем аффективной экспансии с постепенным усилением последнего в рамках этой связи. Использование матери как базы для исследования неживой и социальной среды. Интерес к но­вым предметам (ослабление страха новизны).

Дальнейшее развитие уровня базальной аффективной ком­муникации: смычка с уровнем символической регуляции. Жесто-вая коммуникация.

Развитие уровня символической регуляции. Более активное использование переходного объекта как ступень в процессе пси­хологического отделения от матери.

Период от 12 до 18 месяцев

Развитие уровня аффективной коммуникации. В рамках по­ведения привязанности: расширение репертуара поведения по отношению к матери в свободной от стресса ситуации (целует и обнимает мать). В рамках коммуникации с более широким кру­гом людей (близких, других детей): диалогические игры — в мяч, например. Делится, показывает, просит, используя отдельные слова и жесты. Выражает свое согласие (знак «да» в 12—-16 меся­цев, чуть позже выражает его раскачиванием головы из сторо­ны в сторону) и свое несогласие (знак «нет» в 14— 18 месяцев).

Смычка уровней базальной аффективной коммуникации, аф­фективной экспансии и аффективных стереотипов. Ориентация

на эмоциональные сигналы матери во время исследования ок­ружающего (social referencing). Максимальный страх разлуки с матерью.

Смычка уровней базальной аффективной коммуникации и символической регуляции. Появляется автономная речь —с пре­обладанием аффективно окрашенных обобщений, понятная только ограниченному кругу близких людей. Сильное чувство аффек­тивной составляющей в речи (в норме в ходе дальнейшего раз­вития эта способность подавляется интеллектом — ориентацией при восприятии на содержательные моменты)24. Ребенок экспе­риментирует с интонированием и ритмом речевого высказыва­ния (чистые интонации, слова непонятны, но образуют структу­ру предложения).

Дифференциация уровня аффективной экспансии. Развитие образа Я: узнает себя в зеркале. Показывает части тела на себе. Выражает симпатии и антипатии к определенным людям. Пред­почитает определенные игрушки.

Период от 18 до 24 месяцев

Быстрая дифференциация уровня аффективной экспансии. Временное ослабление контроля со стороны уровня базальной аффективной коммуникации. Быстрое развитие агрессивного по­ведения. Сильный эгоцентризм, ревность. Протестует против зап­ретов матери. Уменьшение страхов, связанных с пространством, ограничивающих активность.

Дифференциация уровня аффективных стереотипов. Смычка его с уровнем аффективной экспансии, на который он оказыва­ет контролирующее воздействие (важное при условии ослабле­ния контролирующего влияния уровня базальной аффективной коммуникации). Эпоха стереотипии: в речи — эхолалии, в мотори­ке— кружится, танцует под музыку, любит рутинные события дня и ожидает их, «ритуалистичен», сопротивляется изменениям.

Смычка уровня базальной аффективной коммуникации (с дру­гими детьми) и уровня аффективной экспансии: показ игруш­ки, обмен игрушками с другим ребенком, возвращение игрушки ее владельцу.

Развитие символической регуляции. Стремление все увиден­ное обозначить (гностическая функция речи) и назвать «для

24 Известен случай имбецила, который, не понимая содержания, при чте­нии стихов («Евгений Онегин») тонко чувствовал и верно передавал с помощью жестов и интонации эмоциональный компонент текста (лич­ное сообщение Э. С. Печниковой!.

взрослого» в диалоге с ним («Что это?» — «Это —...»). Символи­ческое представление чувств, желаний в игре. Понимает юмор, старается повторить действие, вызывавшее смех взрослых.

Период от 24 до 36 месяцев

Прогрессирующая дифференциация уровня аффективной экс­пансии. Быстрое развитие различных аспектов образа Я: исполь­зует местоимения «я», «мой», ценит и защищает свою собствен­ность, знает о половых различиях и половой принадлежности — себя и других людей, узнает себя на фотографиях и сопротив­ляется помощи. Негативизм — экспериментирует с границами доз­воленного. Говорит требовательным, громким голосом, склонен быть маленьким «диктатором». Крайне неустойчив к фрустра­циям, дает вспышки ярости по незначительному поводу.

Дальнейшая дифференциация уровня базальной аффектив­ной коммуникации, смычка этого уровня с уровнями аффектив­ной экспансии и символической регуляции: активно пытается уте­шить близких, если им плохо (в отличие от простого заражения материнской тревогой}. Начинает слушаться (сознательно при­нимает социальные барьеры). В игре с другими детьми чаще использует вербальную агрессию и квазиагрессивные (т. е. ими­тирующие агрессию, но без болевого эффекта) действия, а также символические действия (например, дает и получает что-то понарошку).

42 месяца (возможно раньше)

Дальнейшая дифференциация уровня символической регуля­ции. В символической игре выражает темы разлуки и потери.

Патологическими симптомами являются отсутствие или не­устойчивость перечисленных здесь ключевых «подготовительных» паттернов и новообразований (например, у ребенка отсутство­вали улыбка и лепет на протяжении всего первого года жизни) либо выпячивание, изолированное развитие, фиксация каких-то отдельных паттернов или новообразований (например, ребенок овладевает жестом несогласия «нет», но не использует жест «да»).

Для прогноза дальнейшего развития необходимо обратить внимание на накопление патологических симптомов по возрас­там (отсутствуют более ранние или более поздние новообразо­вания), на то, с какого возраста стали накапливаться патологи­ческие симптомы, какой уровень аффективной регуляции стра­дает сильнее.

Для ответа на эти вопросы следует помнить, что новообразо­вания, возникающие на стыке ослабленного уровня с другими,

оказываются неустойчивыми, быстро регрессируют, уровень фун­кционирует изолированно, отчего формы поведения, ему соот­ветствующие, фиксируются и стереотипизируются.

Распределение патологической симптоматики по уровням за­висит от возраста ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...