V. Тип и тяжесть эмоционального развития
Тип нарушения эмоционального развития определяется комбинацией явлений искажения (диспропорции), задержки развития и неустойчивости новообразований и стоящих за ними смычек как между определенными уровнями эмоциональной регуляции, так и между элементами внутри уровня, а также местом, которое занимает регрессия в формировании общей картины нарушений. Симптомы искажения (диспропорции) возникают при сочетании более сложных новообразований с более примитивными. Например, девочка 3 лет 3 месяцев, речь которой фиксирована на стадии лепета (возрастной норматив — от 3 до 12 месяцев), не использует этот лепет для общения, одержима аутисти-ческой игрой с куклами (шепчется, разговаривает с ними часами на своем языке), т. е. у нее развита символическая игра, характерная для детей двухлетнего возраста. Базальная аффективная коммуникации бедная (девочка истошно визжит при нарушении стереотипов или неудовлетворении ее желания, использует один-два жеста для коммуникации, заражается тревогой матери, но не может ей сопереживать, не пытается утешить мать). Гиперсензитивность к тактильному контакту с другим человеком очень высокая, аффективная экспансия развита неравномерно (стремление к риску в преодолении барьеров, связанных с пространством, сочетается с непереносимостью социальных барьеров). Таким образом, одним из наиболее ярких симптомов диспропорции является диспропорция между более развитым, но изолированным уровнем символической регуляции и сильно дефицитарным уровнем базальнои аффективной коммуникации. Симптомы недоразвития возникают в том случае, если ключевое для эмоционального развития новообразование начинает формироваться значительно позже биологически заданного срока и остается не полностью интегрированным в систему эмоциональной регуляции, а в грубых случаях и изолированным от него. Например, глазной контакт, если он возникает у ребенка старше 3—4 лет, остается недоразвитым из-за его недостаточной ритмической организации, некоординированности с речевым высказыванием и др.
Симптомы неустойчивости возникают, если ребенок, овладев новым паттерном, не совершенствует его и не включает его в новые связи.. Например, ребенок, осваивая новые слова, «забывает» старые, избегая нагрузки, неизбежной в процессе развития. В зависимости от преобладания симптомов того или иного типа можно говорить об определенном профиле развития. Дискоординированный профиль — с преобладанием элементов искажения. Сниженный (некоординированный) профиль — с преобладанием элементов недоразвития. Неустойчивый профиль (следует указать диапазон колебаний) — с неустойчивыми координациями между уровнями и отдельными элементами внутри, уровней. А. Рестуан, X. Монтанье ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРОФИЛИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА1 Социальному поведению были посвящены многие исследования этологов и психологов развития. Исследование социального поведения детей включает два важных аспекта: взаимодействие с родителями и взаимодействие со сверстниками. Задача: исследование интерактивных систем, взаимодействие человека с его социальной средой, динамика систем коммуникации ребенка с его средой. Социальная среда рассматривается как сумма специфически человеческой стимуляции. 1. Изучение взаимодействия мать — ребенок. Сотрудничество этологии и психоанализа. Этология: изучение сенсомоторного аспекта интеракций мать — ребенок. Психоанализ: анализ влияния фантазий и материнских проекций на качество и будущее отношений матери и ребенка.
2. Изучение особенностей, функций и генеза систем взаимодействия ребенка со сверстниками: влияние семьи и учреждений на интерактивные системы детей этологические исследования поведения ребенка в среде сверстников (изучение репертуара с анализом функций разных типов поведения) Исследование: изучение систем коммуникаций со сверстниками у детей раннего возраста. Цель исследования: 1. Выявление структуры (временные и пространственные характеристики), функций и динамики коммуникативных систем. 2. Исследование того, когда, как и под влиянием чего дифференцируются и изменяются элементы коммуникативного поведения и системы интеракций. 1 «Chronologie des comportements de communication et profils de comportement chez le jeune enfant» A. Restoin, И. Montagner, D. Rodriguez, J. J. Girardot, D.Laurent, F. Kontar, V. Vllmann, С Casagrande, B. Talpain // «Ethologie et developpement de 1'enfant» sous la direction de R. E. Tremblay, M. A. Provost & F. F. Strayer. Paris, 1985. (Статья из сборника «Этология и развитие ребенка» под ред. Tremblay, Provost, Strayer). Пер. Ю.Михайловой. 3. Хронологическое исследование возникновения и исчезновения элементов коммуникативного поведения от 6 до 36 месяцев. 4. Анализ того, когда и каким образом факторы окружающей среды могут влиять на исследуемые системы поведения в процессе развития. 5. Анализ профилей коммуникативного поведения детей в конце второго и в течение третьего года жизни. Результаты исследования могут быть интегрированы различными концепциями развития ребенка и могут способствовать пониманию некоторых вопросов в рамках крупных теоретических концепций. Результаты должны анализироваться с точки зрения целостного процесса развития. МЕТОДЫ И ИСПЫТУЕМЫЕ С 1970 г. были проведены исследования систем коммуникаций с ровесниками у детей до 3 лет в двух яслях в Бе-зансоне. Наблюдение в яслях позволяло отслеживать ребенка на протяжении целого дня, а также обеспечивало возможность лонгитюдного исследования. Дети наблюдались в течение 30—90 минут во время их свободной активности двумя или тремя наблюдателями (от 2 до 5 детей на каждого наблюдателя). Наиболее часто использовались бланки с кодами, которые позволяют вычленять единицы поведения, идентифицированные и категоризованные в предварительных исследованиях. Часто для дополнения и валидизации наблюдения использовалась видеозапись с последующим покадровым анализом. (На камеру снимался общий вид группы.) В целом с 1970 года было обследовано около 500 детей.
Отдельное исследование было проведено с 1975 по 1978 год. Оно было посвящено хронологии появления и изменений во времени элементов коммуникативного поведения. Исследование проводилось на 100 детях, причем 80 из них обследовались длительно и систематически. 30 часов из отснятого материала были подвергнуты анализу (из расчета от 5,5 до 6,5 часов на одну возрастную группу). Были выделены пять возрастных групп: менее 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев; от 12 до 15 месяцев; от 15 до 24 месяцев; от 24 до 36 месяцев. С 1978 по 1981 год было проведено исследование еще 42 детей для уточнения генеза голосового поведения. Для этого было проанализировано 15 часов видеозаписи (6 часов для возраста от 6 до 15 месяцев и 9 часов для возраста от 15 до 20 месяцев). В качестве исходных единиц анализа поведения использовались единицы, выделенные H.Montagner и др. (табл. 1). Таблица 1 Паттерны поведения, выделенные и проанализированные у детей от 18 до 36 месяцев (ясли) и от 3 до 6 лет (детский сад) в существующих публикациях и в исследованиях безансонской группы. В таблицу не входят: 1. Редко встречающиеся паттерны. 2. Паттерны, которые с равной частотой могут быть отнесены к различным рубрикам в зависимости от контекста (ребенок обнимает и роняет другого; езда верхом; толчок, не приводящий к падению). 3. Перемещения, не связанные с взаимодействием. 4. Единицы имитативной игры и манипуляции с объектом.
В результате покадрового анализа отснятого материала было выделено 90 паттернов поведения коммуникации со сверстниками, которые были разделены на 6 категорий:
* отдавание (дар, приношение) * просьба, обращение * угроза * агрессия * захват объекта * изоляция и плач Изучение голосового поведения включало анализ числа вокализаций, их частоты, соотношения и общей формы. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу и классической статистической обработке. РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|