Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение маскулинности–фемининности




Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности-фемининности

(Может применяться как для обследования детей подросткового и юношеского возрастов, так и обследования супругов)

Испытуемому дается следующая инструкция: «Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас».

Перечень качеств:

1) вера в себя;

2) умение уступать;

3) способность помочь;

4) склонность защищать свои взгляды;

5) жизнерадостность;

6) угрюмость;

7) независимость;

8) застенчивость;

9)совестливость;

10) атлетичность;

11) нежность;

12) театральность;

13) напористость;

14) падкость на лесть;

15) удачливость;

16) сильная личность;

17) преданность;

18) непредсказуемость;

19) сила;

20) женственность;

21) надежность;

22) аналитические способности;

23) умение сочувствовать;

24) ревнивость;

25) способность к лидерству;

26) забота о людях;

27) прямота, правдивость;

28) склонность к риску;

29) понимание других;

29) скрытность;

30) быстрота в принятии решений;

31) сострадание;

32) искренность;

33) самодостаточность (полагаться только на себя);

34) способность утешить;

35) тщеславие;

36) властность;

37) тихий голос;

38) привлекательность;

39) мужественность;

40) теплота, сердечность;

41) торжественность, важность;

42) собственная позиция;

43) мягкость;

44) умение дружить;

45) агрессивность;

46) доверчивость;

47) малорезультативность;

48) склонность вести за собой;

49) инфантильность;

50) адаптивность, приспосабливаемость;

52) индивидуализм;

53) нелюбовь к употреблению ругательств;

54) несистематичность;

55)дух соревнования;

56) любовь к детям;

57) тактичность;

58) амбициозность, честолюбие;

59) спокойствие;

60) традиционность, подверженность условностям.

Результаты испытуемого (отмеченные им характеристики) сравниваются с ключом, и за каждое совпадение начисляется 1 балл.

Ключ:

маскулинность (номера вопросов): 1,4,7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58;

фемининность (номера вопросов): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Показатели маскулинности (М) и фемининности (F) вычисляются следующим образом: сумма баллов по маскулинности делится на 20 - это М и сумма баллов по фемининности делится на 20 - это F.

Вычисляется также IS (основной индекс) по формуле: IS = (Г - М) умножить на 2,322

Интерпретация

Испытуемого относят к одной категории из пяти.

1. IS меньше -2,025 - ярко выраженная маскулинность;

2. IS меньше -1 - маскулинность;

3. IS от-1 до +1 - андрогенность;

4. IS больше +1 - фемининность;

5. IS больше +2,025 - ярко выраженная фемининность.

 


РАЗДЕЛ 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ТРЕНИНГИ

 

Воспоминания детства

 

Время – 30-40 мин.

Цель – актуализация состояния «Я-ребёнка» (по Э. Берну).

Студентам на занятии (участникам тренинга) предлагается вспомнить и рассказать о своей самой любимой:

- игрушке;

- книжке;

- песне;

- считалке;

- игре;

- можно рассказать о самом ярком воспоминании из детства.

Ассоциации

У каждого из участников тренинга есть ручка и бумага для записи. Ведущий предлагает команде поиграть с ассоциациями.

Все, что для этого нужно, — слушать задание и записывать первые же образы, пришедшие в голову.

Вопросы-задания могут быть такими.

Если семья — это постройка, то она... (крепость; коопера­тивная квартира; коммуналка; только не дача; общежитие; ша­лаш на двоих...);

Если семья — это цвет, то она... (серо-буро-малиновая; и цветов-то таких в природе не существует; нежно-розовая; чер­но-белая, как зебра; серая, унылая; кроваво-красная...);

Если семья — это музыка, то она... (скрипка; фуга Баха; тя­желый металл; цыганщина; романтическая баллада; задушев­ная песня у костра; «Взвейтесь кострами, синие ночи!»; мело­дия, которая не кончается; какофония; «форте»...);

Если семья — это геометрическая фигура, то она... (круг; вектор; «треугольник, только не подумайте чего-то «такого»!»; зигзаг удачи; точка; многоточие; спираль...);

Если семья — это название фильма, то она... («Фантомас разбушевался»; «Розыгрыш»; «Богатые тоже плачут»; «Рабыня Изаура»; «Отверженные»; «Семь невест ефрейтора Збруева»; «Единственная»; «...И младенец в люльке»; «Красавица и чудо­вище»; «Бригада», «Война и мир», «Властелин колец», «Не родись красивой»...);

Если семья — это настроение, то она... (радость; тоска смертная; постоянный стресс; блаженство; «детский смех, если можно так определить настроение»; тревога; «это праздник со слезами на глазах»...).

 

Мячик

Бросая мячик сидящим в кругу участникам, ведущий просит каждого, поймавшего мяч, назвать (каждый круг — один вопрос):

- свое имя;

- свое семейное положение, профессию или любые другие биографические данные, которые хотелось бы озвучить...

Перебрасывая мячик, участники продолжают начатое веду­щим предложение, а затем передают мячик любому из игроков в кругу. Например:

Когда я вспоминаю свое детство, то я думаю, что оно было...

Традицией нашей семьи было...

Я ищу в семье...

Мне кажется, что счастливая семья — это...

Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок рос человеком...

Когда я злюсь, я...

Я горжусь тем, что я...

Завершая тренинг, можно использовать игру с мячиком, чтобы, передавая его друг другу, участники говорили компли­менты, оценивая успешность совместной работы в ходе встре­чи, какие-то особенные качества, успехи партнеров и т.д.

 

4.4. «Пойми меня!»

Материалы: беруши и широкая резинка или платок, две повязки на каждую тройку участников.

Вся команда разбивается на тройки. Один человек из каж­дой тройки получает две повязки, которыми в ходе игры вос­пользуется, чтобы завязать себе глаза и рот. Второй участник получает беруши и повязку: в ходе игры он затыкает себе уши и завязывает рот. Третий игрок получает беруши и широкую резинку, которой он перехватит свои руки, чтобы не пользо­ваться ими в ходе упражнения (вместо резинки можно просто связать кисти рук с помощью платка). Раздавая реквизит для игры, ведущий определяет коммуникативные возможности участников.

Первый — ничего не видит и не разговаривает. Он может лишь слышать и жестикулировать. Второй — ничего не слы­шит и не говорит; его коммуникационные каналы — зрение и жестикуляция. Третий имеет возможность говорить и видеть, но не может жестикулировать, а также ничего не слышит.

Тем не менее, участникам тройки необходимо будет о чем-то договориться, при этом придется проявить недюжин­ную активность, фантазию и энергию. Участники могут дого­вариваться о том:

• на какой фильм они пойдут после тренинга;

• в каком месте встретятся до похода в кинотеатр;

• какой подарок они купят общему другу на его день рож­дения;

• какое блюдо каждый из них приготовит на вечеринку, которую компания организует в складчину.

Упражнение это непростое, но очень эффективное и весе­лое. Важно только, чтобы ведущий постоянно был в курсе со­бытий и жестко контролировал соблюдение всех наложенных на игроков ограничений. Поначалу участники могут путаться, но затем преодолевают свои проблемы и концентрируются на коммуникационной задаче.

 


Сцены из семейной жизни

Команда разбивается на две подгруппы, которым присваиваются номера. В каждом раунде проходит соревнование «экспертов» – по одному из каждой группы. Когда эксперты выбраны, группы проводят короткую (3-5 минут) репетицию и втайне от соперников готовят живую скульптуру, в которой, кроме «эксперта», принимают участие несколько игроков этой группы. Тема скульптуры — какая-то сцена семейной жизни. Когда репетиция закончена, команды собираются вместе. На площадку выходит первая команда и выстраивает свою живую скульптуру. «Эксперт» соперников может в течение 30 секунд осмотреть статую, после чего покидает комнату. В это время в скульптуре происходят изменения позиций, мимики и жестов, расположения действующих лиц, ролей. Когда «экс­перт» возвращается, он должен как можно точнее восстано­вить предшествующую картину. Затем наступает очередь вто­рой команды.

 

Какой вы партнер в браке?

Материалы: распечатка текста «Классификация поведения в браке».

Сначала ведущий просит участников вспомнить и расска­зать какую-то ситуацию из семейной жизни, в которой ярко проявляется необходимость партнерского взаимодействия ме­жду мужем и женой. Участники обсуждают ситуацию, а не по­ведение героев, пытаются прояснить проблематику рассказа. Затем группа разбивается на пары. Каждая из пар получает свой номер из приведенной ниже классификации партнерского поведения в браке. (Желательно, чтобы получилось 7 пар, если же участников больше, оставшихся игроков можно присоеди­нить к какой-либо паре либо предложить им роль «экспертов».)

В течение десяти минут каждая пара пробует разыграть об­суждаемую ранее ситуацию таким образом, чтобы один из партнеров вел себя в точном соответствии с ролью, заданной номером классификации, а второй свободно импровизировал. Скажем, в паре номер четыре один из участников будет высту­пать в роли «детского» партнера, а второй выберет для себя любой вариант.

Зрители (или «эксперты») постараются определить, какому чипу партнерских отношений соответствует поведение импро­визирующего участника. Пары представят свои сцены одна за другой. Затем начинается обсуждение.

Обсуждение

• Попытайтесь для каждого из партнеров найти всю па­литру качеств и свойств, которые проявились в импровизации (лексика, жесты, мимика, текст и подтекст, приемы влияния на партнера и манипуляции).

• Запишите на доске продемонстрированные ролевые ком­бинации и проанализируйте, в каком направлении раз­вивались партнерские отношения в каждой из пар.

При анализе можно использовать следующую классификацию профилей брака:

- симметричный (например, независимый-независимый, рациональный-рациональный, равноправный-равноправный...). В таком союзе у обоих супругов равные права и нет подчинения одного другому. Проблемы здесь решаются путем обсуждения и компромисса, соглашения;

- комплементарный (родительский-детский) характеризуется подчинением внутри пары. Один распоряжается, руководит, принимает решения, другой исполняет, подчиняется, ждет указаний;

- конфликтный — союз «романтика» или «товарища» с «независимым», «романтика» с «рационалистом».

Помогла ли работа над сценами или просмотр этюдов определить, какой тип поведения в браке свойственен лично вам?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...