Изучение маскулинности–фемининности
Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности-фемининности (Может применяться как для обследования детей подросткового и юношеского возрастов, так и обследования супругов) Испытуемому дается следующая инструкция: «Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас». Перечень качеств: 1) вера в себя; 2) умение уступать; 3) способность помочь; 4) склонность защищать свои взгляды; 5) жизнерадостность; 6) угрюмость; 7) независимость; 8) застенчивость; 9)совестливость; 10) атлетичность; 11) нежность; 12) театральность; 13) напористость; 14) падкость на лесть; 15) удачливость; 16) сильная личность; 17) преданность; 18) непредсказуемость; 19) сила; 20) женственность; 21) надежность; 22) аналитические способности; 23) умение сочувствовать; 24) ревнивость; 25) способность к лидерству; 26) забота о людях; 27) прямота, правдивость; 28) склонность к риску; 29) понимание других; 29) скрытность; 30) быстрота в принятии решений; 31) сострадание; 32) искренность; 33) самодостаточность (полагаться только на себя); 34) способность утешить; 35) тщеславие; 36) властность; 37) тихий голос; 38) привлекательность; 39) мужественность; 40) теплота, сердечность; 41) торжественность, важность; 42) собственная позиция; 43) мягкость; 44) умение дружить; 45) агрессивность; 46) доверчивость; 47) малорезультативность; 48) склонность вести за собой; 49) инфантильность; 50) адаптивность, приспосабливаемость; 52) индивидуализм; 53) нелюбовь к употреблению ругательств; 54) несистематичность; 55)дух соревнования; 56) любовь к детям; 57) тактичность; 58) амбициозность, честолюбие; 59) спокойствие; 60) традиционность, подверженность условностям.
Результаты испытуемого (отмеченные им характеристики) сравниваются с ключом, и за каждое совпадение начисляется 1 балл. Ключ: маскулинность (номера вопросов): 1,4,7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58; фемининность (номера вопросов): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59. Показатели маскулинности (М) и фемининности (F) вычисляются следующим образом: сумма баллов по маскулинности делится на 20 - это М и сумма баллов по фемининности делится на 20 - это F. Вычисляется также IS (основной индекс) по формуле: IS = (Г - М) умножить на 2,322 Интерпретация Испытуемого относят к одной категории из пяти. 1. IS меньше -2,025 - ярко выраженная маскулинность; 2. IS меньше -1 - маскулинность; 3. IS от-1 до +1 - андрогенность; 4. IS больше +1 - фемининность; 5. IS больше +2,025 - ярко выраженная фемининность.
РАЗДЕЛ 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ТРЕНИНГИ
Воспоминания детства
Время – 30-40 мин. Цель – актуализация состояния «Я-ребёнка» (по Э. Берну). Студентам на занятии (участникам тренинга) предлагается вспомнить и рассказать о своей самой любимой: - игрушке; - книжке; - песне; - считалке; - игре; - можно рассказать о самом ярком воспоминании из детства. Ассоциации У каждого из участников тренинга есть ручка и бумага для записи. Ведущий предлагает команде поиграть с ассоциациями. Все, что для этого нужно, — слушать задание и записывать первые же образы, пришедшие в голову. Вопросы-задания могут быть такими. Если семья — это постройка, то она... (крепость; кооперативная квартира; коммуналка; только не дача; общежитие; шалаш на двоих...); Если семья — это цвет, то она... (серо-буро-малиновая; и цветов-то таких в природе не существует; нежно-розовая; черно-белая, как зебра; серая, унылая; кроваво-красная...); Если семья — это музыка, то она... (скрипка; фуга Баха; тяжелый металл; цыганщина; романтическая баллада; задушевная песня у костра; «Взвейтесь кострами, синие ночи!»; мелодия, которая не кончается; какофония; «форте»...);
Если семья — это геометрическая фигура, то она... (круг; вектор; «треугольник, только не подумайте чего-то «такого»!»; зигзаг удачи; точка; многоточие; спираль...); Если семья — это название фильма, то она... («Фантомас разбушевался»; «Розыгрыш»; «Богатые тоже плачут»; «Рабыня Изаура»; «Отверженные»; «Семь невест ефрейтора Збруева»; «Единственная»; «...И младенец в люльке»; «Красавица и чудовище»; «Бригада», «Война и мир», «Властелин колец», «Не родись красивой»...); Если семья — это настроение, то она... (радость; тоска смертная; постоянный стресс; блаженство; «детский смех, если можно так определить настроение»; тревога; «это праздник со слезами на глазах»...).
Мячик Бросая мячик сидящим в кругу участникам, ведущий просит каждого, поймавшего мяч, назвать (каждый круг — один вопрос): - свое имя; - свое семейное положение, профессию или любые другие биографические данные, которые хотелось бы озвучить... Перебрасывая мячик, участники продолжают начатое ведущим предложение, а затем передают мячик любому из игроков в кругу. Например: Когда я вспоминаю свое детство, то я думаю, что оно было... Традицией нашей семьи было... Я ищу в семье... Мне кажется, что счастливая семья — это... Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок рос человеком... Когда я злюсь, я... Я горжусь тем, что я... Завершая тренинг, можно использовать игру с мячиком, чтобы, передавая его друг другу, участники говорили комплименты, оценивая успешность совместной работы в ходе встречи, какие-то особенные качества, успехи партнеров и т.д.
4.4. «Пойми меня!» Материалы: беруши и широкая резинка или платок, две повязки на каждую тройку участников. Вся команда разбивается на тройки. Один человек из каждой тройки получает две повязки, которыми в ходе игры воспользуется, чтобы завязать себе глаза и рот. Второй участник получает беруши и повязку: в ходе игры он затыкает себе уши и завязывает рот. Третий игрок получает беруши и широкую резинку, которой он перехватит свои руки, чтобы не пользоваться ими в ходе упражнения (вместо резинки можно просто связать кисти рук с помощью платка). Раздавая реквизит для игры, ведущий определяет коммуникативные возможности участников.
Первый — ничего не видит и не разговаривает. Он может лишь слышать и жестикулировать. Второй — ничего не слышит и не говорит; его коммуникационные каналы — зрение и жестикуляция. Третий имеет возможность говорить и видеть, но не может жестикулировать, а также ничего не слышит. Тем не менее, участникам тройки необходимо будет о чем-то договориться, при этом придется проявить недюжинную активность, фантазию и энергию. Участники могут договариваться о том: • на какой фильм они пойдут после тренинга; • в каком месте встретятся до похода в кинотеатр; • какой подарок они купят общему другу на его день рождения; • какое блюдо каждый из них приготовит на вечеринку, которую компания организует в складчину. Упражнение это непростое, но очень эффективное и веселое. Важно только, чтобы ведущий постоянно был в курсе событий и жестко контролировал соблюдение всех наложенных на игроков ограничений. Поначалу участники могут путаться, но затем преодолевают свои проблемы и концентрируются на коммуникационной задаче.
Сцены из семейной жизни Команда разбивается на две подгруппы, которым присваиваются номера. В каждом раунде проходит соревнование «экспертов» – по одному из каждой группы. Когда эксперты выбраны, группы проводят короткую (3-5 минут) репетицию и втайне от соперников готовят живую скульптуру, в которой, кроме «эксперта», принимают участие несколько игроков этой группы. Тема скульптуры — какая-то сцена семейной жизни. Когда репетиция закончена, команды собираются вместе. На площадку выходит первая команда и выстраивает свою живую скульптуру. «Эксперт» соперников может в течение 30 секунд осмотреть статую, после чего покидает комнату. В это время в скульптуре происходят изменения позиций, мимики и жестов, расположения действующих лиц, ролей. Когда «эксперт» возвращается, он должен как можно точнее восстановить предшествующую картину. Затем наступает очередь второй команды.
Какой вы партнер в браке? Материалы: распечатка текста «Классификация поведения в браке». Сначала ведущий просит участников вспомнить и рассказать какую-то ситуацию из семейной жизни, в которой ярко проявляется необходимость партнерского взаимодействия между мужем и женой. Участники обсуждают ситуацию, а не поведение героев, пытаются прояснить проблематику рассказа. Затем группа разбивается на пары. Каждая из пар получает свой номер из приведенной ниже классификации партнерского поведения в браке. (Желательно, чтобы получилось 7 пар, если же участников больше, оставшихся игроков можно присоединить к какой-либо паре либо предложить им роль «экспертов».) В течение десяти минут каждая пара пробует разыграть обсуждаемую ранее ситуацию таким образом, чтобы один из партнеров вел себя в точном соответствии с ролью, заданной номером классификации, а второй свободно импровизировал. Скажем, в паре номер четыре один из участников будет выступать в роли «детского» партнера, а второй выберет для себя любой вариант. Зрители (или «эксперты») постараются определить, какому чипу партнерских отношений соответствует поведение импровизирующего участника. Пары представят свои сцены одна за другой. Затем начинается обсуждение. Обсуждение • Попытайтесь для каждого из партнеров найти всю палитру качеств и свойств, которые проявились в импровизации (лексика, жесты, мимика, текст и подтекст, приемы влияния на партнера и манипуляции). • Запишите на доске продемонстрированные ролевые комбинации и проанализируйте, в каком направлении развивались партнерские отношения в каждой из пар. При анализе можно использовать следующую классификацию профилей брака: - симметричный (например, независимый-независимый, рациональный-рациональный, равноправный-равноправный...). В таком союзе у обоих супругов равные права и нет подчинения одного другому. Проблемы здесь решаются путем обсуждения и компромисса, соглашения; - комплементарный (родительский-детский) характеризуется подчинением внутри пары. Один распоряжается, руководит, принимает решения, другой исполняет, подчиняется, ждет указаний; - конфликтный — союз «романтика» или «товарища» с «независимым», «романтика» с «рационалистом». Помогла ли работа над сценами или просмотр этюдов определить, какой тип поведения в браке свойственен лично вам?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|