Упражнение «Доска объявлений»
Для работы подбираются брачные объявления из газет и других изданий. Эти объявления обсуждаются группой. Какие объявления вам понравились? «Состоятельный, но интеллигентный мужчина...», «С двумя симпатичными ласточками познакомятся два симпатичных... ласта», «Прикольные девчонки познакомятся с прикольными мальчишками, чтобы прикольно приколоться». Какие душевные качества партнера важны для вас? Какие внешние данные? Какие свои качества вы бы упомянули в подобном объявлении?» Подростки составляют объявления, описывая свои качества и желаемые качества партнера. С согласия участников проводится обсуждение их объявлений.
Упражнение «Ищу друга» Все составляют объявления и вывешивают их на стенде с названием «Знакомства». Если кого-то привлекает какое-либо объявление, он оставляет на нем пометку. В результате одни объявления «лидируют», а другие никого не привлекают. «Чем так заманчиво популярное объявление? Почему на другие откликнулось меньше желающих? Что не так в объявлениях, получивших наименьшее количество откликов?» Опыт выбора позволяет увидеть разные возможности, осознать значение тех или иных свойств, качеств партнера, различных аспектов жизни. Затем можно обсудить вопросы: каким вы представляете своего избранника? Что значит для вас хороший друг, спутник жизни? Упражнение «Анкета» Каждый участник получает бланк анкеты своего будущего мужа или жены, указывает свое имя и заполняет графы. Анкета будущего мужа (жены) Имя мужа (жены) Возраст Рост Вес Национальность Цвет глаз Прическа Стиль одежды Где мы познакомились Как мы познакомились Где и кем он (она) работает
Его (ее) достоинства Его (ее) недостатки Где мы живем Другие члены нашей семьи Отношения в нашей семье Домашние животные Участники меняются анкетами и записывают пожелания молодой семье. Затем проводится обсуждение: чьи анкеты вам понравились, что в них вас удивило? Какие пожелания вам показались приятными, ценными?
Тренинг зрелого отцовствования и материнствования Н. В. Боровиковой
Общие положения. Тренинг рассчитан на семейную пару, готовящуюся к рождению ребенка; он помогает женщине адаптироваться к беременности, подготовить тело и психику к будущим родам, освободиться от страхов воспитания малыша, глубже осмыслить взаимоотношения в паре, пережить состояние равной ответственности за психофизическое здоровье будущего человека, а также раскрыться отцовскому и материнскому чувству в совместном переживании беременности и родов. Психологическая готовность родителей к свободному и ответственному взаимодействию с будущим ребенком имеет ряд составляющих: 1. Умение чувствовать и понимать себя, то, что происходит с твоим телом. 2. Внутренняя личностная свобода самих родителей и их собственная интернальная позиция по отношению к жизни. 3. Знание об уникальности процесса беременности и его влиянии на психофизический склад личности будущего ребенка, обеспечивающее его творческое естественное развитие. 4. Овладение конкретными психологическими навыками общения с еще не рожденным человеком, причем такими навыками, которые позволяют родителям полно и свободно выражать себя, сохраняя отношения с ребенком искренними и открытыми. 5. Это психическая и сексуальная гармонизация пары, приводящая к единству нравственного и физического роста всей семьи. В программе тренинга соединены: • элементы тренинга педагогической эффективности Т. Гордона; • элементы личностных, социально-психологических (Г. И. Марасанов) тренингов и телесно-ориентированной терапии (специальные комплексы индивидуальных и парных упражнений для развития тела);
• техники энергизирующего дыхания (О.И.Жданов), психологические игры, широко применяемые в самых разных тренинговых программах; • собственные идеи автора, помогающие осознать влияние «Я-концепции» на формирование гармоничной диады мать—ребенок.
Цель тренинга родительской эффективности «Зрелое отцовствование и материнствовние» - это помощь участникам группы в том, чтобы: - почувствовать ответственность за свой выбор; - понять психосоматику периода беременности и научиться «слушать» тело; - подготовиться к естественным родам; - осознать свою позицию по отношению к еще не родившемуся ребенку и проанализировать собственные установки; - овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных; - развить в себе умение сорадоваться и сопереживать. Тренинг «зрелого отцовствования и материнствования» мобилизует физические и психические силы женщины для благополучного течения беременности и исхода родов. Речь идет об ответственности за воспроизведение человеческого рода, о том, что здоровье женщины — это здоровье ее семьи. Основная идея тренинга заключается в мысли о том, что продуктивное развитие «Я-концепции» беременной женщины обеспечит не только ее личностный рост, психосексуальную гармонизацию диады мать-отец будущего ребенка, но и явится условием рождения полноценного человека. Тренинг родительской аффективности - это не психотерапия, не тренинг общения, не тренинг личностного роста и не технология самосбережения, а структурированная программа, в которой основное внимание уделяется следующим позициям: - этапам беременности: психологическим аспектам и профилактике проблемных ситуаций, осложнений; - общению с ребенком, формированию представлений о жизни и воспитании до рождения; - естественным родам, физиологическим техникам (дыханию, естественному обезболиванию), психологическим установкам (переживанию, настрою); - участию значимых людей в процессе беременности, родов, жизни ребенка; - ступеням формирования воссоединенного сознания семьи (педагогике сотворчества).
Организация тренинга. Программа тренинга рассчитана на 20 встреч (по часу каждая), объединенных в пять сессий на каждом этапе развития беременности. Соответственно тренинг разбит на четыре блока исходя из представления автора о психологическом синдроме беременности: 1. Тренинг адаптации к беременности. 2. Тренинг ролевой идентификации и актуализации. 3. Тренинг творческой акмеолизации. 4. Тренинг отцовствования и материнствования. Помимо участия в занятиях каждой паре рекомендуется вести Дневник беременности и выполнять в нем домашние задания. Дневник пара должна приносить на каждое занятие для продолжения психологической работы (самоанализ и самопознание) участников группы в перерывах между встречами. Ниже приводится один из блоков тренинга. В ходе его ведущий должен подготовить пару к естественным родам, сознательному родительствованию и предотвратить возможную послеродовую депрессию. Если все предыдущие тренинги были пройдены качественно, то пара во время родов не перекладывает ответственность на специалистов, а мобилизует собственные силы.
Занятие 1 I. Ритуал создания группы - 5-7 мин. На этом этапе тренинга участникам достаточно подтвердить свое желание участвовать в группе; в знак согласия все берутся за руки, мысленно произнося: «Я буду работать в группе, чтобы тебе, мой малыш, было хорошо. Я помню о главном. Я научусь понимать и принимать себя и других». Специфика тренинга. Эффективность предлагаемой программы определяется в основном степенью принятия участниками группы четырех основных принципов: уважения права на жизнь еще не рожденного Человека, творческого и естественного развития ребенка, взаимной ответственности родителей, единства нравственного и физического развития всей семьи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|