II. Упражнение «Групповое сплочение».
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Упражнение «В натуре», 10 минут. Цель — научить участников группы оценивать и выражать себя понятно для других. Инструкция. Участник группы выходит в центр и замирает в пантомиме, выражающей его психологическую сущность, а остальные пытаются понять, что именно он хочет выразить такой психологической скульптурой. Скульптором своей самости должен побыть каждый участник группы. III. Упражнение на взаимовосприятие. Упражнение «Разговор больших пальцев» — 5 мин. Инструкция. Партнеры по паре большими пальцами ведут «разговор» друг с другом. Во время разговора они могут толкать и поглаживать, нежно, обнимать друг друга и т, п. Ведущий предлагает пальцами обменяться какой-либо информацией, завести разговор на какую-нибудь, тему. Через фиксированное время, например одну минуту, партнеры должны выяснить друг у друга, как они поняли взаимные сообщения. При обсуждении каждый участник делится впечатлениями о полученном опыте, о том, что способствует и что препятствует взаимопониманию. IV. Телесно-ориентированные упражнения. В период максимальной функциональной нагрузки на сердце (28-32 недели беременности) целесообразно уменьшить общую физическую нагрузку за счет введения большого количества дыхательных упражнений. Широко используются движения для укрепления мышц ног с целью профилактики возможного застоя в нижних конечностях. Одновременно беременная должна научиться полностью расслаблять все мышцы. С этой целью рекомендуется периодически напрягать и расслаблять различные группы мышц. Эти упражнения целесообразно проводить сидя или в положении на коленях и на локтях. В заключительный период беременности следует много ходить, соблюдая активный двигательный режим; сочетая упражнения на регулировку дыхания с упражнениями, направленными на расслабление мышц.
Особое внимание и значение на этом этапе тренинга нужно уделять развитию и закреплению навыков, имеющих применение в родовом акте: волевому напряжению и расслаблению мышц брюшной стенки, тазового дна и тренировке дыхания с задержкой вдоха, выдоха и последующим полным расслаблением тела (релаксацией). С этой целью используются упражнения, имитирующие позы при потугах. При этом участники группы осуществляют самоконтроль за частотой дыхания, пульса, величиной артериального давления до и после упражнений. Упражнение «Рождество» - 20 мин. Цель - отбор упражнений, которыми нужно пользоваться во время родов. Инструкция. Необходимо различать три состояния во время родов: 1. Раскрытие шейки матки; 2. Позывы и рождение ребенка; 3. Выход детского места, или последа. В первых двух состояниях учитываются два момента: схватки и паузы. В период раскрытия шейки матки необходимо установить контроль за дыханием. Во время схватки дыхание должно быть брюшным и глубоким. При болезненных схватках нужно проводить мысленный счет, согласованный с дыханием. Обычно цикл дыхания (вдох-выдох-пауза) длится 5 секунд. Продолжительность схватки 50 секунд. Отнимаем от 50-ти 5 и мысленно говорим: «Мне осталось 45 секунд». После каждого дыхания время схватки уменьшается на 5 с. Такой контроль за ее продолжительностью ослабляет восприятие болевого ощущения. Такой же контрольдолжен быть и за мышцами матки. Согласно последним научным данным, можно представить следующую цепочку этиологии боли при родах: возникновение индивидуальной тревоги и страха перед беременностью и родами → накопление и развитие драматических предожиданий и опасений в процессе социализации → кульминация страха в период родовой деятельности → выброс гормона адреналина в кровь, судорожное напряжение мышц (как адаптивная форма реагирования на страх, поскольку бегство невозможно) → сдавливали мышечных сосудов → дефицит крови и кислорода в мышцах матки → субъективное ощущение боли.
Как показал опыт, знание подобной цепочки помогает роженице контролировать мышечное напряжение, не тратя понапрасну сил, что в свою очередь позволяет ей оставаться расслабленной в момент схватки. Но это расслабление не пассивное, а активное, оно подчинено воле. В этот период применяются формулы самовнушения: «Я спокойна. Схватка — показатель родовой деятельности. Постепенно она будет усиливаться. Дыхание у меня ровное, глубокое. Мышцы расслаблены. Схватка заканчивается. После этого наступит период отдыха». Между схватками женщина применяет приемы расслабления, начиная с мышц лица и кончая мышцами нижних конечностей. Самовнушение в этот период осуществляется мысленным повторением формул: «Я спокойна. Контролирую себя. Мое дыхание ровное, спокойное. Мышцы лица расслаблены. Расслаблены мышцы плеч, предплечий, кистей рук. Все мышцы моих рук полностью расслаблены и теплы. Расслаблены мышцы промежности, ягодиц. Полностью расслаблены мышцы бедер, голени. Между схватками мой организм отдыхает. Роды у меня протекают благополучно. Я спокойна. Я хорошо ощущаю шевеление моего ребенка. Состояние ребенка хорошее. Я за него спокойна. Мы вместе». В период изгнания плода необходимо чередование мышечного напряжения в момент потуг и полное расслабление между ними. Во время потуги мысленно повторяются формулы: «Вдох. Напрячь мышцы живота. Плавно усилить давление на низ. Давление сильнее и сильнее. Ребенок все дальше продвигается по родовым путям. Плавный выдох». За период одной потуги так повторяют трижды. Женщина внутренне должна быть настроена на то, что с рождением ребенка роды не закончились. Только, после того, как отойдет послед, можно по-настоящему расслабиться. Если пара, не уверена, что запомнила порядок выполнения упражнения, то рекомендуется в ходе тренинга в Дневник беременности внести его опорную схему. V. Анализ видеофильма — 10 минут. Просмотр видеофильма о нетрадиционных методах родов.
VI. Анализ домашнего задания и обсуждение результатов — 10 мин. При анализе домашнего задания все рисунки развешиваются на доске и группа начинает обсуждение. Сначала все участники рассказывают о том, что хотел выразить автор и как они поняли его рисунок, а затем говорит он сам. Обсуждаются также возникающие расхождения в интерпретации рисунка группой и автором, при этом обращается внимание на содержание рисунка, способы выражения, цвет, форму, композицию. Можно предложить участникам группы разбить все рисунки на пары (то есть определить, какие два рисунка соответствуют каждой тренинговой диаде). Домашнее задание. 1. Участникам группы предлагается ответить на вопросы, которые помогут оценить, как они воспринимают свое тело. Как перерабатывают разные сенсорные впечатления и информацию, идущую от окружающей среды. При анализе домашнего задания ведущий акцентирует внимание на том, как информация, полученная через ощущения, подвергается цензуре на основе усвоенных ценностных стандартов, как отдельные сенсорные качества могут становиться конфликтными в связи с конкретными переживаниями. Эти вопросы, взятые из индивидуальной практики «Позитивной психотерапии» Н. Пезешкиана, помогут осознать влияние «Я-концепции супругов» на отношения в паре, пробудить состояние «Я-ребенок» — источник родительской интуиции. Вопросы выдаются участникам группы уже напечатанными: 1. Какие у вас соматические жалобы? Ощущаете ли вы в чем-либо дискомфорт? 2. Как вы оцениваете свою внешность? 3. Вы ощущаете свое тело как друга или врага? 4. Важно ли для вас, чтобы ваш партнер обладал хорошей внешностью? 5. Какое из пяти чувств наиболее значимо для вас? 6. Какая часть тела реагирует, когда вы злитесь? 7. Как реагирует ваш партнер (ваша семья), когда вы болеете? 8. Что вы делаете, когда ваш партнер болен? 9. Вам требуется много сна или совсем немного? 10. Как болезни влияют на ваше ощущение жизни и ожидание будущего? 11. Придает ли ваша семья большое значение хорошей внешности, занятиям спортом и физическому здоровью?
12. Когда вы были ребенком, кто из семьи ласкал, целовал вас и был нежен с вами? 13. Когда вы были ребенком, много ли внимания уделялось в вашем доме хорошей и обильной пище? Каков был девиз? 14. Как реагировали ваши родители, когда вы играли со своим телом (например, сосание пальцев, мастурбация и др.)? 15. Как вас наказывали в детстве за игру со своим телом (шлепки, брань, угрозы, крик, лишение пищи, лишение любви и т.д.)? 16. Продолжали ли вы ходить в школу, если заболевали? 17. В детстве ложились ли вы немедленно в постель, когда болели? 18. Кто в детстве ухаживал за Вами во время болезни? 19. А как это будет в вашей новой семье? Такие вопросы помогут в формировании телесного компонента «Я - концепции» (путь ощущений) и в определении требований, какие будут выдвигать к будущему ребенку. 2. Вместе приготовить самое необходимое к появлению малыша.
Занятие 2 I. Упражнения на групповое сплочение. Упражнение «Снежный ком» - 5-7 мин. Для разминки в «Тренинге зрелого отцовствования и материнствования» избрана психогимнастика. Так как напряжение, скованность и тревога в ожидании приближающихся родов могут нарастать и страх перед неформальными контактами в роддоме усиливается, то занятия следует начинать с упражнений, уменьшающих напряжение. Такие упражнения заявляются как тренировка навыков общения с будущим ребенком. Это упражнения на развитие внимания и творческого воображения. Инструкция. Участники группы образуют круг, один из них начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы это действие можно было продолжить. Сосед передает его другому участнику, таким образом воображаемый предмет обходит весь круг. Лучше, если тему будет задавать ведущий (например: вся семья опаздывает на работу и надо срочно одеть ребенка; он плачет, нужно устранить причину его беспокойства).
II. Упражнение на принятие себя. Упражнение «Чувственное сознавание» - 15 мин. Цель: 1. Научиться принимать информацию, поступающую извне; через органы чувств — обоняние, осязание, зрение, слух, вкус (у беременных женщин - материнская интуиция); 2. Познать мир чувствами ребенка (что научает эмпатическому сорадованию и сопереживанию со своим ребенком). Инструкция. Ведущий выкладывает в центр круга различные предметы, лучше, если среди них будут погремушки, соски и другие атрибуты раннего детства (стимульный материал должен быть разного цвета, формы, размера). Участникам предлагается внимательно оглядеть предметы, попадающие в их поле зрения, отметить каждую вещь: ее форму, размер, фактуру, как она освещена, как лежат на ней тени. Ведущий обращается к членам группы: «Старайтесь не думать ни о чем, сосредоточившись только на чувствах и ощущениях. Не давайте себе увязнуть в рассуждениях и интерпретациях увиденного. Если вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи: «Вот мяч, он лежит на полу, ковер грязный, почему здесь не убирают...», то вы на ложном пути. В самом по себе назывании вещей и анализе ситуации нет ничего плохого, но все это снова возвращает вас к вашим мыслям и рассуждениям. От вас же требуется только видеть предметы, как будет видеть их ваш новорожденный малыш, не знающий их названий. Теперь закройте глаза. Что вы видите? Отметьте образы, оставшиеся от внешних наблюдений, прислушайтесь... Что вы слышите? Может быть, раньше вы не слышали их, а теперь осознали, что они есть?
А теперь, продолжая сидеть, сосредоточьтесь на обонянии. Какой запах вы ощущаете? Запах воздуха... Поднесите к лицу вашу руку, прикоснитесь к лицу, как прикасалась мама... Знаком ли вам этот запах? Ощущали ли вы его раньше? В этой части задания у ведущего должно быть готово угощение (в качестве домашнего задания попросить каждого принести себе что-нибудь вкусное, что ассоциируется у него с детством). Не открывая глаз, участники тренинга кладут в рот сладкие кусочки. Ведущий продолжает. «Почувствовали ли вы сначала запах, а ужпотом вкус? Сосредоточьтесь на вкусовых ощущениях. Обратите внимание, какой вкус остается после того, как проглочена последняя крошка. Еще некоторое время посидите неподвижно, потом откройте глаза». Обсуждение упражнения проходит по схеме: - анализ ощущений себя - взрослого и себя - ребенка. Удалось ли провести разницу в ощущениях? - что было сделать легко, что — труднее? Что вызывало раздражение? Какие ощущения развиты меньше? Что мешает чувственному сознаванию в обыденной жизни?
III. Телесно-ориентированные упражнения — 5 мин. Особого внимания заслуживает управление жизненными энергиями посредством контроля дыхания («пранаяма»). Этот метод дыхания описывается в литературе по йоге под названием «полное дыхание». Инструкция. Вдох по возможности должен начинаться через нос. Предпочтение отдается дыханию через нос, а не через рот из-за способности носовых ходов к фильтрации и обогреву поступающего воздуха. На вдохе живот выпячивается вперед, затем расширяется грудная клетка. Продолжительность вдоха должна составлять 2-3 секунды. Паузы после вдоха быть не должно. Вдох должен плавно переходить в начало выдоха. Выдох. Воздух выдыхается (через рот или через нос, как удобнее). Продолжительность выдоха должна составлять 2-3 секунды. Пауза после выдоха должна продолжаться только 1 секунду, затем вновь начинается плавный вдох.
IV. Анализ видеоматериалов — 15 мин.
V. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов работы — 10 мин.
Домашнее задание. 1. Вопросы на самопознание деятельностного (путь разума) компонента, 1. Каким видам деятельности вы бы отдали предпочтение? Удовлетворены ли вы своей профессией? 2. Какие виды деятельности трудны для вас? 3. Важно длявас всегда демонстрировать высокие достижения? 4. Чем вы больше всего интересуетесь (физические, интеллектуальные, эстетические виды деятельности, организационные задачи и т. д.)? 5. Легко ли признаете достижения вашей супруги (супруга) и детей? 6. Считаете ли вы себя и своего партнера умными? 7. В оценке человека насколько важны для вас его интеллект и социальный престиж? 8. Трудно ли вам иногда принимать решения? 9. Чем вы больше заняты — вашей карьерой или семьей? 10. Чувствуете ли вы себя комфортно, когда вам нечего делать? 11. Кто из ваших родителей выше всего ценил достижения? 12. Кто из членов семьи играл с вами в детстве? 13. Кого больше заботили ваши домашние задания? 14. Как вас наказывали вдетстве за ошибки? 15. Говорили ли вам в детстве родители, почему нужно что-то делать? 16. Понимали ли родители ваши интересы? 17. Какие переживания наиболее типичны для школьных лет? 18. Как вас награждали за достижения? 2. Подготовить список вещей. Занятие 3 I. Упражнение на групповое сплочение. Упражнение «Бегущая по волнам» — 5-7 мин. Цель — снять напряжение и научиться презентовать свое тело. Инструкция. Участникам группы предлагается вначале самостоятельно, а потом в тренинговых парах выполнить простейшие движения, пронести себя по воде, гордо и независимо, как если бы вы снимались в рекламном ролике; пробраться по лужам; зайти в реку, Обсуждение проходит по схеме: - какая качественная разница была в этих трех состояниях? - партнер мешает выполнению задания или облегчает его? ΙΙ. Упражнение на принятие другого. Упражнение «Компас» — 5 мин. Инструкция. Все участники закрывают глаза. Один из них передает какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения, а тот в свою очередь должен передать это чувство дальше, сохранив его содержание, но выразив его с помощью других средств. Таким образом, одно и то же чувство, обозначенное с помощью различных прикосновений, обходит весь круг. Тот,кто его передал, глаза не закрывает, оценивая происходящее. Один раз передают по часовой стрелке и один – против. ΙΙΙ. Телесно-ориентированные упражнения — 5-7 мин. Эти дыхательные упражнения являются разновидностью метода «подсчета дыхания» в технике йога. Инструкция. Вдох по возможности должен начинаться в нос: Живот немножко выпячиваем вперед, затем расширяем грудную клетку. Продолжительность вдоха должна составлять 2 секунды, нужно подсчитывать про себя (для этого можно произноситься число, равное секунде: 501, 502, 503 и т.д., или одна тысяча, две тысячи). После двухсекундного вдоха следует сделать паузу. Ее продолжительность составляет 1 секунду. Выдох. На этой стадии воздух выдыхается, после чего должен последовать вдох. Ведущему нужно внимательно следить за тем, чтобы у беременных женщин не возникало головокружений.
Следующий этап тренинга сводится к повторению упражнения «Рождество» — 10 мин.
IV. Анализ видеофильма — 20 мин. V. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов тренинга - 10 мин.
Домашнее задание. 1. Участники группы отвечают на вопросы из сферы контактов (традиций) и помогают оценить умение развивать и поддерживать отношения с собой, со своим партнером, семьей, другие людьми. Особенности социального поведения определяются индивидуально усвоенным опытом и традициями, социально усвоенными критериями выбора, которые и должны проанализировать в себе участники тренинга. 1. Кто в вашей семье более открыт для контактов? 2. Кто в вашей семье больше любит приглашать в дом гостей? 3. Что сильнее всего могло бы помешать вам пригласить гостей: расходы; то, что гости могут нарушить порядок; то, что гости — это много хлопот, то, что некоторых гостей приходится ждать; опасение недостаточно хорошо принять ваших гостей и т. д.? 4. Как вы себя чувствуете на многолюдной вечеринке? 5. С какими людьми вам трудно устанавливать контакты? 6. Что вам легче: устанавливать контакты или поддерживать их? 7. Тяжело ли вам отказываться от любимых привычек? 8. Что для вас значит традиция? 9. Придерживаетесь ли вы семейных (религиозных, политических) традиций? 10. Сильно ли вас беспокоит мнение других? 11. Кто из ваших родителей был более общителен? 12. Было ли у вас в детстве много друзей или вы мало общались? 13. Когда к вашим родителям приходили гости, разрешалось ли вам присутствовать? 14. Будучи ребенком, к кому вы могли обратиться в случае проблемы? 15. Важен ли для вас контакт с родственниками? 16. Было ли у вас в детстве много товарищей по играм, или обычно вы играли в одиночку? 17. Когда вы были ребенком, придавали ли ваши родители особое значение примерному поведению и вежливости? 18. Какие ваши переживания связаны с этими вопросами? 2. Участники группы выполняют телесно-ориентированные упражнения в паре, желательно, чтобы беременная женщина проводила их еще и перед сном.
Занятие 4 I. Упражнение на групповое сплочение. Упражнение «Глас в пустыне» — 5 мин. Цель — научиться понимать другого и выражать свои чувства с помощью невербального поведения. Инструкция. Каждый участник группы выходит в центр и, обращаясь к любому другому участнику, пытается его о чем-то попросить (например: чтобы ему уступили место; подержали ребенка; подали руку; помогли разойтись на узком мостике; помогли беременной женщине остановить машину и сесть в нее и т.п.). II. Телесно-ориентированные упражнения. Метод, разработанный Дж.Эверли для ускоренного вызывания (30—60 с) состояния релаксации, был нами модифицирован и дополнен. Исследования показали, что он эффективно снижает мышечное напряжение и субъективное ощущение тревоги, а также обладает некоторым потенциалом для снижения частоты сердечных сокращений. Основным механизмом снятия стресса посредством этого упражнения является глубокое дыхание. Инструкция. Займите удобное положение. Положите левую руку (ладонью вниз) на живот, точнее, на пупок. Теперь положите правую руку на левую так, чтобы было удобно. Закройте глаза. Подумайте о бесценном внутри вас. Представьте себе уникальный сосуд, находящийся внутри вас, там, где лежат руки. Вдохните все самое лучшее из воздуха. На вдохе представляйте себе, что воздух входит через нос, идет вниз и наполняет этот внутренний сосуд. По мере его заполнения ваши руки будут подниматься. Продолжая вдох, представляйте, что сосуд целиком заполняется воздухом. Волнообразное движение, начавшееся в области живота, продолжается в средней и верхней частях грудной клетки. Полная продолжительность вдоха должна составлять 2 секунды. Задержите дыхание. Сохраняйте воздух внутри сосуда. Повторяйте про себя: «Все хорошо. Мое тело спокойно». Этот этап должен продолжаться более 2 секунд. Медленно начните выдыхать, выпуская воздух из сосуда и повторяя про себя фразу: «Мое тело спокойно». С выдохом ощущайте, как опускаются приподнятый ранее живот и грудная клетка. Продолжительность выдоха не должна быть меньше 4-5 секунд. После того как техника выполнения упражнения отработана, тренинговый партнер садится сзади беременной женщины, обнимает ее за живот так, как ей удобно; упражнение повторяется снова.
Домашнее задание. Интуиция связана с психологическими механизмами сновидений и воображения — процессами, которые участвуют в формировании «Я-концепции». Интуиция и воображение выходят за пределы непосредственной реальности и могут включать в себя то, что мы описываем как смысл деятельности, смысл жизни, картины будущего и утопии. На развитие «Я-концепции» через воображение и интуицию влияет то, в какой мере семья готова иметь дело с фантазией и ее производными. 1. Кто в вашей семье придает большее значение воображению? 2. Часто ли вас посещает хорошая идея? 3. Бывает ли вам иногда фантазия ближе, чем реальность? 4. Чем вы поглощены в своих фантазиях: телом (секс, сон, спорт); карьерой (успех, неудача); контактом с другими людьми или будущим (философия, религия)? 5. Склонны ли вы цепляться за прошлое? 6. Думаете ли вы иногда о том, какой была бы ваша жизнь с другим партнером, другой профессией и т.д.? 7. Каким чертам вашего партнера придается наибольшее значение в ваших фантазиях? 8. Любите ли вы думать о будущем? Любите ли вы читать фантастику? 9. Приходила ли вам когда-нибудь мысль о самоубийстве? 10. Если бы вы могли поменяться с кем-нибудь местами на недельку, кем бы вы предпочли стать? Почему? 11. Если бы вы на день стали невидимым, как бы провели это время? 12. Кого вы выбрали в качестве образца для себя? 13. Можете ли вспомнить свои детские фантазии? 14. Кому из членов вашей семьи ближе фантазии и мечты? 15. Как вы относитесь к искусству (живописи, музыке, литературе)? Рисуете ли сами? Если да, то о чем ваши картины? 16. Как вы представляете себе жизнь после смерти? 17. Какие ситуации всплывают в памяти в связи с этими вопросами?
Подробнее о сценарии тренинга зрелого отцовствования и материнствования можно прочитать в книге Р. В. Овчаровой «Психология родительства» (Овчарова Р. В., 2005, с. 338-358). В настоящем пособии мы помещаем данные материалы для изучения их студентами, каждый из которых станет либо отцом, либо матерью. Кроме обсуждения психологической (психофизиологической) сущности тренинга зрелого отцовствования и материнствования, на практических занятиях по возможности могут проводиться упражнения из данного тренинга в смоделированных парах – диадах отец-мать. Надеемся также, что в некоторых группах окажутся и реальные пары, с которыми мы сможем проводить некоторые упражнения тренинга. Кроме этого, особо активным и интересующимся данной тематикой студентам, обычно удаётся организовать присутствие соответствующих добровольцев на практических занятиях. Также в каждой подгруппе студентов обычно находится, как минимум один энтузиаст, который проводит реальную работу с супружеской парой (парами) ожидающей ребёнка, и предлагает затем обсудить на практическом занятии свой опыт, представив при этом соответствующие материалы (лучше всего видеозаписи). Список литературы к курсам «Основы психологии семьи и её консультирования» Основная литература 1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. 2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2007. 3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2004.
Дополнительная литература 1. Абалкина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. – М.: Знание, 1990. 2. Алёшина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Класс, 1999. 3. Андреев Ю.А. Мужчина и женщина. - СПб.: Респекс, 1994. 4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Пер с англ. – М.: Просвещение, 1991. (Есть и более поздние переиздания). 5. Баркан А.И. Практическая психология для родителей или Как научиться понимать своего ребёнка. – М.: Аст-Пресс, 1999. 6. Белозуб Г.И. Брак. От рассвета до заката. – СПб.: Питер, 2002. 7. Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчине. - М.: Автор, 1993. 8. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1990. 9. Верб Л.Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога. – СПб.: Питер, 2003. 10. Весельницкая Е. Женщина в мужском мире. - СПб.: Импакс, 1993. 11. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьёй. М.: Класс, 1999. 12. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Прогресс, 1988. 13. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А.Карабанова и др. – М.: Академия, 2002. 14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком? Как? - М.: МАСС-МЕДИА, 2000. (Есть и более поздние переиздания). 15. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1991. 16. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 1996. (Есть и более поздние переиздания). 17. Дымнова Т. И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 18. Егидес А.П. Учебник семейных отношений, или Брак без брака. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006. 19. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. – М.: Ось-89., 2004. 20. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. 21. Желдак И.М. Искусство быть семьёй: Практическое руководство. – Минск: Лерокс, 1998. 22. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. 23. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 1: Супружество. – М.: Ось-89, 2005. 24. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 1: Родительство. – М.: Ось-89, 2005. 25. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль: Академия развития, 2001. 26. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. 27. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. 28. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я: психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1992. 29. Курпатов А.В. 3 главных вопроса. Семейное счастье. – 2-е издание. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. 30. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье семьи. – СПб.: Питер, 2007. 31. Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. НЛП в семейной терапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. 32. Ле Шан. Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. Пер. с. англ. – М., 1990. 33. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: Учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. 34. Лисовский В.Т. МОЛОДЁЖЬ: любовь, брак, семья. – СПб.: Наука, 2003. 35. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М., 1999. 36. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. – СПб.: Питер, 2001. 37. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. 38. Марцинковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000. 39. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Дон-цова. – М.: МГУ, 1981. Глава «Проблемы межличностного общения в семье». 40. Навайтис Г. Женщина, мужчина и семья: всё, о чём вы осмелитесь спросить: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 41. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Воронеж: НПО 42. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учебник для студ. педвузов. Глава ХV. Практические рекомендации по проблемам семейного консультирования. - М.: ВЛАДОС, 2000. 43. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 44. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. Глава «Работа школьного психолога с семьями учащихся». - М.: Просвещение, 1996. 45. Психологическое обследование семьи: Учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с. 46. Психология семейных отношений: конспект лекций / Сост. С.А. Векилова. – М.: АСТ; - СПб: Сова, 2005. 47. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И.Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В.Зырянова и др. / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Академия, 2002. 48. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. - М.: Смысл, 1993. 49. Петрушин С.В. Любовь и другие человеческие отношения. Казань: Новое знание, 2004. 47. Плотниекс И.Э. Психология в семье. Пер. с латыш. - М.: Педагогика, 1991. 48. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалёва. - М.: Педагогика, 1989. 49. Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив! - М.: Московский рабочий, 1990. 50. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. Пер. с англ. - СПб.: Акцидент, 1994. 51. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2006. 52. Рюриков Ю. Мёд и яд любви. - М., 1989. 53. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. 54. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 1992. 55. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина - М.: Педагогика, 1989. 56. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. – М.: Класс, 1995. 57. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. - М.: Апрель Пресс, 1999. 58. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М.: Педагогика, 1986. 59. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989. 60. Тархова Л.Г. Воспитать мужчину. - М.: Педагогика, 1992. 61. Фаерштейн Д.А. Фэмилилогия базисной семьи и содержание семейного счастья. - М.: Вита-Пресс, 2001. 62. Филатова А.Ф. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре. Методические рекомендации по курсу «Психология семьи» для студентов педвузов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. 63. Филатова А.Ф. Половые различия в характере подростка. - Омск: Изд-во Наука, 2006. 64. Хоментускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 2002. 65. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 66. Чепмен Г. Пять языков любви / Пер. с англ. – М., 2003. 67. Шейнов В.П. Мужчина и женщина: энциклопедия взаимоотношений. – СПб: Курс, 1997. (Есть и более поздние переиздания). 68. Шапошникова Т.Е. Антропология семьи. – Новосибирск: Наука, 2004. 69. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, 2000. 70. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга. - М.: Знание, 1986. 71. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Пер с англ. – Минск: Полифакт, 1992. (Есть и более поздние переиздания). 72. Щёголев А.А. Ложная женщина. - СПб.: Речь, 2002. 73. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2001. (Есть и более поздние переиздания). 74. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., 1996. 75. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003.
А.Ф. Филатова, Е.В. Панина
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|