Тема № 3 «Методика исследования надежности технических систем»
Порядок изучения материала темы
В ходе изучения темы на занятиях будут рассмотрены: методика исследования надежности технических систем; оценка надежности человека как звена сложной системы, влияние человека на надежность технических систем, организация экспертизы технических систем на предмет определения надежности.
Содержание темы
Системный подход к анализу возможных отказов Системный анализ методология исследования любых объектов посредством представления их в качестве отдельных элементов и анализа этих элементов. Применяется для: - выявления и четкого формулирования проблемы в условиях неопределенности; - выбора стратегии исследования; - точного определения систем (границ, входов, выходов, связей), выявления целей развития и функционирования системы; - выявления функций и состава вновь создаваемой системы. Сложная система – это система обладающая следующими свойствами: - наличие большого числа составных элементов; - иерархическая структура (наличие подсистем и элементов различного уровня); - направленность функционирования всех подсистем, элементов на решение основной, главной задачи; - взаимосвязанность и взаимозависимость подсистем и элементов. Декомпозиция систем – расчленение иерархии и организации системы на взаимосвязанные составные части (подсистемы, элементы), последующее исследование их независимо друг от друга. Рассматриваемый метод может быть использован для упрощения, как пространства состояний, так и конфигурация систем.
Оценка надежности человека как звена сложной системы Причины совершения ошибок Большинство технических систем функционируют как человеко-машинная система. Примерно 20-30% отказов связаны с ошибками человека, из которых 10-15% непосредственно связаны с ошибками человека.
Надежность работы человека определяется как вероятность успешного выполнения им работы или поставленной задачи в течение заданного интервала времени. Ошибка человека определяется как: - невыполнение поставленной задачи (невыполнение действия); - выполнение запрещенного действия, которые могут явиться причиной повреждения системы или нарушения хода технологического процесса.
Виды ошибок, допускаемые человеком на различных стадиях действия в системе «человек-машина»: 1. ошибки проектирования (органы управления и контроля далеко друг от друга); 2. операторские ошибки; 3. ошибки изготовления (качество работы, выбор материала, отклонения в технологии изготовления); 4. ошибки технического обслуживания (объём и качество ТО); 5. ошибки контроля (негодный элемент, снятие показаний); 6. ошибки обращения (хранение, транспортирование); 7. ошибки организации рабочего места (шум, теснота, жара и т.д.); 8. ошибки управления коллективом (стимул, климат в коллективе, организация работы и т. д.); 9. внесённые ошибки – трудно определить, возникли они по вине человека или связаны с оборудованием.
Факторы, воздействующие на человека, управляющего потенциально опасной техникой: 1. социально-психологический климат; 2. социальная ситуация; 3. социальные условия быта; 4. профессиональная подготовка; 5. личные качества; 6. природные факторы; 7. физические, химические параметры опасности, вредности условий труда; 8. состояние техники; 9. сложность и опасность технологии; 10. степень автоматизации и механизации; 11. экономичность процесса функционирования.
Негативные факторы по аварии на ЧАЭС: - нехорошая психофизическая обстановка; - потеря бдительности;
- не полностью учтены эргономические факторы по щиту управления.
На развитие опасной ситуации оказывает процесс субъективного восприятия риска, на который влияют следующие факторы: 1. оценка вероятности наступления события: – переоценка надежности предыдущего опыта (репрезентативность) и своих возможностей; - учитывается только свой опыт (эгоцентризм); - консерватизм (ситуация будет развиваться только так как было ранее; - точка отсчета (якорь); - неправильная оценка взаимозависимости нескольких событий; 2. значимость последствий – зависит от того как человек расставляет жизненные приоритеты (жизнь, здоровье, карьера, финансы, семья и т.д.); 3. распределение угрозы во времени и в пространстве – наступит не скоро, близость к опасному объекту; 4. связь между возможными последствиями и их вероятностями – абстрагирование от маловероятных событий; 5. контролируемость ситуации – возможность вовремя вмешаться в ход события; 6. возможность свободного выбора – курить или нет (чем больше степень добровольности, тем больше уровень риска, на который согласны идти люди); 7. степень новизны технологии – с опаской относятся к новому; 8. личностные характеристики ЛПР – возраст, пол, социальные нормы, образование, образ жизни, характер и т.д.(он же влияет и на все предыдущие факторы. Анализ показывает, что в условиях аварии проявляются те качества, которые были заложены и развиты до этого (примеры).
Методология прогнозирования ошибок Классические методы прогнозирования ошибок включают следующие этапы: 1. составление перечня основных отказов системы; 2. составление перечня и анализ действий человека; 3. определение частоты ошибок человека; 4. определение частоты ошибок человека на интенсивность отказов системы; 5. выработка рекомендаций, внесение необходимых изменений в систему; 6. вычисление новых значений интенсивности отказов.
Метод построения дерева вероятностей (дерева исходов) – исход каждого события изображается ветвями дерева (пример).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|