Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 3 «Методика исследования надежности технических систем»




Порядок изучения материала темы

 

В ходе изучения темы на занятиях будут рассмотрены: методика исследования надежности технических систем; оценка надежности человека как звена сложной системы, влияние человека на надежность технических систем, организация экспертизы технических систем на предмет определения надежности.

 

Содержание темы

 

Системный подход к анализу возможных отказов

Системный анализ методология исследования любых объектов посредством представления их в качестве отдельных элементов и анализа этих элементов.

Применяется для:

- выявления и четкого формулирования проблемы в условиях неопределенности;

- выбора стратегии исследования;

- точного определения систем (границ, входов, выходов, связей), выявления целей развития и функционирования системы;

- выявления функций и состава вновь создаваемой системы.

Сложная система – это система обладающая следующими свойствами:

- наличие большого числа составных элементов;

- иерархическая структура (наличие подсистем и элементов различного уровня);

- направленность функционирования всех подсистем, элементов на решение основной, главной задачи;

- взаимосвязанность и взаимозависимость подсистем и элементов.

Декомпозиция систем – расчленение иерархии и организации системы на взаимосвязанные составные части (подсистемы, элементы), последующее исследование их независимо друг от друга.

Рассматриваемый метод может быть использован для упрощения, как пространства состояний, так и конфигурация систем.

 

Оценка надежности человека как звена сложной системы

Причины совершения ошибок

Большинство технических систем функционируют как человеко-машинная система. Примерно 20-30% отказов связаны с ошибками человека, из которых 10-15% непосредственно связаны с ошибками человека.

Надежность работы человека определяется как вероятность успешного выполнения им работы или поставленной задачи в течение заданного интервала времени.

Ошибка человека определяется как:

- невыполнение поставленной задачи (невыполнение действия);

- выполнение запрещенного действия,

которые могут явиться причиной повреждения системы или нарушения хода технологического процесса.

 

Виды ошибок, допускаемые человеком на различных стадиях действия в системе «человек-машина»:

1. ошибки проектирования (органы управления и контроля далеко друг от друга);

2. операторские ошибки;

3. ошибки изготовления (качество работы, выбор материала, отклонения в технологии изготовления);

4. ошибки технического обслуживания (объём и качество ТО);

5. ошибки контроля (негодный элемент, снятие показаний);

6. ошибки обращения (хранение, транспортирование);

7. ошибки организации рабочего места (шум, теснота, жара и т.д.);

8. ошибки управления коллективом (стимул, климат в коллективе, организация работы и т. д.);

9. внесённые ошибки – трудно определить, возникли они по вине человека или связаны с оборудованием.

 

Факторы, воздействующие на человека, управляющего потенциально опасной техникой:

1. социально-психологический климат;

2. социальная ситуация;

3. социальные условия быта;

4. профессиональная подготовка;

5. личные качества;

6. природные факторы;

7. физические, химические параметры опасности, вредности условий труда;

8. состояние техники;

9. сложность и опасность технологии;

10. степень автоматизации и механизации;

11. экономичность процесса функционирования.

 

Негативные факторы по аварии на ЧАЭС:

- нехорошая психофизическая обстановка;

- потеря бдительности;

- не полностью учтены эргономические факторы по щиту управления.

 

На развитие опасной ситуации оказывает процесс субъективного восприятия риска, на который влияют следующие факторы:

1. оценка вероятности наступления события:

переоценка надежности предыдущего опыта (репрезентативность) и своих возможностей;

- учитывается только свой опыт (эгоцентризм);

- консерватизм (ситуация будет развиваться только так как было ранее;

- точка отсчета (якорь);

- неправильная оценка взаимозависимости нескольких событий;

2. значимость последствий – зависит от того как человек расставляет жизненные приоритеты (жизнь, здоровье, карьера, финансы, семья и т.д.);

3. распределение угрозы во времени и в пространстве – наступит не скоро, близость к опасному объекту;

4. связь между возможными последствиями и их вероятностями – абстрагирование от маловероятных событий;

5. контролируемость ситуации – возможность вовремя вмешаться в ход события;

6. возможность свободного выбора – курить или нет (чем больше степень добровольности, тем больше уровень риска, на который согласны идти люди);

7. степень новизны технологии – с опаской относятся к новому;

8. личностные характеристики ЛПР – возраст, пол, социальные нормы, образование, образ жизни, характер и т.д.(он же влияет и на все предыдущие факторы.

Анализ показывает, что в условиях аварии проявляются те качества, которые были заложены и развиты до этого (примеры).

 

Методология прогнозирования ошибок

Классические методы прогнозирования ошибок включают следующие этапы:

1. составление перечня основных отказов системы;

2. составление перечня и анализ действий человека;

3. определение частоты ошибок человека;

4. определение частоты ошибок человека на интенсивность отказов системы;

5. выработка рекомендаций, внесение необходимых изменений в систему;

6. вычисление новых значений интенсивности отказов.

 

Метод построения дерева вероятностей (дерева исходов) – исход каждого события изображается ветвями дерева (пример).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...