Организация экспертизы технических систем
Причины проведения экспертизы: 1. необходимость проверки системы; 2. принятие решения о целесообразности места размещения системы; 3. проверка инструкции по эксплуатации; 4. принятие решения о приобретении оборудования; 5. выявление опасностей для окружающей среды; 6. выявление опасностей для персонала; 7. выявление опасностей для предприятия и оборудования; 8. выявление опасностей для населения; 9. улучшение безопасности технических систем.
Экспертиза предусматривает полное описание технологического процесса, систему проверок каждой составной части этого процесса для того, чтобы выявить, как может произойти отклонение от проектного режима работы системы, и решить, может ли это отклонение создать опасность.
В соответствии с теоретическими подходами при организации и проведении экспертизы осуществляется выполнение следующих этапов: 1. подготовительный этап: - формирование целей экспертной оценки; - формирование рабочей группы; 2. этап функционирования рабочей группы: - уточнение целей работы; - выбор методов, способов и процедур оценки; - определение перечня операций, выполняемых экспертами; - формирование экспертной группы; - выбор методов и процедур опроса экспертов; - подготовка анкет для опроса экспертов; - проведение опроса экспертов; 3. этап работы экспертной группы: - определение состава показателей; - определение коэффициентов весомости показателей; - определение базовых значений показателей; - определение оценок единичных показателей; 4. заключительный этап: - обработка экспертных оценок; - анализ результатов и подготовка решения экспертной группы. При формировании целей экспертной оценки могут присутствовать следующие составляющие:
1. описание процесса должно быть полным, точным, по возможности кратким; 2. описание условий; места, времени функционирования; 3. описать комплекс условий и провести анализ причин возникновения и развития проблемных ситуаций; 4. определить принадлежность системы; 5. оценить актуальность и новизну процесса; 6. определить взаимосвязь с другими системами; 7. определить возможность решения проблемных ситуаций с учетом существующих условий; 8. описание и анализ проблемных ситуаций должно заканчиваться краткой и ёмкой формулировкой путей решения; 9. оценка степени полноты и достоверности информации. В рабочую группу входят специалисты, решающие технические вопросы и выполняющие вспомогательную работу. Широта исследуемой проблемы определяет необходимость привлечения к экспертизе специалистов различного профиля. Следовательно, минимальное число экспертов определяется количеством различных аспектов, направлений, которые предстоит рассматривать.
Подбор экспертов При подборе экспертов учитывается их индивидуальная характеристика: - компетентность; - креативность; - отношение к экспертизе; - конформизм; - конструктивность мышления; - коллективизм; - самокритичность; - протокольность мышления.
Компетентность – степень квалификации эксперта (коэффициент компетентности i-того эксперта)
Креативность – способность решать творческие задачи (только на основе того, что эксперт проявлял эти способности ранее). Отношение к экспертизе – негативное, пассивное, загруженность другой работой и др.
Конформизм – подверженность влиянию авторитетов (особенно вредно при проведении дискуссий).
Конструктивность мышления – прагматический аспект мышления, решения, основанные на реальности.
Коллективизм – необходим для создания здорового климата к коллективе, умение находить общий язык с другими людьми.
Самокритичность – самооценка своей компетентности, а также при принятии решения.
Протокольность мышления – способность к точности в отображении явлений, не зависящая от психического состояния и настроения. Чем больше характеристик рассматривается, тем труднее принять решение по эксперту, так как значения характеристик могут быть как положительными, так и отрицательными. В качестве обобщающей характеристики можно принять достоверность суждений эксперта.
Ni Дi = ---------, i = 1,m N где: Дi - достоверность суждений экспертов; Ni - число правильных решений; N - общее число решений.
Вклад каждого эксперта в достоверность всей группы:
Дi Qi = ---------------, i = 1,m 1/m ∑ Дi
где: Qi - вклад каждого эксперта в достоверность оценок; m - число экспертов; 1/m ∑ Дi - средняя достоверность оценок группы экспертов.
Экспертные оценки и опрос экспертов
Можно выделить два уровня использования экспертных оценок: - качественный; - количественный.
Опрос экспертов представляет собой заслушивание и фиксацию в содержательной и количественной форме суждений экспертов по решаемой проблеме.
Вид опроса определяет разновидность метода экспертной оценки: - анкетирование; - интервьирование; - метод «Дельфи»; - мозговой штурм (мозговая атака); - дискуссия.
Анкетирование – опрос экспертов в письменной форме с помощью анкет, которые содержат вопросы, позволяющие существо опроса. По типу вопросы классифицируются на: - открытые вопросы (ответы предполагаются в произвольной форме), используются при большой неопределенности рассматриваемой системы; - закрытые вопросы (ответы в виде «да». «нет»), используется простотой и достаточно изученной системе; - вопросы веером (выбор одного из предлагаемых ответов), используется при наличии многоальтернативних вариантов. Интервьирование – это устный опрос, проводимый в форме беседы-интервью. Этот метод подразумевает хорошее знание вопроса опрашивающим, четкое формулирование вопросов, наличие малого времени на ответы, влияние опрашивающего на экспертов.
Метод «Дельфи» -многотуровая процедура анкетирования:
- 1 тур – ответы без аргументирования, данные обрабатываются с целью выделения среднего и крайних оценок, если оценка эксперта сильно отклонилась, то его просят аргументировать свое мнение или изменить оценку; - 2 тур – повторный опрос и обработка результатов, появляются новые средние и крайние значения оценок, опять просят аргументировать свое мнение или изменить оценку эксперта, которая сильно отклонилась; - последующие туры проводятся аналогично (обычно их три – четыре) до тех пор, пока оценка не стабилизируется.
Иногда возможно образование нескольких групп мнений отражающих принадлежность к различным научным школам. Основным фактором повышения точности медианы индивидуальных оценок является интерактивная процедура опроса с сообщением результатов и указанием конкретного места оценки каждого эксперта.
Повышение эффективности возможно за счет автоматизации процедуры проведения расчетов. Мозговой штурм (мозговая атака) – групповое обсуждение с целью получения вариантов решения или новых идей. Основные правила организации мозгового штурма: - группа 20 – 25 человек; - одинаковое служебное положение; - запрещается критика высказываний; - назначается ведущий; - выступление 2-3 минуты (фиксация путем стенографирования или магнитной записи); - через 1-2 суток собирают мнения и идеи по обсуждаемому вопросу.
Дискуссия – открытое коллективное обсуждение рассматриваемого вопроса. Группа экспертов не более 20 человек. Разрешается критика. Может проходить несколько часов с перерывами и продолжением обсуждения в кулуарах. Проводится фиксация доклада и выступлений. Результат может быть сразу, затем дополнен информацией, собранной через сутки
Завершается изучение темы семинарским занятием, на котором в письменном виде проводится контроль усвоения материала. Каждый студент получает задание, в котором имеется четыре вопроса. Суть задания сводится к изложению теоретических положений, рассмотренные в рамках темы и решению задачи. Ниже приведен один из вариантов задания, решение которого рассчитано на два часа.
Вариант № 1. Виды отказов по причинным связям. Раскрыть понятие вторичный отказ. 2. Дать определение и формульное выражение временному коэффициенту. 3. Перечислить виды резервирования. Раскрыть суть структурного резервирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|