Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы, сравнение понимания общества Т. Парсонсом и Н. Луманом




общество социальный парсонс луман

Данный раздел рассматривает выявление социологических методов Т. Парсонса и Н. Лумана.

Обратимся к статьям Н.Г. Багдасарьян «Парсонс Толкотт: Жизнь и основные труды» и «Парсонс Толкотт: Структурно-функциональный анализ» в Большой DVD-энциклопедии КиМ. На раннем этапе характер работ Парсонса, как полагает автор статьи, определяется стремлением найти определенный компромисс между «социологизмом» Э. Дюркгейма, определяющим человеческое поведение влиянием внешней социальной среды, и «понимающей» теорией социального действия М. Вебера, описывающей человеческое поведение через соответствие «идеальным типам». Значительное влияние на ранние работы Парсонса оказали также итальянский социолог В. Парето, предлагавший модель деления человеческих действий на логические и нелогические, и английский экономист А. Маршалл. В более поздних работах Парсонс использовал эволюционную теорию для описания изменений в обществе.

По мнению Н.Г. Багдасарьян, «одной из центральных задач социологии для Парсонса является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных». Социальное действие по Парсонсу имеет системный характер, в связи с этим им используется термин «социальная система». Согласно Парсонсу, каждая социальная система должна удовлетворять определенные потребности своих членов, располагать средствами распределения материальных ресурсов, вырабатывать способы социализации людей. Парсонс использует понятие социального порядка, в связи с тем, что социальная система стремится к самосохранению и к сохранению равновесия, а социальное изменение, достигающееся в ходе дифференциации, есть движение от одного состояния равновесия к другому.

Н.Г. Багдасарьян пишет: «Теория социального действия Парсонса - это попытка сблизить теоретико-действенный и системный подходы». Парсонс хотел создать такую структуру социологии, которая могла бы служить интеграции всех социальных наук, отправным моментом для этого является теория социального действия. Эта цель могла бы быть достигнута посредством соединения анализа индивидуального действия с анализом крупномасштабных социальных систем. Следовательно, исследование должно сосредоточиться на социальном взаимодействии, в процессе которого решающее значение имеют нормы и ценности. Понятием, объединяющим социальное действие и социальную систему, является понятие типовых переменных (фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается социальный деятель).

Н.А. Головин в книге «Проблемы теоретической социологии» пишет, что системная теория Н. Лумана представляет собой третий этап развития системно-теоретического мышления после Э. Дюркгейма и Т. Парсонса. Ее основными понятиями являются понятия аутопойетических или самореферентных систем. Н.А. Головин утверждает: «Н. Луман полагает, что теоретическое значение концепции аутопойесиса, самоорганизации и самореференции выходит далеко за пределы биологических исследований и могут быть использованы в различных отраслях знаний».

О.А. Литвинова в книге «Система и окружающая среда Никласа Лумана» пишет, что в «Социальных системах» Луман заявляет о базировании своей социологии на общей теории систем, ориентируя общую теорию социальных систем на общую теорию систем и обосновывая применение дефиниции «систем». Луман определяет теорию социальных систем как всеобщую, обозначая тем самым ее универсальность. О.А. Литвинова полагает, что по Луману «каждый социальный контакт вплоть до общества нужно понимать как систему, как совокупность учета всех возможных контактов». Другими словами, «общая теория систем нацелена на охват всей области социологии и является в этом смысле универсальной социологической теорией».

Теория общества Лумана посвящена социальным системам, которые «представляют собой системы смысловой коммуникации, причем, коммуникация воспроизводит коммуникацию». Общество здесь - система, производящая описание самой себя.

О.А. Литвинова пишет, что «в качестве исходного пункта своей теоретической деятельности Луман обозначает «спор с классиками» социологической дисциплины».

В «споре с классиками», как дальше отмечает О.А. Литвинова, Луман развивает структурный функционализм Парсонса в трех направлениях:

в методологическом - открывает функционально-эквивалентный метод, опирающийся на разнообразие и возможность операций с абстрактными признаками в отличие от структурно-функционального метода, при котором сопоставляются одинаковые или похожие структуры;

в теоретическом - переоформляет теорию структурного функционализма социальных систем в функционально-структурную теорию, объединяет теории систем и действия Парсонса в одну;

в категориально - дефиниционном - уточняет понятие системы действия с помощью веберовского определения социального действия.

Также О.А. Литвинова указывает на то, что при разработке своей теории Луман переосмысливает определения смысла социального действия в социологии Вебера, исследует структуры сознания в феноменологии Гуссерля, углубляет в связи с этим категорию смысла для обозначения границ социальной системы. В конце концов, Луман определяет социальную систему как «функциональную систему осмысленных взаимосвязей социальных действий».

Рассмотрев теории Т. Парсонса и его последователя Н. Лумана по изучению общества как социальной системы, попытаемся сравнить точки зрения авторов. Главной проблемой здесь является выделение оснований, по которым будет проходить сравнение, так как один ученый в своей работе мог освещать аспекты, которые, допустим, не освещал другой. В связи с этим данное сравнение будет осуществляться только по тем вопросам, которые были обозначены как у одного теоретика, так и у другого.

Метод, используемый Т. Парсонсом, использует структурно-функциональный метод, при котором сопоставляются одинаковые или похожие структуры. Н. Луман же использует функционально - эквивалентный метод, основывающийся на разнообразии и возможности операций с абстрактными признаками, то есть сравнивается не сущее в своем бытие, а сущее по отношению к чему-либо иному.

Понятие системы. Т. Парсонс определяет систему как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное целостное единство. Н. Луман же в отличие от Парсонса считает, что система - это не определенные сорта объектов, а определенное различение, а именно: различение системы (как внутренней стороны формы) и окружающей среды (как внешней стороны формы).

Понятие социальной системы. Социальное действие по Парсонсу имеет системный характер, в связи с этим им используется термин «социальная система». Т. Парсонс определяет социальную систему как подсистему общей системы действия, выполняющей функцию интеграции, таким образом, социальная система есть суть интеракции индивидов. По Н. Луману же социальная система представляет собой оперативно закрытую систему собственных операций, производящих коммуникацию из коммуникаций. Луман считает, что именно при помощи понятия коммуникации социальную систему можно рассматривать как аутопойетическую систему элементов коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя этими же элементами.

Понятие общества. По Т. Парсонсу общество - это такой тип социальной системы (среди всего универсума систем), достигающий по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности, которая, в свою очередь, определяется механизмами контроля над отношениями общества и его средами. Общество является открытой системой, поэтому Парсонс указывает на необходимость рассмотрения эволюции общества. Н. Луман же определяет общество как всеобъемлющую систему всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойетически, в то время как оно производит новые коммуникации. Общество здесь оперативно закрытая система, исключающая взаимодействие с окружающей средой, и Луман не видит смысла рассматривать эволюцию общества.

Понятие языка. Система языка по Т. Парсонсу - это универсальная символическая система для образования действия, что предполагает уровень выражения и коммуникации. Н. Луман, напротив, не считает, что язык является системой, он лишь структурное соединение систем.

Механизмы контроля. По Т. Парсонсу структурными компонентами общества в нормативном плане выступают ценности и нормы, выполняющие регулирующее и контролирующее значение, так как есть нормы, то существуют и отклонения от норм. Н. Луман же считает, что не существует нормативной интеграции люде в обществе, то есть, не существует норм, от которых было бы отклонение, а существует лишь схема наблюдения, при которой наблюдатель согласует свое поведение с нормами.

 

 


Заключение

 

Существуют различные традиции рассмотрения общества, формировавшиеся в ходе длительного развития социальной мысли - общество как организм, как структура, как культура, как социальная реальность и другие. Наиболее же распространенным является рассмотрение общества как системы. Основанием для применения к обществу понятия «система» служит проявление свойств системности в жизнедеятельности людей. Вообще в науке под системой понимается упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Системы бывают разные: биологические, кибернетические, информационные, социальные. Социальные системы отличаются от других тем, что их элементами являются люди. Общество как социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, взаимосвязанных друг с другом и образующих единое целое. Важными признаками общества как социальной системы являются целостность, устойчивость, динамизм, открытость, саморазвитие, пространственно-временные формы и способы социального бытия.

Понимание общества как социальной системы представлено в структурно-функциональном подходе Т. Парсонсом, а также его последователем Н. Луманом. Парсонс создал свою теорию для объяснения и описания социальных систем на основе идей Дюркгейма, Парето, Вебера, Маршалла в соотнесении их к социоэкономическому порядку. Луман развивает структурный функционализм Парсонса, переосмысливает определения смысла социального действия в Вебера, исследует структуры сознания.

Н. Луман, последователь Парсонса, дает оценку его вклада в развитие социологической мысли: «Никто раньше и никто позже его не связывал столько социологического знания в сконструированных рамках. Парсонс, как ни один другой социолог своего времени, смог интегрировать в свою теорию и несоциологические достижения. Это справедливо и для языка системной теории, и для аспекта лингвистики, и для аспекта кибернетики».

Своеобразие феномена теории социальных систем Н. Лумана заключается в многоаспектности его позитивного значения для ряда дисциплин и всей современной науки, в первую очередь, конечно, для социологии. Заслуга мыслителя перед социологической наукой видится нам в определении им ее новых границ, более широких по сравнению с классическими, и в мобилизации в связи с этим ее как социального института в системе современной науки.

Данная работа является актуальной и интересной, возможна перспектива ее продолжения, более глубоко изучения.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...