Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы




В соответствии с учебными планами БГА РФ по дисциплине «Основы управления персоналом» предусмотрено выполнение курсовой работы.

Курсовая работа – это научное исследование теоретических и практических вопросов управления персоналом. Исходя из этого, студент должен показать знание действующих законодательных, нормативных, методических материалов, важнейших отечественных и зарубежных источников информации, экономико-математических методов и компьютерной техники.

Цель курсовой работы:

– закрепление и обобщение знаний, полученных при изучении дисциплины «Основы управления персоналом»;

– развитие умений работы с литературой, нахождения дополнительного материала из смежных вопросов, оформления работы в виде законченного исследования определенной проблемы;

– получение навыков использования различных моделей и инструментов управления персоналом применительно к предприятию (организации) в конкретных ситуациях.

Вопросы, связанные с выбором темы курсовой работы, ее корректировкой, подготовкой плана, подбором литературы согласовываются с преподавателем кафедры – руководителем, отвечающим за весь период подготовки, написания и защиты курсовой работы. Таблица для выбора темы курсовой работы и темы курсовых работ представлены в приложении А.

Курсовая работа – самостоятельная творческая работа студента. Для ее успешного написания целесообразно соблюдать следующий порядок действий:

1) выбрать тему;

2) подобрать литературу (нормативные документы, учебники, учебные пособия, монографии, статьи);

3) раскрыть тему на основе изучения и обобщения материалов учебной литературы, действующих нормативных документов в области

управления персоналом;

4) сформулировать и обосновать выводы, вытекающие из проведенного исследования, дать свои рекомендации по разрешению существующей проблемы;

5) оформить курсовую работу в соответствии с предъявляемыми требованиями к данному виду работ;

6) защитить курсовую работу.

Курсовая работа выполняется в печатном виде на стандартных листах. Объем курсовой работы должен составлять, примерно, 30 - 40 листов, но не более 50 листов машинописного или компьютерного текста. Для бумаги формата А-4 необходимо соблюдать следующие поля: левое — 2 см, правое — 1 см, верхнее — 2 см, нижнее — 2 см; формат набранного материала 18 х 25 см. Абзацы в тексте начинаются с красной строки — отступом 1,25 мм. Все страницы должны быть пронумерованы, нумерация начи­нается с титульного листа, но номер страницы на нем не проставляется. В конце работы авторство ее выполнения подтверждается личной подписью студента.

Курсовая работа сочетает в себе теоретические вопросы и практические разработки.

Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

Титульный лист.

Оформление титульного листа курсовой работы представлен в приложении Б.

Содержание.

Содержание включает введение, порядковые номера и наименование разделов и подразделов основного текста, заключение, список использованных источников, приложений с указанием номера страницы, на которых они размещены. Пример оформления содержания приведен в приложении В.

Введение.

Введение – это вступительная часть основного текста курсовой работы. Введение должно раскрывать актуальность темы исследования, цель и задачи курсовой работы, предмет и объект исследования, методы исследования. Объем введения не должен превышать 10 % от общего объема курсовой работы.

Актуальность – это обязательное требование к любой научной работе. То, насколько правильно автор понимает тему исследования и оценивает ее с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Актуальность достаточно рассмотреть на 1-2 страницах.

Далее необходимо перейти к обзору литературы, который должен раскрыть круг авторов, исследовавших данную тему. В анализе литературы необходимо показать степень изученности данной темы (еще не раскрыта или раскрыта лишь частично или не в том аспекте).

После обзора литературы автору необходимо сформулировать цель исследования, а также указать не менее 3 задач, которые предстоит решить в соответствии с этой целью.

Важным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект исследования – это предприятие (организация), по материалам которой выполняется курсовая работа. В широком смысле – предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность». «Предмет – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство» (Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. С. 280, 330.) Обязательным элементом введения курсовой работы является также описание методик исследования.

В заключении введения необходимо показать структуру курсовой работы, раскрывающую количество разделов и их основное содержание.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - представляет собой описание проблемной области исследования, её составных элементов. Может состоять из одной или двух разделов, каждый из которых подразделяется на подразделы (2-3 подраздела). Обычно посвящается теории вопроса, критическому анализу современного состояния рассматриваемой проблемы. Рассмотрение работы можно также начинать с ретроспективного анализа. Исторические особенности

формирования и развития исследуемой проблемы только увеличивают и дополняют уровень работы. В этой части приводятся основные понятия и определения, составляющие сущность области изучаемого вопроса.

Эта часть курсовой работы должна основываться и подкрепляться анализом ключевых понятий, теорий, концепций, методологических приемов, техник, используемых в управлении персоналом.

При этом изложению теоретических вопросов темы, предшествующих рассмотрению практических материалов, должно быть отведено не более 25 % всего объема работы.

Теоретический раздел курсовой работы должен основываться на анализе данных, опубликованных в различных источниках информации, а также подкрепляться необходимым иллюстративным материалом в виде графиков, таблиц, моделей. Важной задачей данного раздела является выявление дискуссионных или нерешенных вопросов исследуемой проблемы. Положительно оценивается попытка высказать собственное отношение к ним авторов при наличии достаточной аргументации.

Научный аппарат курсовой работы должен отражать обширный круг изученной студентом литературы, фактического материала, нормативно-правовых документов, которые должны найти отражение в постраничных сносках и ссылках.

Теоретические положения, рассматриваемые в этой части, должны стать методологической, научной основой для выполнения второй (практической) части работы.

В конце каждого раздела, подраздела следует сделать основной вывод, который должен отразить: с одной стороны – значение данного конкретного этапа исследования, с другой – смысловую нагрузку в исследовании в целом и являться логическим переходом к следующему этапу.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ курсовой работы предполагает демонстрацию студентом умения производить практические расчеты по теме исследования, а также анализировать статистические данные по изучаемым вопросам. Данная часть обязательно выполняется на примере конкретного предприятия и заключается в разработке предложений по управлению персоналом.

Может состоять из одного или двух разделов, каждый из которых подразделяется на подразделы (2-3 подраздела). Рекомендуемый объем 15 – 20 листов. Материалами для обоснования предложений могут быть планы работы отдела кадров, штатное расписание, годовые отчеты, статистическая отчетность, другая служебная документация, изученная студентом во время прохождения практик, в процессе практической деятельности на предприятии.

В подразделе 2.1 в краткой характеристике рассматриваемого предприятия представляются данные об истории развития организации, представляется организационная структура управления. Подробно раскрывается тип кадровой политики (пассивная, реактивная, превентивная, активная, рациональная, авантюристическая, открытая, закрытая), тип организационной культуры (опекунская, предпринимательская, бюрократическая, праксиологическая). Проводится анализ кадровой службы по следующей схеме:

· численность и квалификационный уровень кадровой службы;

· оптимальность структуры кадровой службы;

· ответственность и полномочия;

· документационное обеспечение и др.

В подразделе 2.2 представляется общая характеристика кадрового состава организации. Необходимо представить: структуру персонала (аналитическую и статистическую), структурировать персонал в соответствии с основным признакам структурирования персонала (по признаку участия в производственном или управленческом процессе; выделить профессиональную, квалификационную, половозрастную структуры, структуру по стажу, по уровню образования). При этом имейте в виду, что:

· Профессиональная структура персонала организации — это со­отношение представителей различных профессий или специальнос­тей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), облада­ющих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области. Представить в табличной форме за три года укомплектованность организации по профессиям.

Таблица 1 - Укомплектованность по профессиям

Наименование 2011г. 2012г. 2013г.
Специалисты      
Водители      
Сливщики-разливщики      
Составители поездов      
Приемосдатчики груза      
Товарные операторы      
Машинисты тепловозов      
Матросы береговые      
Машинист технологических насосов      
Вспомогательные рабочие      
Всего      

 

 

· Квалификационная структура персонала — это соотношение работ­ников различного уровня квалификации (степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризу­ется разрядом или классом (например, для водителей), а для специали­стов — категорией, разрядом или классом. Например, по уровню ква­лификации инженеры-конструкторы могут занимать должности «глав­ного», «ведущего», «старшего», I, II и III категорий.

· Половозрастная структура персонала организации — это соот­ношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возраст­ного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше.

· Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16—20, 21 — 25, 26—30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37,38, 39, 40 лет и более. Стаж рабо­ты в данной организации характеризует стабильность трудового коллектива. Статистика выделяет следующие периоды: до 1 года, 1 — 4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30 лет и более.

· Структура персонала по уровню образования (общему и специаль­ному) характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки: бакалавр, полное высшее обра­зование, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.

 

Результаты представьте в виде таблиц и рисунков в динамике за три года. Пример представлен ниже.

 

Таблица 2- Характеристика работников по уровню их образования за 2011год

Образование всего руководители специалисты рабочие
высшее 123(39%) 29(100%) 53(92%) 41(18%)
незаконченное высшее        
среднее специальное 187(59%) - 5(8%) 182(80%)
среднее общее 3(1%) - - 3(1%)
неполное среднее 2(1%) - - 2(1%)
начальное - - - -
Всего        

 

 

Таблица 3 - Характеристика работников по уровню их образования за 2012 год

Образование всего руководители специалисты рабочие
высшее 120(42%) 28(100%) 51(93%) 41(21%)
незаконченное высшее        
среднее специальное 149(53%) - 4(7%) 145(73%)
среднее общее 14(5%) - - 14(6%)
неполное среднее - - - -
начальное - - - -
Всего        

 

 

Таблица 4- Характеристика работников по уровню их образования за 2013 год

Образование всего руководители специалисты рабочие
высшее 108(41%) 27(100%) 46(94%) 35(19%)
незаконченное высшее        
среднее специальное        
среднее общее        
неполное среднее        
начальное - - - -
Всего        

 

 

Рисунок 1 - Характеристика работников ООО «ЮЮЮ» по уровню их образования

 

 

Заключение.

В заключении отражаются результаты, полученные в процессе решения каждой задачи исследования. Объем заключения должен составлять 5-10 % от общего объема курсовой работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...