Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дискуссия вокруг отмены поправки Джексона-Вэника




 

Как мы выяснили выше, с 1992 г. торгово-экономические отношения России и США базируются на разветвленной договорно-правовой базе. Однако, вопреки положениям статьей Соглашения 1990 г. о торговых отношениях между СССР и США[90] (которое с 1992 г. действовало с учетом адаптации к России) и Соглашения между Российской Федерацией и США 1994 г. "Партнерство для экономического прогресса"[91] о безусловном предоставлении сторонами друг другу режима наибольшего благоприятствования, США в одностороннем порядке установили предоставление такого режима России только на основе ежегодного "вейвера", т.е. временной приостановке действия поправки Джексона-Вэника, которая в любой момент может быть восстановлена в одностороннем порядке.

Попытки отменить данную поправку принимались с 1994 г. Так, в разделе "Торговля" Совместного заявления о принципах и целях развития торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки было определено: "Соединенные Штаты признают важность выведения России из-под действия положений Раздела IV Закона о торговле 1974 года (так называемой поправки Джексона-Вэника). Администрация США сделала положительное заключение о том, что Российская Федерация полностью соответствует критериям Раздела IV и в ближайшее время проведет консультации с Конгрессом США относительно принятия законодательного акта, выводящего Россию из-под действия Раздела IV"[92].

Следующие положения данного заявления 1994 г. можно расценивать, как возможные "лазейки", дающие способы обойти действие данной поправки. В частности, было заявлено: "Россия и США отмечают, что 30 сентября 1993 г. Соединенные Штаты распространили на соответствующие товары российского экспорта беспошлинный режим ввоза в Соединенные Штаты в рамках программы Генеральной системы преференций, покрывающей 4400 наименовании товаров, а также что в течение 1994 года технические эксперты США обеспечат информацией российских официальных лиц и предпринимателей по эффективному использованию программы ГСП.

Соединенные Штаты предполагают распространить на Россию льготы по программе ГСП на тот срок, в течение которого она будет действовать и распространяться на Россию по соответствующему законодательству. Россия рассмотрит возможность устранения определенных торговых барьеров, препятствующих развитию торговли"[93].

В 2002 году на встрече в Любляне Президентов В.В.Путина и Дж.Буша вновь всплывает вопрос об отмене поправки Джексона-Вэника. 24 мая 2002 г. в совместной декларации о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки признается, что успех в двусторонних экономических и торговых отношениях требует отказаться от ограничений прошлого: "Мы подчеркиваем важность и желательность вывода России из-под эмиграционных положений Закона США о торговле 1974 года, известных также как поправка Джексона-Вэника. Мы отмечаем, что Министерство торговли США на основе проводимого тщательного и взвешенного рассмотрения предполагает принять не позднее 14 июня 2002 года свое окончательное решение о том, следует ли считать Россию страной с рыночной экономикой по американскому торговому законодательству"[94]. На следующий день, данный абзац из декларации был озвучен в совместном заявлении Президентов о развитии российско-американских экономических связей[95]. Однако, признав отсутствие в современной России нарушений прав на эмиграцию, что лежало в основе поправки, в документе ставится под сомнение отношение России к стране с рыночной экономикой.

Экономисты и политики с воодушевлением комментируют встречу Президентов и заявления о поправке: "Отменяется поправка Джэксона-Вэника. Пусть сама по себе она не имеет большого значения, но важен сдвиг. Для того чтобы американский конгресс отменил пресловутую поправку, требуется большинство голосов. Получить его по итогам визита Владимира Путина в США стало возможно"[96].

В это время возникает увязка вопроса о снятии поправки и предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой со вступлением в ВТО. Всемирная торговая организация была учреждена 8 декабря 1994 года и начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). В отличие от ГАТТ, ВТО приобрела юридический статус и стала специализированным учреждением. Таким образом, ВТО представляет собой как организацию, так и своего рода кодекс правовых норм, распространяющихся на сферу международного обмена товарами, услугами и предметами интеллектуальной собственности. ВТО контролирует выполнение торговых соглашений и ведет наблюдение за торговой политикой своих членов, организует проведение новых многосторонних торговых переговоров, занимается разрешением торговых споров между членами организации[97].

В Конгрессе вновь возвращаются к вопросу об отмене поправки Джексона-Веника. Демократы Макс Бокус, член сенатского комитета по финансам, и члены палаты представителей Чарльз Рейнджел, член бюджетного комитета, и Сандер Левин, член подкомитета по торговле признавая, что Россия полностью выполняет требования в отношении свободы выезда, изложенные в поправке Джексона-Вэника, вместе с тем высказывают пожелание, чтобы Россия прилагала дальнейшие усилия по либерализации торговли, обеспечении свободы религии, прав человека и демократических реформ[98].

В заявлении сенатора Макса Бокуса и членов палаты представителей Чарзльза Ренджела и Сандера Левина содержится предложение снятия поправки взамен подготовки Конгрессом условий, на которых Россия может вступить в ВТО: "Вскоре мы примем законодательство, устанавливающее с Россией постоянные нормальные торговые взаимоотношения, и вместе с тем будем добиваться того, чтобы в процессе присоединения России ко Всемирной торговой организации (ВТО) Конгресс играл существенную роль. Мы все полагаем, что Россию пора вычеркнуть из четвертого пункта Закона о торговле 1974 г. (так называемая «поправка Джексона-Вэника») в целях укрепления наших двусторонних взаимоотношений и закрепления успехов, которых Россия добилась по ряду направлений. Мы также едины в том, что Конгресс может сыграть существенную роль в подготовке такого соглашения о вступлении России в ВТО, которое бы в максимальной степени обеспечивало интересы американских рабочих, фермеров и предпринимателей"[99].

В России инициативу демократов восприняли крайне настороженно. "Это не подарок для России, - отмечает М.Носов. - Подобных прецедентов, когда американский Конгресс ратифицировал условия вступления отдельных стран в ВТО, еще не было. Конгресс предпринимал попытки повлиять на условия вступления в ВТО Китая, но был остановлен мощным китайским бизнес-лобби. Но пророссийского лобби там нет", - констатирует Носов[100].

Впрочем, аналитики отмечают, что последнее слово будет принадлежать не демократам, а президенту-республиканцу Джорджу Бушу: "…и в Сенате, и в Конгрессе большинство принадлежит республиканцам. Это дает основания надеяться, что поправка Джексона-Вэника будет отменена без дополнительных условий"[101].

Менее оптимистичен в своих прогнозах А.Балиев, считающий, что остающаяся до сих пор в силе поправка Джэксона-Вэника позволяет Вашингтону "…вводить односторонние санкции против не только "недемократических режимов, но и тех государств/компаний, что сотрудничают со странами-"изгоями" - Ираком, Суданом, Сирией и Ливией"[102]. Именно этим А.Балиев объясняет причину снятия поправки "с 13 республик бывшего СССР к августу 2003г." и продолжение ее действия по отношению к России и Белоруссии.

Снятие в 2006 г. поправки Джексона-Вэника с Украины - логичная награда за "Оранжевую революцию", которая по признанию в феврале 2005 г. сенатора Джона Маккейна, "ознаменовала собой огромную победу в деле продвижения демократии в мире". Именно после этого сенатором было признано, что поправка Джексона-Вэника в отношении Украины "теперь выглядит анахронизмом"[103].

Для России до сегодняшнего дня не отменена поправка Джексона-Вэника, дискриминирующая нашу страну как торгового партнера. Ее действие ежегодно замораживается Конгрессом на год, торгово-экономические отношения России и США строится на разветвленной договорно-правовой базе. Но символическое значение поправки продолжает использоваться в целях давления на Россию. По-прежнему нам навязываются такие условия для вступления во Всемирную торговую организацию, которые приведут к краху большинства отраслей российской экономики, не обладающей конкурентоспособностью на мировом рынке.

 


Заключение

 

Заключенное в 1972 году советско-американское соглашение о торговле предусматривало безоговорочное взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Чтобы ввести это соглашение в действие, президент должен был получить от конгресса полномочия на распространение принципа наибольшего благоприятствования на Советский Союз.

Развитие торговых отношений рассматривалось как важнейший элемент разрядки международной напряженности и поэтому полностью вернуться к политике торгового эмбарго было уже невозможно. Противники сотрудничества с СССР попытались обусловить предоставление режима наибольшего благоприятствования и кредитов Советскому Союзу политическими требованиями, выдвинув поправку к Закону о торговле 1974 года (поправка Джексона — Вэника). Поправка увязывала возможность предоставления странам с нерыночной экономикой статуса наибольшего благоприятствования в торговле и гарантированных правительством США кредитов со свободой эмиграции из этих стран.

Вступление в силу принятого Конгрессом Закона о торговле, включающего поправку Джексона-Вэника, в корне изменило советско-американское соглашению о торговле 1972 г., затормозило двусторонние торгово-экономические связи, повлияло на другие аспекты советско-американских отношений.

С 1975 г. характер торгово-экономических связей СССР и США определялся состоянием политических отношений. Это прослеживалось и в позиции Конгресса относительно советско-американского делового, экономического и торгового сотрудничества. На заседаниях Конгресса вопрос о предоставлении СССР режима наибольшего благоприятствования вновь и вновь увязывался с изменениями в советской внутренней политике. С 1983 г. Конгресс занял более прагматичную позицию в отношении торговли Восток - Запад, что способствовало восстановлению атмосферы конструктивного диалога между двумя странами, в частности путем активизации межпарламентских связей.

Сдвиги в подходе администрации США к взаимоотношениям между СССР и США можно констатировать с ноября 1985 и октября 1986 гг. - с момента встреч и переговоров М.С.Горбачева и Р.Рейгана. Позиция конгресса в отношении советско-американского делового сотрудничества по-прежнему оставалось противоречивой. В частности, вопрос о предоставлении СССР режима наибольшего благоприятствования вновь увязывается с изменениями в советской внутренней политике.

С начала 1990-х годов Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки была предпринята попытка формирования новой модели российско-американских отношений - модели партнерства, основанной на общности национальных интересов, главным образом в вопросах безопасности и во вторую очередь в вопросах торгово-экономического сотрудничества.

В политике США в отношении России официально декларировалось две взаимосвязанные цели: поддержка демократических преобразований в России и, соответственно, трансформации ее политических, экономических и социальных институтов; обеспечение безопасности США за счет сокращения арсеналов ядерных вооружений, накопленных за годы холодной войны, недопущения распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и технологий его производства.

Торгово-экономические отношения 90-х гг. не стали одной из основ для формирования партнерских отношений между Россией и США. Во-первых, очевиден был огромный разрыв в уровне экономической мощи обеих держав. Во-вторых, доля России в торговле с США была столь незначительна, что не могла серьезно заинтересовать американский бизнес. США в торгово-экономическом сотрудничестве с Россией были сугубо прагматичны, преследовали либо интересы Соединенных Штатов в целом, либо отдельных финансово-экономических комплексов или компаний.

Режим наибольшего благоприятствования в торговле с Россией устанавливался и продолжает устанавливаться США в одностороннем порядке на основе ежегодного "вейвера", т.е. временной приостановке действия поправки Джексона-Вэника. Несмотря на то, что данная поправка признана морально устаревшей, в Конгрессе продолжают увязывать торговые ограничения в отношении России с ее действиями по либерализации торговли, проведению демократических реформ и контролю за соблюдением гражданских прав и свобод. В настоящее время снятие поправки и предоставление России статуса страны с рыночной экономикой предлагается на условиях подготовки Конгрессом условий вступления России в ВТО.

К реальным барьерам, которые существуют на пути развития российско-американских торгово-экономических связей, американцы относят несовершенную правовую базу, незащищенность прав собственников, отсутствие политической стабильности в России. На наш взгляд, более важной причиной, тормозящей не только торгово-экономические, но и политические отношения является поправка Джексона-Вэника, которая отменяется только на годовой основе. Россия все еще не рассматривается США как страна с рыночной экономикой, что позволяет применять против нее более жесткие антидемпинговые правила. Отмена действия поправки Джексона-Вэника должна создать предпосылки для большего взаимопонимания, для расширения торгово-экономических отношений между Россией и Соединенными Штатами Америки.

 


Список литературы

 

Источники:

1. Бюро экономического анализа // www.bea.gov.

2. В отношении России поправку Джексона-Вэника не отменят // http://info.trud.ru/shortnews.php?id=17492

3. Ванкуверская декларация президентов России и США // Известия. -1993. - 6 апреля.

4. Внешняя политика и безопасность современной России (1991-1998). Хрестоматия. Т.2. Документы. - М., 1999. - 508 с.

5. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. Ежегодные сборники документов, 1961-1985 гг. // Составитель И.А.Кирилин (состав.) - М., 1962-1986.

6. Внешняя политика СССР. Документы. Т. I-XXI. - М., 1957-1977.

7. Внешняя торговля СССР. Статистические обзоры. 1971-1975 гг.

8. Главный раввин России выступает в защиту СССР //
russia/2001/10/31/lazar/

9. Госкомстат РФ // www.gks.ru.

10. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (договор СНВ-2). Подписан президентами России и США 3 января 1993 г. в Москве // КонсультантПлюс. Международные правовые акты.

11. Договор между РФ и США от 17.06.1992 г. "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" // КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.

12. Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (договор СНВ-1). Подписан президентами СССР и США в Москве 31 июля 1991 г. // КонсультантПлюс. Международные правовые акты.

13. За неприятие Россией иракской войны Конгресс США не отменит поправку Джексона-Вэника // economy/2003/04/28/jacksonvanik/

14. Заявление глав РФ и США “Партнерство для экономического прогресса" // США. Экономика - политика - культура. - 1995 - №1.

15. История внешней политики СССР. Сб. документов. 1917-1975. В 2-х тт. Т. 2. - М., 1981.

16. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 1994.

17. Конституция США // http://www.pseudology.org/state/Cons_usa.html

18. Кэмп-дэвидская декларация президентов России и США // Дипломатический вестник. - 1992. - №4-5.

19. Меморандум о взаимопонимании между Министерством внешних экономических связей Российской Федерации и агентством по торговле и развитию США по вопросу финансирования разработок технико-экономических обоснований [рус., англ.]. Подписан в г. Вашингтоне 27.09.1994. // КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.

20. Мировой Банк // www.worldbank.org.

21. Московская декларация президентов России и США // Дипломатический вестник. - 1994. - №3-4.

22. Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации // КонсультантПлюс. Официальные документы // КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.

23. Основы взаимоотношений между СССР и Соединенными Штатами Америки // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVIII.- М., 1974. - С. 37-38.

24. Отказ от "ножек Буша" будет стоить России места в ВТО //
economy/2002/03/06/wto/

25. Поправка Джексона-Вэника будет действовать до конца года // http://glavred.info/print.php?news=/archive/2005/12/16/131549-2.html

26. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 года // КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.

27. Послания Президента РФ Федеральному Собранию “О национальной безопасности” от 1996 года // КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.

28. Постановление Правительства РФ от 06.12.1993 N 1262 "О введении в действие в отношениях между Российской Федерацией и США соглашения между Правительством СССР и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве и взаимопомощи между таможенными службами этих стран" // КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.

29. Программа действий на 1996-2000 гг. Президента РФ // КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.

30. Проект об отмене поправки Джексона-Вэника в отношении Украины внесен в конгресс США // world/2005/02/17/ukraine/

31. Протокол к Договору между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993 года. Подписан в г. Нью-Йорке 26.09.1997 // КонсультантПлюс. Международные правовые акты.

32. Протокол к Соглашению между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией относительно безопасных и надежных перевозок, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия. Подписан в г. г. Москве, Вашингтоне 15.06.1999 - 16.06.1999. // КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.

33. Рамочное соглашение между Государственным Комитетом Российской Федерации по развитию и поддержке малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства и экспортно-импортным банком Соединенных Штатов Америки в отношении оказания поддержки экспортным поставкам из США для малых предприятий в Российской Федерации. Заключено 11.03.1998. // КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.

34. Распоряжение Президента Российской Федерации «Об обеспечении единой внешнеполитической линии Российской Федерации в международных отношениях» // Российские вести. - 1992. - 19 ноября.

35. Розен Дж. Поправка Джексона-Вэника "уже давно себя изжила" // http://www.podrobnosti.ua/power/intpol/2005/03/01/184339.html

36. Россия и Всемирная торговая организация // http://www.wto.ru

37. Сенат США отменил поправку Джексона-Вэника для Украины //
news/2005/11/20/ukraine/

38. Сергей Миронов встретился с делегацией американских сенаторов. Американцы опять обещают отменить поправку Джексона-Вэника, на этот раз до конца года // http://www.wto.ru/ru/news.asp?msg_id=2169

39. Совместная декларация Президента В. В. Путина и Президента Дж. Буша о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки // Российская газета. - 2002 г. - 25 мая.

40. Совместное заявление о принципах и целях развития торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. 1994, 28 сентября // Дипломатический вестник. -1994. - № 19-20. - С. 15-18.

41. Совместное заявление Президента В. В. Путина и Президента Дж. Буша о развитии российско-американских экономических связей 2002, 24 мая // Российская газета. - 2002 г. - 25 мая.

42. Совместное заявление сенатора Макса Бокуса и членов палаты представителей Чарзльза Ренджела и Сандера Левина (27.01.2003) // http://www.wto.ru/ru/opinion.asp?msg_id=3890

43. Соглашение между Российской Федерацией и США "Партнерство для экономического прогресса ". Подписано 12.09.1994. // КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.

44. Соглашение о торговых отношениях между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки. Вашингтон, 1 июня 1990 года // Бюллетень международных договоров. - 1993. - № 1. - С. 64 - 75.

45. Стратегия национальной безопасности США. Стратегия вовлеченности в международные дела и распространения демократии в мире // США. Экономика - политика - идеология. - 1994. - №11-12, 1995. - №1-2.

46. Указ Президента РФ от 02.11.1993 п. 1833 "Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации" // КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.

47. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. // СЗ. - 1995. - №29. - Ст.2757.

48. Федеральный закон 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" // КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.

49. Хартия российско-американского партнерства и дружбы // Российская газета. - 1992. - 19 июня.

50. Члены РСПП рассчитывают, что поправка Джексона-Вэника будет отменена к концу 2002 года // http://www.strana.ru/print/136474.html

51. Trade relations with countries not receiving nondiscriminatory treatment // http://frwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=browse_usc&docid=Cite:+19USC2432

Исследования:

1. Алимов К.З. Идеологические установки внешней политики США и международное право. - Ташкент, 1988. - 276 с.

2. Арбатов Г.А. Российско-американские отношения: проблемы и задачи // Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия. Т.1. - М., 1991. - С. 90-105.

3. Балиев А. «Белорусская карта» Вашингтона // http://www.rusvest.ru/?s&31&17-2003

4. Баранова Е. Российско-американские экономические отношения: 1990 - 2000-е гг. // http://www.amstd.spb.ru/Library/Rus-USeconrelations.htm

5. Батюк В. И. Первые пять лет российско-американских отношений // США. Экономика - политика - культура. -1997. - № 4. - 47-60.

6. Батюк В.И. Российско-американские отношения после "восьмерки" в Глениглсе // Международная жизнь. - 2005. - №9. - С. 60-70.

7. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М.: Междунар. отношения, 1999. - 256 с.

8. Блинов А. Отмена поправки Джексона-Вэника не улучшит условия для украинского экспорта в США // http://www.podrobnosti.ua/economy/foreign/2005/11/24/264900.html

9. Бурмистров В.Н., Холопов К.В. Внешняя торговля Российской Федерации. - М.: Юрист, 2001. - 382 с.

10. Внешнеэкономическая политика США: проблемы и противоречия. - М.: Наука, 1982. - 172 с.

11. Грайнер Б. Американская внешняя политика от Трумэна до наших дней (Дебаты о внешнеполитических принципах и стратегиях США). - М.: Междунар. отношения, 1986. - 176 с.

12. Дюмулен И.И. Барьеры на торговых путях. - М.: Междунар. отношения, 1977. - 220 с.

13. Жинкина И. Ю. Стабильность международных отношений и внешняя политика России // США. Экономика - политика - культура. - 1997. - № 4. - С. 22-34.

14. Замятина Т. Чего нам ждать от саммита Россия - США? // WWW.RUBRICON.COM / Кругозор

15. Зименков Р.И. Антидемпинговая политика США // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2004. - №11. - С. 15-35.

16. Зименков Р.И. Прямые инвестиции США в экономике России // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2004. - №5. - С. 3-18.

17. Иванян Э.А. Из истории: Россия и США - союзники, партнеры или противники? // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2001. - №12. - С. 25-39.

18. Иванян Э.А. История США. - М.: Дрофа, 2004. - 572 с.

19. История США. Т. 4. 1945-1980. - М.: Наука, 1987. - 744 с.

20. Капустина Е.Б. Эволюция американской концепции партнерства с Россией в 1990-е годы // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 20004. - №9. - С. 81-95.

21. Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? К дипломатии для XXI века. - М.: Ладомир, 2002. - 352 с.

22. Конгресс и внешняя политика (взгляд демократа и республиканца) // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2000. - №9. - С. 82-89.

23. Кременюк В. А., Богатуров А. Д. Российско-американские отношения: между конфронтацией и партнерством // США. Экономика - политика - культура. - 1996. - №7. - С. 3-12.

24. Кубышкин А.И. "Холодный мир" в российско-американских отношениях: от демократического романтизма к прагматическому партнерству // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2001. - Выпуск 6. - С. 117-121.

25. Куницын А.В., Шмелев Н.П. США и проблемы экономических отношений Восток - Запад. - М.: Междунар. отношения, 1985. - 248 с.

26. Курьеров В.Г. Внешнеторговая стратегия США. - М.: Междунар. отношения, 1980. - 228с.

27. Лебан А. Экономика как локомотив путинской политики // http://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=6&id=-1&aid={600F22DF-233A-49E4-B42E-63E3FF89D7D6}

28. Лебедев Н.И. Новый этап международных отношений. - М.: Междунар. отношения, 1976. - 304 с.

29. Лейк Э. Новая стратегия США: от "сдерживания" к "расширению" // США. Экономика - политика - идеология. - 1994. — №3. - С. 29-38.

30. Мельников Ю.М. Имперская политика США: истоки и современность. - М.: Междунар. отношения, 1984. - 256 с.

31. Мельников Ю.М. Сила и бессилие: внешняя политика Вашингтона. 1945-1982. - М.: Политиздат, 1983. - 368 с.

32. Мельников Ю.М. Становление и развитие современных российско-американских отношений // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 1999. - №12. - С. 3-19.

33. Мигранян А., Марков С. Два взгляда. Истина где-то рядом // WWW.RUBRICON.COM / Кругозор

34. Наборов В. Основные изменения во внешней торговле США в 80-е годы // Внешняя торговля. - 1991. - №4. - С. 26-29.

35. Овчинников Р.С. Зигзаги внешней политики США. От Никсона до Рейгана. - М.: Политиздат, 1986. - 400 с.

36. Парканский А.Б. Азербайджан и Армения в экономической политике Вашингтона в Закавказье // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2004. - №4. - С. 50-65.

37. Поправка Джексона-Вэника: ударим торговлей по правам человека // Washington ProFile 13 ноябpя 2002 г. // http://www.mizinov.net/articles/1876

38. Проект об отмене поправки Джексона-Вэника в отношении Украины внесен в конгресс США // world/2005/02/17/ukraine/

39. Рогов С. Россия и США. Испытание кризисом // Международная жизнь. - 1998. - Осень. - С. 97-112.

40. Рогов С. Россия и США: партнерство или новое отчуждение // Международная жизнь. - 1995. - №7ю. - С. 5-15.

41. Рогов С.М. Новый этап в российско-американских отношениях // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2001. - №12. - С.3-24.

42. Рогов С.М. Российско-американские отношения: итоги и перспективы // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 1996. - №11. - С. 6-27.

43. Рогов С.М. Россия и США на пороге XXI в. // Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия. Т.1. - М., 1991. - С.114-130.

44. Российско-американские отношения после избрания нового президента США. Материалы "Круглого стола". - М.. 2001. - 48 с.

45. Россия - США: партнерство вместо соперничества. Что это значит? // WWW.RUBRICON.COM / Кругозор // http://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=6&id=-1&aid={F2993283-EEC8-4FC5-8B72-6E600D8D019B}

46. Рыночная вермишель производства фабрики им. Джексона-Вэника // http://vlasti.net/?Screen=news&id=134847

47. Самуйлов С.М. Этапы политики США в отношении СНГ // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2004. - №3. - С. 61-83.

48. Сахаров А.Д. Воспоминания: В 2 тт. Т.1. - М.: Права человека, 1996. - 916 с.

49. Сергунин А. А. Президентский лоббизм и кризис внешнеполитического аппарата США. - Горький, 1987. - 423 с.

50. Симаков Д., Кудашкина Е. Подножка Грефу. Американские демократы хотят контролировать присоединение России к ВТО // http://www.wto.ru/ru/press.asp?msg_id=3815

51. Ситнина В. Президент попросил олигархов подумать о бюджете // http://www.vremya.ru/2002/91/4/23335.html

52. Современная международная торговля: проблемы и перспективы. Сб. обзоров. - М., 1989. - 179 с.

53. Согрин В.В. История США. - М., 2003. - С. 192 с.

54. Согрин В.В. Политическая история США. XVII - XX вв. - М.: Весь Мир, 2001. - 400 с.

55. СССР - США и Канада: проблемы торгово-экономических отношений / Отв. ред. А.В.Аникин, А.З.Астапович. - М.: Междунар. отношения, 1987. - 328 с.

56. СССР - США: экономические отношения. - М: Наука, 1976. - 416 с.

57. Супян В. Российско-американские экономические отношения: значение, проблемы, перспективы // http://www.gorby.ru/rubrs.asp

58. США: внешнеэкономическая стратегия. - М.: Наука, 1976. - 494 с.

59. Торгово-экономические связи между Россией (СССР) и США // http://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=6&id=-1&aid={263D68EF-94C2-4368-BFA1-2339F05716FC}

60. Тренин Д. ЮКОС и российско-американские отношения // http://www.carnegie.ru/ru/print/69046-print.htm

61. Трофименко Г. А. Национальный интерес США в отношении России // Международная жизнь. - 1996. - №3. - С. 3-23.

62. Уткин А.И. Пауза в российско-американских отношениях: что дальше? // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 1996. - №11. - С. 28-40.

63. Фролов В. Л. "Глобальное лидерство" США и перспективы "стратегического партнерства" с Россией // США. Экономика - политика - культура. - 1996. - № 5. - С. 47-59.

64. Хэмилтон Ли Х. Международные экономические проблемы и внешняя политика США // // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2000. - №10. - С. 93-97.

65. Чернов С.А. Анализ политики США в отношении СССР: системно-циклический подход // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2001. - №6. - С. 76-88.

66. Шаклеина Т.А. Внешняя политика США и Россия: итоги десятилетия // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2001. - №12. - С. 53-69.

67. Шаховская Л.С., Днепровская И.В., Клиот С.Е. Адаптация российских промышленных предприятий к условиям Всемирной Торговой Организации. - Волгоград: Политехник, 2004. - 108 с.

68. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. - 174 с.

69. Экономика США на пороге третьего тысячелетия (научная конференция) // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2000. - №9. - С. 60-78.

70. Brzezmski Zb Out of Control (Global Turmoil on the Eve of the Twenty First Century). - New York, 1993.

71. Kohen S. American Policy and Russia's Future // Nation. - Prinston, 1993. - Vol. 256. № 13. // http://judaism.about.com/od/worshiprituals/f/kohen.htm.

72. Layne Ch., Schwartz B. American Hegemony - Without an Enemy // Foreign Police. - 1993. - № 92.

73. Matlock J. Dealing with Russia in Turmoil // Foreign Affairs. - 1996. - Vol. 75. - № 3.

74. Maynes Ch. W. A Wbrkable Clinton Doctrine // Foreign Policy. - 1997. - (Winter). - № 93.

75. Richard Kugler. Toward a Dangerous World. U. S. National Security Strategy for the Coming Turbulence. — N. Y: RAND, 1995 // http://www.foreignaffairs.org/19930901faessay8561/ronald-d-asmus-richard-l-kugler-f-stephen-larrabee/building-a-new-nato.html.

76. Schlezinger J. Quest for a Post-Cold Foreign Policy // Foreign Affaire. - 1993. - Vol. 72. - № 1.

77. Zalmay M. Khalizad. From Containment to Global Leadship. America and the World after the Cold War // http://www.fpif.org/commentary/2002/0205cabal_body.html


[1] Современная международная торговля: проблемы и перспективы. Сб. обзоров. - М., 1989.; СССР - США и Канада: проблемы торгово-экономических отношений / Отв. ред. А.В.Аникин, А.З.Астапович. - М.: Междунар. отношения, 1987; СССР - США: экономические отношения. - М: Наука, 1976.; США: внешнеэкономическая стратегия. - М.: Наука, 1976; Внешнеэкономическая политика США: проблемы и противоречия. - М.: Наука, 1982.

[2] СССР - США и Канада: проблемы торгово-экономических отношений / Отв. ред. А.В.Аникин, А.З.Астапович. - М.: Междунар. отношения, 1987. - С. 11.

[3] Лебедев Н.И. Новый этап международных отношений. - М.: Междунар. отношения, 1976.

[4] Овчинников Р.С. Зигзаги внешней политики США. От Никсона до Рейгана. - М.: Политиздат, 1986.

[5] Курьеров В.Г. Внешнеторговая стратегия США. - М.: Междунар. отношения, 1980.

[6] Куницын А.В., Шмелев Н.П. США и проблемы экономических отношений Восток - Запад. - М.: Междунар. отношения, 1985.

[7] Сергунин А. А. Президентский лоббизм и кризис внешнеполити­ческого аппарата США. - Горький, 1987.

[8] Кременюк В. А., Богатуров А. Д. Российско-американские отношения: между конфронтацией и партнерством // США. Экономика - политика - культура. - 1996. - №7. - С. 3-12.

[9] Батюк В. И. Первые пять лет российско-амери­канских отношений // США. Экономика - политика - культура. -1997. - № 4. - 47-60.

[10] Фролов В. Л. "Глобальное лидерство" США и перспективы "стратегического партнерства" с Рос­сией // США. Экономика - политика - культура. - 1996. - № 5. - С. 47-59.

[11] Трофименко Г. А. Национальный интерес США в отношении России // Международная жизнь. - 1996. - №3. - С. 3-23.

[12] Жинкина И. Ю. Стабильность международных отношений и внешняя политика России // США. Экономика - политика - культура.  - 1997. - № 4. - С. 22-34.

[13] Рогов С.М. Россия и США на пороге XXI в. // Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия. Т.1. - М., 1991. - С. 114-130; Рогов С. Россия и США: партнер­ство или новое отчуждение // Между­народная жизнь. - 1995. - № 7. - С. 5-14; Рогов С.М. Российско-американские отношения: итоги и перспективы // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 1996. - №11. - С. 6-27; Рогов С. Россия и США. Испытание кризисом // Международная жизнь. - 1998. - Осень. - С. 97-112;  Рогов С.М. Новый этап в российско-американских отношениях // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2001. - №12. - С.3-24;.

[14] Уткин А.И. Пауза в российско-американских отношениях: что дальше? // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 1996. - №11. - С. 28-40.

[15] Шаклеина Т.А. Внешняя политика США и Россия: итоги десятилетия // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2001. - №12. - С. 53-69.

[16] Зименков Р.И. Прямые инвестиции США в экономике России // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2004. - №5. - С. 3-18; Зименков Р.И. Антидемпинговая политика США // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2004. - №11. - С. 15-35.

[17] Зименков Р.И. Прямые инвестиции США в экономике России // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2004. - №5. - С. 18.

[18] Кубышкин А.И. "Холодный мир" в российско-американских отношениях: от демократического романтизма к прагматическому партнерству // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2001. - Выпуск 6. - С. 117-121.

[19] Там же, с. 120.

[20] Батюк В.И. Российско-американские отношения после "восьмерки" в Глениглсе // Международная жизнь. - 2005. - №9. - С. 69.

[21] Там же, с. 70.

[22] Brzezmski Zb Out of Control (Global Turmoil on the Eve of the Twenty First Century). - New York, 1993.

[23] Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М., 1999.

[24] Brzezmski Zb Out of Control (Global Turmoil on the Eve of the Twenty First Century). - New York, 1993. Р. 87-88.

[25] Brzezmski Zb Out of Control (Global Turmoil on the Eve of the Twenty First Century). - New York, 1993. Р. 157.

[26] Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М., 1999. - С. 59.

[27] Киссинджер Г. Дипломатия. - М., 1997. - С. 743.

[28] Там же, с. 745.

[29] Zalmay M. Khalizad. From Containment to Global Leadship. America and the World after the Cold War // http://www.fpif.org/commentary/2002/0205cabal_body.html

[30] Richard Kugler. Toward a Dangerous World. U. S. National Security Strategy for the Coming Turbulence. — N. Y: RAND, 1995 // http://www.foreignaffairs.org/19930901faessay8561/ronald-d-asmus-richard-l-kugler-f-stephen-larrabee/building-a-new-nato.html.

[31] Kohen S. American Policy and Russia's Future // Nation. - Prinston, 1993. - Vol. 256. № 13. // http://judaism.about.com/od/worshiprituals/f/kohen.htm.

[32] Maynes Ch. W. A Wbrkable Clinton Doctrine // Foreign Policy. - 1997. - (Winter). - № 93.

[33] Layne Ch., Schwartz B. American Hegemony - Without an Enemy // Foreign Police. - 1993. - № 92.

[34] Matlock J. Dealing with Russia in Turmoil // Foreign Affairs. - 1996. -  Vol. 75. - № 3. - Р. 73, 40.

[35] Schlezinger J. Quest for a Post-Cold Foreign Policy // Foreign Affaire. - 1993. - Vol. 72. - № 1.

[36] История внешней политики СССР. Сб. документов. 1917-1975. В 2-х тт. Т. 2. - М., 1981. - С. 438.

 

[37] СССР - США: экономические отношения. - М: Наука, 1976. - С. 208.

[38] Там же, с. 209.

[39] СССР - США: экономические отношения. - М: Наука, 1976. - С. 209.

[40] Российско-американские отношения после избрания нового президента США. Материалы "Круглого стола". - М., 2001. - С. 45.

 

[41] В Статье II Раздел 2 Конституции США сказано: "Он (Президент) правомочен по совету и с согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; он по совету и с согласия Сената назначает послов, других официальных представителей и консулов" // Конституция США // http://www.pseudology.org/state/Cons_usa.html

[42] Данные положения подробно прописаны в Статье I Раздел 8 // Конституция США // http://www.pseudology.org/state/Cons_usa.html

[43] Конгресс и внешняя политика (взгляд демократа и республиканца) // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2000. - №9. - С. 86.

[44] Имя конгрессмена Уилбура Милза и его роль в принятии поправки фигурирует в воспоминаниях А.Д.Сахарова. См.: Сахаров А.Д. Воспоминания: В 2 тт. Т.1. - М.: Права человека, 1996. -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...