1.9 Организация деятельности коллективов художественной самодеятельности.
Учебно-творческая работа в коллективе начинается с планирования. Планы: годовой, квартальный, месячный, поурочный, план построения открытого урока. Годовой план коллектива художественной самодеятельности состоит из следующих разделов: 1. Учебно-творческая работа. 2. Воспитательная работа. 3. Работа над репертуаром. 4. Концертная деятельность. 5. Участие в культурно-массовых мероприятиях. При составлении годового плана учитывается. а) возрастные особенности, которые служат подспорьем для навыков; б) планирование, делится на 2-Згода в коллективах художественной самодеятельности. Квартальный план - это план на 3 месяца, в котором конкретно ставятся задачи, определенный график изучения материала. Месячный план - это план на месяц, в котором ставятся и определяются не только понятия, но конкретные цели, задачи по изучению каждого элемента. Поурочный план - это план на каждый урок. Он определяет цели и задачи каждого урока и является его кратким конспектом. В поурочный план входят задачи и цели урока подготовительная, основная и заключительная часть. План урока 0-го класса хореографии (студии). (дети 5-6 лет, подготовительная группа) 1. Вход в класс. (Марш. Перестроения). 2. Поклон. 3. Середина. Аэробный комплекс. 4. Комбинация на прыжки. 5. Комбинация на восстановления дыхания. 6. Партер. Растяжки. 7. Танцевальные этюды (4-6) 8. Диагональ. Перестроение. 9. Поклон. 10. Уход из класса (Марш). Рекомендуемая музыка на марш: «Вместе весело шагать», «Веселый ветер», (Дунаевский). Учет учебно-творческой и воспитательной работы ведется в журнале учета. Журнал является основным документом учета всей работы коллектива. Журнал ведется лично руководителем коллектива, заполняется регулярно на. каждом занятии. Журнал хранится в отделе художественной самодеятельности, как документ строгой отчетности. Содержание журнала:
1. Список участников коллектива. 2. Перспективный план работы. 3. Учет посещаемости занятий. 4. План учебно-творческой и воспитательной работы коллектива. 5. Отзыв проверяющих работу коллектива. 6. Отчет о работе коллектива за год. Воспитательная работа в коллективе. Методика воспитательной работы не может быть единой для всех коллективов художественной самодеятельности, так как коллективы отличаются друг от друга творческими направлениями, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем участников. И наряду с общими положениями специфика конкретного коллектива определяет формы и программу его работы. Воспитание в самодеятельном коллективе направлено на два объекта: на зрителей и участников. При этом в процессе выступления перед зрителями сами участники становятся воспитателями. Остановимся на трех основных положениях, развитию которых способствует участие в коллективе художественной самодеятельности - нравственном, эстетическом и художественном. Основной - задачей нравственного воспитания в самодеятельном коллективе является формирование норм и правил поведения участников коллектива, развития у них чувства коллективизма, и товарищеской взаимопомощи, честности, любви - к искусству, которая оказывает особенно глубокое воздействие на личность в том случае, когда сам непосредственно участвуешь в творческом процессе создания и воспроизведения художественного образа. Эстетическое воспитание - средство познания прекрасного в окружающем мире. Оно предполагает целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитию ее способностей к эстетическому восприятию действительности. Одним из наиболее действенных средств эстетического воспитания в коллективе является изучение независимо от жанра лучших образцов профессионального и самодеятельного искусства, способных привить хороший вкус, умение понимать музыку, формировать эстетические чувства, раскрывающие реальную красоту действительности.
Художественное воспитание неразрывно связано с эстетическим и является его составной частью. Основным средством художественного воспитания в самодеятельном коллективе является общение с произведениями искусства различных жанров, процесс восприятия которых в каждом коллективе протекает по-разному, так как определенные эстетические взгляды есть у каждого взрослого человека. / одних они возникают стихийно, у других сложились на основе приобретенных знаний и навыков. Методы воспитательной работы. Одним из методов воспитания является метод внушения, с помощью которого руководитель старается передать исполнителям отношение к художественному произведению, а так же свое мнение, оценку, настроение. Руководитель, работая над постановкой или фрагментом какого-либо произведения, должен стремиться передать не только свое отношение к произведению, но и путем внушения подключить участников к активному переживанию. В практике работы широко применяется метод убеждения. Его отличие от метода внушения в том, что здесь руководитель воздействует на сознание и мышление человека, адресуется к его разуму и обоснованно доказывает, что именно так, а не иначе надо исполнять тот или иной номер. Эффективность метода убеждения может быть при наличии уверенности руководителя в том, что он доказывает своим воспитанникам. Сам же процесс должен строиться с учетом воспитательного и познавательного опыта участников. В ходе убеждения необходимо сочетать изложение и показ материала с выводами и оценками. Метод поощрения направлен на то, чтобы выделить и закрепить достижения участников коллектива. Он способствует установлению правильных взаимоотношений в коллективе, поддерживает необходимый психологический климат. Обращаясь к методу поощрения, рекомендуется соблюдать определенные правила.
Вот некоторые из них: - оценивать действия, на которые затрачены силы или усилия независимо от способностей участников; - подбадривать тех, кто не всегда достигает успеха при затрате определенных усилий; - не поощрять одних и тех же (это разобщает коллектив). Важно, чтобы поощрение выражалось публично. Метод наказания направлен на сдерживание негативных поступков во внутри и вне коллективной деятельности и взаимоотношениях. Он может иметь и форму осуждения, недовольства, замечания, предупреждения. Эти методы эффективны только в том случае, если имеют воспитательную направленность, применяются объективно и справедливо. Прибегая к методу наказания, руководитель должен соблюдать следующие правила: - наказание должно осознаваться, как необходимая, мера; - наказание - это не средство разрядки плохого настроения руководителя, в состоянии раздражения наказывать не следует. - предварительно должно быть все известно о поступке и наказание нельзя задерживать. - наказание по подозрению недопустимо. Все эти методы должны использоваться в сочетании. Коллективный разбор произведения, поездка с выступлениями за пределы города, села, оказание шефской помощи начинающему коллективу и т. д. В таких моментах методы воспитания используются в различных сочетаниях, и руководителю надо владеть ими свободно, каждый раз по разному в зависимости от конкретной ситуации. Руководитель должен предпринимать все возможное, чтобы нравственная атмосфера была здоровой, дружественной, чтобы процесс творчества радовал людей, приносил удовлетворение. Большое значение в учебно-творческой работе коллектива играет репертуар. Репертуар - это своеобразный план, который является в коллективе результатом работы, по которому судят о состоянии коллектива, и выливается в концертное выступление. Вся учебная работа в самодеятельном коллективе строится инаправлена на достижение конкретной цели - формирования репертуара. Принципы формирования репертуара. 1. С учетом профиля типа коллектива.
Коллективы классического, народного, эстрадного, бального танцев. В репертуар всех коллективов, кроме народного, может входить классический танец в обработке. Коллектив бального танца, его репертуар: программные танцы европейские и латиноамериканские. Эстрадный коллектив работает на основе современной ритмики и пластики, может использовать. классику. Источники репертуара. 1. Местный фольклорный репертуар. 2. Можно использовать материал профессиональных коллективов. На самодеятельную сцену выносятся в упрощенном виде. 3. Используются собственные постановки руководителя, а так же разводки по записи. При формировании репертуара необходимо учитывать организационный принцип, т. е. сочетание репертуара с общим планом мероприятий Дома Культуры. Репертуар должен сочетаться с общей направленностью коллектива. Помогать созданию его творческого лица. Предполагать возможность творческого роста. Подчеркивать его индивидуальность. Особые требования к репертуару. 1. Коллектив должен брать к работе значимые высокохудожественные произведения. 2. Разноплановость, постепенное усложнение содержания и формы. 3. Репертуар должен подбираться с учетом. пожеланий и запросов участников коллектива и с учетом их индивидуальных особенностей. 4. В репертуаре коллектива должны присутствовать произведения классиков и современных авторов. Социально-педагогический смысл самодеятельности - в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им нравственной направленности. Решение этой задачи во многом связана именно с репертуаром, с теми художественными произведениями вокруг которых строится работа самодеятельного коллектива.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|