Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я И МОЯ БУДУЩАЯ СЕМЬЯ




 

УХОД ЗА ГРУДНЫМ РЕБЕНКОМ

 

Здоровье ребенка прежде всего зависит от внимательного и правильного ухода за ним в семье.

Наиболее трудная и ответ-ственная задача – обеспечить правильный уход за ребенком, правильно его воспитать и пре-дохранить от заболеваний на первом году жизни, особенно же в первые дни и недели после рождения. Чтобы обеспечить правильный уход, вскармлива-

 


ние и воспитание новорожденного и грудного ребенка, мать (или патронатный воспитатель) должна знать, как устроен, как работает организм ребенка, как он развивается.

 

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО

 

С момента рождения и до конца первого месяца жизни ре-бенок считается новорожденным и нуждается в особом вни-мании и уходе.

После рождения ребенок сразу попадает в обстановку, где температура окружающего его воздуха почти в два раза ниже той температуры, при которой он развивался в утробе матери. Организм новорожденного еще не способен удерживать по-стоянную нормальную температуру тела в 36, 5–37 °С.

При охлаждении температура новорожденного падает ниже нормы, что может вызвать заболевание и даже привести его к смерти. В условиях высокой температуры (например, вблизи горячей печи, на ярком солнце, при чрезмерном уку-тывании) ребенок перегревается, у него повышается темпера-тура, он беспокоен, на теле появляется сыпь (потница), рас-страивается пищеварение. Поэтому родители должны уметь ухаживать за новорожденным так, чтобы он всегда был согрет должным образом, но не перегревался.

Мать должна так пеленать или одевать ребенка, чтобы ни-чем не стеснять его дыхание. Кроме того, необходимо регу-лярно проветривать помещение, где находится малыш.

Кожа новорожденного обычно ярко-розового цвета. Надо ухаживать за кожей так, чтобы не допустить ни малейшей опрелости, ссадины или царапины, через которые в орга-низм ребенка могут проникнуть опасные для его здоровья микробы.

Сразу же после рождения мозг ребенка начинает разви-ваться. Ребенок видит, и зрачки его глаз суживаются при яр-ком свете. Он слышит и вздрагивает при резких звуках. Но он еще не понимает увиденное и услышанное. Большую часть суток новорожденный спит, просыпаясь только для еды или если его что-нибудь беспокоит. Он производит массу движе-ний руками и ногами. Движения эти беспорядочны, нецеле-сообразны, однако они необходимы для развития организма: движения руками помогают дыханию, движения ногами укрепляют мышцы. Поэтому нельзя заворачивать ребенка с руками, туго пеленать ноги.

 


Если новорожденного взять на руки, голова у него беспо-мощно свисает, спина сгибается, так как мышцы его еще сла-бы. Поэтому ребенка нельзя сажать, нужно держать его так, чтобы голова и спина всегда опирались на руку матери.

Однако некоторые действия ребенок умеет производить сразу после рождения. Это так называемые врожденные умения (умение сосать, глотать, дышать, кричать, ми-гать).

Если ребенок голоден, или его беспокоит боль, или ему не-удобно лежать, он начинает кричать. Родители должны уметь разобраться, отчего кричит ребенок. Если настал час кормле-ния, нужно покормить его, если он мокрый, нужно перепеле-нать его в сухие пеленки, освободить руки, повернуть на бок, проветрить комнату, и ребенок успокоится.

У новорожденного легко создать полезные для здоровья привычки. Например, приучить кушать в определенные часы дня с шестичасовым перерывом ночью, что дает возможность и ребенку, и матери крепко спать и хорошо отдохнуть за ночь. Ребенок может также привыкнуть засыпать в своей постели без укачивания и ношения на руках, спать свободно спелена-тым, а не с завернутыми ручками. Эти привычки, приобре-тенные с первых дней жизни, в дальнейшем облегчат воспи-тание грудного ребенка и уход за ним.

При уходе за ребенком прежде всего необходимо соблю-дать чистоту. Чистым должен быть тело ребенка, его белье, постель, посуда, игрушки. Нужно тщательно убирать поме-щение, в котором находится ребенок.

Это необходимо, потому что вокруг нас – в воздухе, кото-рым мы дышим, на пылинках, поднимающихся с земли, в воде, на всех предметах, которыми мы пользуемся, находит-ся огромное количество микробов. Маленькие же дети осо-бенно восприимчивы к заболеваниям.

Поэтому нужно не допускать пыли, не разрешать посто-ронним близко наклоняться над ребенком, дышать на него, целовать его.

Причиной заражения могут быть грязные руки. Надо всегда помнить об этом и не допускать, чтобы кто-либо из членов се-мьи брал ребенка на руки, забавлялся с ним, кормил его, не вымыв рук, подходил к нему в пыльной, загрязненной одежде.

Большую роль в распространении микробов играют мухи. Ребенок, беря в рот предмет, на который садились насекомые, может заболеть различными кишечными заболеваниями. По-этому необходимо всячески бороться с мухами, не давать им

 


залетать в жилище, делать сетки на окна или завешивать их марлей.

 

? Вопросы

1. Что может случиться с ребенком, если он перегреется (переохладится)?

2. Почему нельзя допускать, чтобы у ребенка появились опредлости и царапины?

3. Чем полезны беспорядочные движения ребенка?

4. Почему необходимо соблюдать чистоту при уходе за ре-бенком?

5. Почему нельзя разрешать гостям целовать ребенка, брать его немытыми руками?

6. Почему следует бороться с мухами и другими насекомы-ми, если у вас маленький ребенок?

 

& Словарь

новорожденный ребенок, опрелость, микробы, соска, рожок

 

 

ПРЕДМЕТЫ УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ

 

Для ухода за ребенком необходимо всегда иметь следую-щие предметы: вату, стерильный бинт, раствор марганцовки, детскую присыпку или специальное масло для смазывания складок кожи (можно прокипяченное растительное масло в чистой простерилизованной бутылочке), стакан, чайную лож-ку, детское мыло, частый гребешок, ножницы, водяной гра-дусник, градусник для измерения температуры тела, резино-

 

 


вую грушу, резиновую грелку. Конечно, необходимо иметь аптечку матери и ребенка. В ней вы найдете, все, что вам по-требуется для ухода за малышом. Аптечки продаются в апте-ках. Это красивые пластиковые контейнеры в виде чемодан-чика, на котором имеется надпись «Аптечка матери и ребен-ка» или «Аптечка мамы и малыша». К ней прилагается инструкция, из которой вы узнаете, для чего нужен тот или иной предмет или медикамент.

Предметы ухода должны быть накрыты чистой пеленкой и храниться на особой полке в шкафу или в специально отве-денном месте, например, в самой аптечке.

? Вопросы

1. Что необходимы для ухода за малышом? 2. Как должны храниться предметы ухода?

 

& Словарь

вата, стерильный бинт, раствор марганцовки, детская присыпка, детское мыло, гребешок, ножницы, градусник для измерения температуры тела, резиновая груша, резиновая грелка.

 

 

ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА ГРУДНОГО РЕБЕНКА

 

Нормальная температура тела грудничка: В подмышеч-ных впадинах 36–37 °С. Ректальная (в прямой кишке) 36, 9– 37, 4 °С, оральная (во рту) 36, 6–37, 2 °С.

Иногда встречаются индивидуальные колебания нормаль-ной температуры тела от 35 °С до 38, 3 °С.

Для измерения температуры тела у грудных детей исполь-зуют ртутный медицинский термометр, электронный термо-метр и температурный индикатор. В настоящее время появ-ляются и новые удобные средства, такие, например, как соски-термометры.

Ртутным термометром температуру измеряют только в подмышечной впадине. Для этого ребенка берут на руки, по-мещают термометр ему под мышку и фиксируют ручку ребен-

 


ка своей рукой, придерживая термометр, чтобы он не вы-скользнул. Лучше производить эту процедуру, сидя на диване (а не на стуле), чтобы в случае падения термометр не разбил-ся. Для получения объективных результатов достаточно по-держать термометр 3–5 мин. Закончив измерение температу-ры, термометр следует встряхнуть или подержать под струей холодной воды.

Электронный термометр более безопасен и прост в обра-щении. Он дает быстрые и точные показания, которые высве-чиваются в окошечке-дисплее. Его не применяют для точного измерения температуры в подмышечной впадине, так как для снятия показаний этому типу термометра необходим более плотный контакт с телом, зато он незаменим при измерении оральной и ректальной температуры. В последнее время поя-вились электронные термометры, способные достаточно точ-но измерять температуру в подмышечной впадине или в ухе, причем всего за несколько секунд. Особенность их состоит в том, что наконечником термометра служит круглая резино-вая присоска, а не узкий металлический стержень. Для изме-рения оральной температуры электронный термометр поме-щают в рот под язык на 1 мин. (большинство электронных термометров подают звуковой сигнал об окончании измере-ния температуры).

Для измерения ректальной температуры нужно смазать наконечник термометра детским кремом или вазелином, по-ложить малыша на спинку, одной рукой приподнять его нож-ки (как при подмывании), другой рукой осторожно ввести градусник в задний проход на глубину около 2 см (необхо-димо ознакомиться с инструкцией к термометру, так как глубина введения может зависеть от его конструкции). За-тем нужно зафиксировать термометр между средним и указа-тельным пальцем, а другими пальцами придерживать ягоди-цы ребенка.

Температурный индикатор представляет собой полоску с теплочувствительными квадратиками или делениями с циф-ровыми отметками. При измерении температуры квадратики последовательно меняют цвет. Последний изменивший цвет квадратик и соответствующее ему цифровое значение и обо-значают температуру тела. Полоску-индикатор прикладыва-ют ко лбу ребенка на 15 секунд (иногда встречаются полоски, которые следует помещать под язык — так что перед приме-нением индикатора обязательно читайте инструкцию! ). Полоска-индикатор не дает точных результатов, поэтому о

 


повы шении температуры достоверно можно судить лишь тог-да, когда индикатор показывает 37, 5 °С и выше.

Для того чтобы правильно оценить результаты измерения температуры, необходимо знать, какая температура для ва-шего ребенка является нормальной. А чтобы это определить, нужно измерить ее в спокойной обстановке утром и вечером у здорового ребенка и запомнить (а лучше записать) показате-ли. После того как вы зафиксировали «свою» норму, никогда не измеряйте температуру здоровому ребенку без повода, «на всякий случай». И даже когда ребенок болеет, не стоит де-лать этого чаще, чем предписано. Каждая процедура измере-ния температуры тревожит ребенка, способствует формиро-ванию у него отрицательной реакции на термометр.

 

КАК ПОНЯТЬ, ПОВЫШЕНА ЛИ ТЕМПЕРАТУРА У РЕБЕНКА, И КАК ПРИМЕРНО ЕЕ ОЦЕНИТЬ

 

Маленькие дети могут по-разному реагировать на повы-шение температуры тела. Их реакция будет зависеть прежде всего от причины, обусловившей повышение температуры. Признаками повышенной температуры могут быть: вялость или беспокойство; жажда; сухость слизистых оболочек (губ, языка); учащение пульса; учащение дыхания; яркий румя-нец на лице, «пылающие» щеки (а иногда, наоборот, блед-ность); красные, воспаленные или слишком блестящие глаза; озноб; потливость.

Учащение пульса и дыхания являются важными призна-ками повышения температуры, поэтому нужно уметь оценить показатели частоты пульса и дыхания.

Нормальный пульс ребенка составляет 100–130 ударов/ мин во сне и 140–160 во время бодрствования. При плаче пульс составляет 160–200 ударов/мин.

По мере взросления ребенка пульс замедляется и к двух-летнему возрасту обычно равен 100–140 ударам. Что касает-ся частоты дыхания, то новорожденные обычно делают от 40 до 60 вдохов/мин., годовалые дети — всего лишь 25–30. Не-обходимо знать, что некоторые дети вообще никак не реаги-руют на повышение температуры.

При подозрении на повышение температуры необходимо прежде всего прикоснуться своей щекой ко лбу ребенка (не стоит оценивать температуру губами или ладонью). Если вы чувствуете, что лоб более горячий, чем обычно, следует изме-рить температуру одним из описанных выше способов.

 


НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ ПОВЫШЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ

 

Лихорадка (повышение температуры), не являющаяся признаком болезни, может достигать 38, 3 °С. Ее причиной мо-гут быть: перегревание ребенка при чрезмерном укутывании или пребывании под прямыми солнечными лучами; наруше-ние питьевого режима (особенно у детей младше 3 месяцев); запоры; высокая двигательная активность; физическое на-пряжение (длительный крик); прорезывание зубов; консти-туциональные особенности.

 

 

КУПАНИЕ

 

Первый раз новорожденного купают через сутки после заживления пупочной ранки с разрешения врача или аку-шерки.

До 6 месяцев нужно купать ребенка ежедневно, а после 6 месяцев — через день. В комнате, где купают ребенка, долж-но быть достаточно тепло, но не слишком жарко (20–22 °С).

Для купания ребенка нужно иметь ванночку или корыто. Этой ванночкой нельзя пользоваться для стирки белья или для купания старших детей. Перед купанием ванночку надо вымыть горячей водой с мылом с помощью щетки или мочал-ки, а затем обдать кипятком. Для измерения температуры воды нужно купить в аптеке водяной градусник.

Вода для купания новорожденного обязательно должна быть хорошего качества и иметь температуру 37 °С. С двух-месячного возраста ребенка моют водой температуры 36 °С. Иногда, если у ребенка на теле появляется сыпь или нет воз-можности прокипятить воду для купания, врач рекоменду-ет сделать ребенку марганцовую ванночку. Для этого сна-чала готовят в бутылочке или в стакане крепкий раствор марганцовокислого калия и затем добавляют его в воду, приготовленную для купания, до получения розовой окра-ски. Нужно следить, чтобы в воду не попали нерастворен-ные кристаллы.

Воды в ванну наливают столько, чтобы она покрывала все тело ребенка. Кроме того, заранее приготовляют кувшин воды той же температуры для обливания. Перед купанием ребенка нужно приготовить байковое одеяло, клеенку, пеленки, рас-пашонку и затем большую пеленку или простынку для обсу-шивания его тела после купания.

 


 

Приготовив все для купания, мать тщательно моет руки с мылом, а затем, раздев ребенка, осторожно опускает его в воду, поддерживая левой рукой под затылок и под спинку.

Один-два раза в неделю нужно мыть ребенка с мылом (луч-ше всего детским). Сначала ребенку обмывают грудь, живот, руки, ноги, потом голову, отклонив ее немного назад, чтобы вода и мыло не стекали на лицо. После этого его перекладывают на живот и моют спину, ягодицы и в паху. До 6 месяцев ребенка моют рукой. После 6 месяцев можно мыть чистой, прокипячен-ной мягкой тряпочкой. Вынув ребенка из ванны, его обливают из кувшина приготовленной водой и быстро набрасывают на него большую согретую пеленку для осушения тела и одеяло, чтобы не охладить его. Лицо ребенка во время купания не моют, а умывают его отдельно чистой водой. Обсушив ребенка, его кладут на приготовленные чистые пеленки. Осмотрев складки кожи и смазав их, ребенка одевают. Нужно обязательно проте-реть его уши, чтобы в них не осталась вода.

Если ребенок уже умеет сидеть, можно купать его в сидя-чем положении и давать ему в ванну резиновые или пластмас-совые игрушки, которыми он будет охотно играть.

 

? Вопросы

1. Когда можно впервые искупать ребенка?

2. Почему нельзя стирать белье в ванночке, где купают ребенка? 3. Какой должна быть температура воды для купания ма-лыша?


4. Что добавляют в воду для купания? 5. Как часто следует купать ребенка?

6. Что нужно приготовить перед тем, как начать купание ребенка? 7. Какие части тела ребенка моют сначала, а какие в кон-це купания?

 

& Словарь

акушерка, водяной градусник, марганцовая ванна

 

ОДЕВАНИЕ РЕБЕНКА

 

В первые два месяца жизни одежда ребенка состоит из распашонок, кофточек и пеленок.

Необходимо также иметь три куска подкладной клеенки. Одним куском покрывают матрац; два куска поменьше — 30 30 см — попеременно подкладывают при пеленании меж-ду пеленкой и байковым одеялом (или байковой пеленкой). Но можно обойтись без клеенок, если вы пользуетесь подгуз-никами или памперсами.

Кроме тонких пеленок, необходимо иметь несколько те-плых байковых. Размер пеленок 80–90 см. Нужны также подгузники (или памперсы). Размеры памперсов подбирают-ся в зависимости от веса и возраста ребенка.

Если вы решили пользоваться пеленками, сколько же их нужно ребенку? Для того чтобы завернуть его, нужно 2 тон-кие пеленки, а в холодное

время года еще и теплая байковая пеленка. Менять тонкие пеленки приходится в первый месяц очень часто. Поэтому, если даже стирать их 2 раза в день, нужно иметь не менее 10 пеленок и столь-ко же подгузников. Теплых пеленок нужно 3–4.

Распашонок и кофточек достаточно иметь 3–4 из тонкой материи и столько же из байки или трикотажа.

 


Много не следует запасать, потому что ребенок в этом возрас-те растет быстро и, таким образом, в скором времени эта одеж-да становится для него мала. Распашонки шьют без завязок и застежек, с плоскими швами, чтобы они не давили и не нати-рали нежную кожу ребенка.

Сейчас принято не пеленать малышей.

После 10 дней ребенка одевают так: сначала надевают рас-пашонку, имеющую разрез сзади, а затем кофточку, застеги-вающуюся спереди; и ту, и другую тщательно расправляют на спине, чтобы не было складок.

Все необходимое для пеленания раскладывают заранее. Сначала кладут байковое одеяло или теплую пеленку, на нее – клеенку, затем тонкую пеленку, а на нее подгузник или вторую пеленку, сложенную углом. Верхний край пеленки должен до-ходить ребенку до подмышек, а подгузник – до пояса.

Руки ребенка нужно оставлять свободными. Чтобы руки не зябли, кофточку нужно шить с длинными рукавами, кото-рые покрывали бы пальцы. Укладывая ребенка спать, следует накрыть его сверху одеялом. В комнате голова ребенка должна быть открытой, так как под косынкой или чепчиком она потеет, на ней появляется сыпь. Излишнее укутывание вредно еще и потому, что оно делает ребенка слишком чувствительным к ма-лейшему охлаждению, а тем самым понижает сопротивляе-мость его организма к простудным заболеваниям.

 

? Вопросы

1. Какие предметы одежды нужны для ребенка в первые два месяца его жизни?

2. Будете ли вы пользоваться клеенками, когда у вас поя-вится ребенок?

3. Есть ли отрицательные моменты в использовании памперсов? 4. Как правильно одевать новорожденного ребенка?

5. Следует ли пеленать ручки малыша?

6. Почему не рекомендуется надевать чепчик на голову ре-бенка, когда он находится в квартире?

 

& Словарь

пеленка, распашонка, чепчик, подгузник, байковое одеяло, памперсы

 


ПРОГУЛКА

 

Грудной ребенок должен ежедневно гулять на свежем воз-духе на руках родителей, в санках или в коляске. Пока ребе-нок еще не может ходить, лучше всего укладывать его днем спать на свежем воздухе. Свежий воздух и солнечный свет укрепляют детский организм и предохраняют его от заболе-ваний, особенно от рахита. Ребенок, привыкший ежедневно гулять зимой и летом, простуживается гораздо реже. Еже-дневные прогулки улучшают аппетит и укрепляют нервную систему ребенка; он меньше капризничает, лучше спит. Зи-мой, если нет сильного холодного ветра, можно гулять с ре-бенком и при морозе 10–15 °С.

 

 

Кроме того, можно укладывать ребенка днем спать на све-жем воздухе; одевать детей надо в соответствии со временем года.

Зимой ребенок может спать в комнате при открытой фор-точке, и это будет для него очень полезно. Одеть его следует так же, как и на прогулку. За 15–20 мин. до пробуждения ре-бенка форточку нужно закрыть. Когда комната согреется, с

 


ребенка нужно снять теплое одеяло, теплую шапочку, иначе он перегреется, вспотеет и может простудиться.

Прогулки можно начинать с двухнедельного возраста. Вначале ребенка выносят на 15–20 мин., а затем постепенно удлиняют время прогулок до 1, 5–3 час. Зимой ребенок дол-жен гулять 2 раза в день, в общей сложности не меньше 3–4 час. В теплое время года желательно, чтобы он находился на воздухе весь день.

В зимнее время, в морозные дни перед выходом на прогул-ку рекомендуется смазывать ему лицо каким-нибудь жиром.

Если у ребенка после прогулки ручки и ножки теплые, губы и щеки розовые, ребенок не вспотел, — значит, мать правильно одела его.

Весной и осенью, выходя с малышом на прогулку, доста-точно завернуть его в байковое одеяло. Летом, в жаркие дни, можно выносить его в распашонке, легкой кофточке, завер-нув только в пеленку или без нее, надев белую полотняную шапочку, предохраняющую голову от перегревания солнеч-ными лучами.

 

? Вопросы

1. Как часто должен гулять маленький ребенок? 2. При какой температуре можно гулять зимой? 3. Какова продолжительность прогулки малыша?

 

& Словарь

рахит, перегревание, аппетит

 

 

ИГРУШКИ

 

Когда ребенок бодрствует и не занят едой или прогулкой, ему необходимо давать игрушки. В зависимости от возраста игрушки подвешивают над кроваткой, дают в руки ребенку, кладут их в кроватку или на стол перед его креслицем.

Если ребенок играет на полу, игрушки кладут на чистое одеяло, на котором он сидит.

Игрушки имеют большое значение для правильного раз-вития ребенка. Грудному ребенку нужны такие игрушки, ко-

 


 

 

торые легко моются, не содержат в себе токсичных веществ и безопасны по своей форме. Игрушки должны быть яркими, привлекать внимание ребенка и достаточно крупными, чтобы он не мог засунуть их в рот или проглотить. Лучше всего по-купать резиновые, пластмассовые или деревянные игрушки. Игрушками для ребенка могут служить и разные мелкие предметы хозяйственного обихода: крышки, металлические кружки, деревянные ложки и др.

Дети очень любят забавляться этими предметами. Детские игрушки нужно ежедневно мыть горячей водой с мылом и держать их в чистом мешочке.

Не следует разрешать трогать игрушки малыша старшим детям и посторонним, так как на их руках могут быть микро-бы; беря игрушки в рот, грудной ребенок может занести их в свой организм и таким путем заразиться какой-либо болез-нью.

 

? Вопросы

1. Как вы думаете, когда игрушки для ребенка подвешива-ют над кроваткой?

2. Какими должны быть игрушки для маленьких детей?

3. Можно ли давать малышу деревянные ложки, кружки вместо игрушек?

 


4. Почему игрушки не должны быть мелкими?

5. Как следует хранить игрушки и ухаживать за ними?

 

& Словарь

забавляться, микробы, токсичные вещества, предметы хозяйственного обихода

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В СЕМЬЕ

 

ФЕДУЛ И МАЛАНЬЯ (РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА)

 

Жили-были Федул и Маланья. Федул управлялся со всей мужской работой, а Маланья дома хозяйничала. Воротился как-то раз Федул домой сердитый, усталый и принялся жену бранить да попрекать:

— Топчешься вокруг печи полдня, а толку никакого! Маланья — баба шустрая: так и снует по избе, так и сну-

ет. То к зыбке подскочит, то угли из печи выгребет, то ухва-том тяжелый чугун из печи тащит, мужу ответ дает:

— Ну, чего, Федул, губы надул? Я верчусь как белка в ко-лесе, на минуту присесть не могу. А не веришь — останься завтра дома, похозяйничай, а я пахать поеду.

— Вот-вот, поезжай. А я около печи хоть денек поотдохну, уж как-нибудь управлюсь, все вовремя приготовлю.

Поутру отправляется пахать Маланья, Федулу наказывает: — Гляди, как бы тесто из квашни не ушло; в корыте руба-

хи ребячьи замочены, постирать надо; горшок со сметаной в кладовке: спахтаешь масло, отнеси в погреб; в огороде висят сухие пеленки; как ребенок проснется — не забудь покор-мить; молоко и рожок — в прирубке на полке; да смотри, чтобы чужая собака в сени не забежала, там наседка на гнезде сидит. И с теми словами Маланья уехала.

Остался Федул домовничать. Печку затопил... Что такое? Из печи дым повалил, глаза ест. Мужик туда-сюда мечется: «Ах! Да ведь я забыл трубу открыть! » Покуда трубу открывал, тесто из квашни убежало. Принялся тесто подбирать да месить: руки все в тесте, а тут ребенок в зыбке заплакал. Федул бросился к ребенку — не успел и рук вытереть. Взял на руки ребенка, пере-пачкал в тесте, побежал с ребенком сухую пеленку в огороде

 


снять, да наступил на тесто, что из квашни вылезло, поскольз-нулся, упал, сам зашибся и ребенка чуть не убил. А в ту пору в сенях послышался шум: квохтала наседка, лаяла собака... Фе-дул пеленки менять не стал, сунул ребенка в зыбку, схватил ко-чергу и выбежал в сени. Там наседка, вся взъерошенная, оборо-няла свое гнездо от собаки. Федул замахнулся кочергой на соба-ку, да та увернулась. Железный наконечник кочерги попал по гнезду, насиженные яйца разбились. А ребенок в люльке захо-дился от крика. Заторопился Федул к ребенку. Глядь, а печь уже протопилась, тесто из квашни опять убежало и ребенок без-утешно кричит. Что делать? За что сперва взяться? Так и метал-ся: то за одно дело схватится, то за другое, покуда не воротилась жена с поля. Она его и спасла.

 

? Вопросы

1. Зачем люди создают семьи?

2. Кому легче прожить: одинокому человеку или семейно-му?

З. У кого больше потребностей — у одного человека, или у целой семьи? А возможностей удовлетворить эти потреб-ности?

4. Как распределялись обязанности в семье Федула и Ма-ланьи?

5. Почему Федул не справился с домашними обязанностями?

 

& Словарь

зыбка, ухват, чугун, пахтать масло, наседка, сени, прирубок

 

 

БЮДЖЕТ СЕМЬИ

 

У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, от-дыхаем, работаем, набираемся сил, переживаем и радуемся победам. Семья — это важнейшая ячейка общества.

Ваши родители ходят на работу, производят различные товары или предоставляют услуги, таким образом, они при-носят пользу обществу. Вы пока еще ходите в школу, но уже готовитесь к домашнему и общественному труду.

 


Каждая семья старается удовлетворить свои потребно-сти — в еде, одежде, жилье, обучении, отдыхе и т. д. А для этого нужно уметь правильно формировать свой семейный бюджет. Расчет всех доходов и расходов и есть бюджет.

Давайте теперь разберем, что такое доходы и расходы. Доходы — это все те деньги, которые получает семья. Се-

мья — папа с мамой, бабушка и дедушка, дети. Что же со-ставляет доходы в семье? Доход папы — это его зарплата. Мама получает пособие на детей, чтоб легче было их кормить, оде вать, учить. Пособие платят на каждого ребенка. Бабушка и дедушка получают пенсию.

Если старший брат или сестра успешно учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении, то каждый ме-сяц ему платят стипендию.

А теперь поговорим о расходах. Любая семья расходует деньги на продукты, на одежду, на книжки, игрушки, биле-ты в театр и кино. Еще нужны деньги на проезд в транспорте. Если сколько-нибудь денег остается, то мама и папа называ-ют их сбережениями, это та часть дохода, которая остается после того, как все необходимые расходы сделаны.

Сбережения — от слова «беречь». Сберегают часть денег все запасливые люди. Эти сбережения можно на многое по-тратить, например, чтобы купить что-то дорогое, ценное — автомобиль или новую шубу для мамы.

Еще сбережения нужны на «черный» день — вдруг слу-чится так, что не будет хватать денег на еду, на самое необхо-димое. Можно использовать сбережения и для того, чтобы поехать куда-нибудь отдохнуть.

Экономика домашнего хозяйства — это умение разумно организовать семейный труд, правильно планировать семей-ный бюджет, выбирать наиболее эффективные средства для удовлетворения потребностей семьи.

«Экономика» — слово, пришедшее к нам из греческого языка. Оно означает «управление хозяйством». Семейное хо-зяйство ведут все взрослые, у каждого свои обязанности, но главные, конечно, у мамы и папы. А значит, каждый должен знать, как правильно вести хозяйство, как им управлять.

 

? Вопросы

1. Что такое семейный бюджет? 2. Что такое доход?

 


3. Из чего складывается доход семьи? 4. Какие расходы делает семья?

5. Что такое сбережения и для чего они нужны?

6. Что означаю народные выражения «сорить деньгами», «бросать деньги на ветер»? Когда так говорят?

7. Рассмотри таблицу, перенеси ее в рабочую тетрадь

 

Бюджет семьи

Доход Расход
Зарплата Продукты питания
Пенсия Одежда
Стипендия Школьные принадлежности
Пособие Квартплата
  Плата за электроэнергию
  Плата за газ
  Плата за телефон
  Непредвиденные расходы (болезнь, неожиданный приезд гостей, неза-планированная покупка)

 

& Словарь

бюджет, расходы, доходы, экономика, сбережения, эффективный

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...