Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности дошкольникаи их учет в педагогическом процессе.




Развитие речи. Изучая роль речи в регуляции поведе­ния, А. Р. Лурия отмечал, что посредством слов создается «умственный» путь, по которому ребенку надо идти: на основе речи может быть заранее построен образ действия или ситуации. Как указывает В. С. Мухина, в дошкольном возрасте происходит практическое овладение языком, речь становится осмысленной. Развитие речи идет в не­скольких направлениях: осуществляется ее практическое совершенствование в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных усло­виях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное зна­чение для последующего овладения грамотой.

Параллельно происходит развитие словаря и граммати­ческого строя речи. Словарь ребенка-дошкольника быст­ро увеличивается. Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. В период до­школьного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основ­ных чертах типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соедини­тельными союзами, а также большинством распростра­ненных суффиксов (суффиксами для обозначения пола детенышей животных и т. д.).

Параллельно с этим при целенаправленном воспита­нии дошкольника происходит развитие фонематического слуха и осознание словесного состава речи.

Развиваются функции речи. Важность раз­вития речи осознается самим ребенком в сюжетно-ролевой игре при необходимости объяснять правила игры новому игроку. Но овладение контекстной речью возмож­но лишь с помощью взрослого под влиянием систематического обучения. Особым типом речи является объясни­тельная речь. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение как для формирования коллектив­ных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития. Этот тип речи в дошкольном возрасте только на­чинает развиваться, поэтому ребенку очень трудно выслу­шать до конца объяснения взрослого. Ребенок стремится скорее начать игру, отвлекается от объяснения условий и правил игры.

На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его поведения. Так развивается вторая функция речи, связан­ная с мышлением.

Сенсорное развитие дошкольника. Развитие восприятия в этом возрасте, по сути, является развитием способов и средств ориентации. В дошкольном возрасте, как показали исследования А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, происходит усвоение сенсорных эталонов — исторически сложивших­ся представлений о разновидностях отдельных свойств предметов (цвета, формы, величины) и соотнесение соот­ветствующих предметов с этими эталонами. Как пока­зали исследования Д. Б. Эльконина, в этом возрасте про­исходит усвоение эталонов-фонем родного языка. Этало­ны — это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начина­ет приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике. Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышле­ния к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприя­тию действительности.

Развитие внимания. На протяжении дошкольного воз­раста в связи с усложнением деятельности детей и их про­движением в общем умственном развитии внимание при­обретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30—50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры увеличивается до двух часов. Это объясняется тем, что в игре отражаются более сложные действия и взаимо­отношения людей и интерес к ней поддерживается посто­янным введением новых ситуаций. Возрастает устойчи­вость внимания и при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять сво­им вниманием, сознательно направлять его на определен­ные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ре­бенка в новые виды деятельности и при помощи опреде­ленных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые тем самым дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии на­чинает и сам управлять своим вниманием.

Помимо ситуативныхсредств (например, жеста), орга­низующих внимание в связи с конкретной, частной зада­чей, существует универсальное средство организации внима­ния — речь.Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напомина­ют о необходимости выполнять заданное действие, учиты­вая при этом те или иные обстоятельства. По мере разви­тия планирующей функцииречи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

Развитие памяти. В центре сознания в дошкольном воз­расте, по Л. С. Выготскому, стоит память. В этом возрасте возникает намеренное запоминание в целях последующе­го воспроизведения материала. В основе ориентации в этот период лежат обобщенные представления. Ни они, ни со­хранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без раз­вития памяти.

Д. Б. Эльконин отмечал, что память становится в центр сознания, приводит к существенным следствиям, характе­ризующим психическое развитие в этот возрастной пери­од. Прежде всего, у ребенка изменяется мышление: оно приобретает возможность действовать в плане общих представлений. Это первый отрыв от чисто наглядного мышления и, следовательно, возможность установления таких связей между общими представлениями, которые не были даны в непосредственном опыте ребенка. Первая ступень отвлеченного мышления значительно расширяет круг доступных для ребенка обобщений. Одновременно увеличиваются и возможности его общения. (Ребенок мо­жет общаться с окружающими не только в связи с непо­средственно воспринимаемыми предметами, но и по дово­ду представляемых, мыслимых предметов).

Память ребенка в основном непроизвольна, ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Как показал П. И. Зинченко, в игре непроизвольной памятью удерживается то, что было целью игрового действия.

В конце дошкольного возраста начинает развиваться произвольное запоминание. Наилучшие условия для этого также складываются в игре, но этот процесс невозможен без влияния взрослого.

Развитие воображения. Развитию воображения больше внимания уделял Л. С. Выготский. Он указывал, что оно существенным образом связано с речью ребенка, с основ­ной психологической формой его обращения с окружаю­щими, т. е. с основной формой коллективной социальной деятельности детского сознания. Речь освобождает ребен­ка от непосредственных впечатлений, способствует фор­мированию его представлений о предмете, она дает ребен­ку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем.

Л. С. Выготский подчеркивал, что во всех видах детско­го творчества (рисование, лепка, сочинение сказок, кон­струирование) деятельность фантазий является направ­ленной на определенную цель. С деятельностью вооб­ражения, по мнению Л. С. Выготского, тесно связано движение чувств (все фантастическое является реальным в эмоциональном смысле), но во всех своих фантастических взлетах воображение «питается» реальным опытом ребен­ка — чем богаче опыт ребенка, тем более яркими являются продукты его воображения.

О. М. Дьяченко различает познавательное и аффектив­ное воображение дошкольника. Познавательное вообра­жение связано с развитием символической функции: его основная задача — специфическое отражение объективного мира, преодоление противоречий в представлении о дей­ствительности. Аффективное воображение возникает в си­туациях противоречия складывающегося у ребенка образа Я и реальности и является одним из механизмов его по­строения. Аффективное воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения смыслов со­циального поведения и выступать в качестве защитного механизма (например, в плане отреагирования стра­хов).

В дошкольном возрасте должно целенаправленно раз­виваться репродуктивное воображение (что необходимо для учебной деятельности), а также творческое воображе­ние. При этом взрослый должен научить ребенка доводить творческий замысел до стадии продукта, т. е. у дошкольни­ка необходимо развивать продуктивное воображение.

Развитие мышления. Основу развития мышления со­ставляет формирование и совершенствование мыслитель­ных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительны­ми действиями в дошкольном возрасте происходит по об­щему закону усвоения и интериоризации внешних ориен­тировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия ребенка прини­мают либо форму действия с образами, либо форму дейст­вия со знаками-словами, числами и др.

Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким пу­тем решает стоящую перед ним задачу. Это наглядно-образ­ное мышление. Выполнение действий со знаками требует отвлечения от реальных предметов. При этом используются слова и числа как заместители предметов. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением. Отвлеченное мышление подчи­няется правилам, изучаемым наукой логикой, и называет­сяпоэтому логическим мышлением.

Различие между наглядно-образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные в разных ситуациях свойства предметов и тем самым находить правильное ре­шение для разных задач. Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении таких задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором. Но часто свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками. В этом случае задача может быть решена только путем отвлеченного, ло­гического мышления. Только оно позволяет, например, определить подлинную причину плавания тела.

Образное мышление - основной вид мышления до­школьника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятель­ностью ребенка, с применением простейших орудий. В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функ­ции сознания ребенка, он начинает овладевать построени­ем особого вида знаков — наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Ребенок не создает эти связи сам, как, например, в орудийном действии, а вы­являет и учитывает их при решении стоящей перед ним за­дачи. Отображение объективных связей — необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознаком­ления с отдельными предметами и их свойствами.

Помимо видов мышления, в дошкольном возрасте формируются операции мышления, такие, как сериация, классификация, обобщение, установление причинно-следственной связи.

Д. Б. Эльконин отмечал, что в плане познавательного развития важнейшим новообразованием возраста являет­ся возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...