Самооценка и уровень притязаний личности. Условия изменения самооценки и уровня притязаний.
Самооценка является формой самосознания. Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Человек выступает для себя как объект познания. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. В структуре самооценки выделяют 2 компонента: 1.Когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение и умозаключение.2. Эмоциональный – отношение к себе «удовлетворенность», раскаянье, одобрение. Важной основой самооценки являются принятые в обществе соц. и нравственные нормы, традиции, обычаи. Виды самооценки: 1)завышенная (формирование самоуверенности, высокомерия, некритичности), 2)заниженная (робость, замкнутость, неверие в свои силы), 3)адекватная (благоприятное эмоциональное состояние, стимулирование деятельности вселяет уверенность в достижение цели). Самооценка тесно связана с уровнем притязаний (УР) личности, который проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой (как реализация самооценки), на которые претендует. Если достигает – переживает успех, если нет – переживает неуспех. В УП /Мерлин/ выделяют 3 взаимосвязанных стороны: 1.Та степень трудностей задач, которую человек ставит перед собой, считает, что справится с ней, 2.Степень расхождения между достигнутым и задуманным, 3.Та степень трудности задач, которая приносит человеку удовлетворение. Условия изменения УП: 1.УП зависит от силы мотивов (чем сильнее мотив, тем выше УП), 2.Положительное отношение личности в целом к достижению поставленной цели, 3.УП зависит от степени риска (чем выше риск, тем выше УП),
4.Зависит от социальных норм достижений: а)официальной группы, б) референтной, 5.От самооценки (чем выше самооценка, тем выше УП), 6.От свойств личности: направленность на себя, направленность на взаимодействие, направленность на задачу. УП - переживание успеха или неуспеха – зависит от различных свойств личности, от социальных норм достижений различных групп, от силы мотива, условий обучения и воспитания. Чтобы изменить УП, нужно учитывать не какое-то одно условие, а сразу несколько, в комплексе воздействовать на изменение. Самооценка зависит от особенностей темперамента: преувеличенная самооценка и самоуверенность характерны для нетревожных, сангвиников и экстравертов. Самооценка зависит от темперамента, условий воспитания и обучения. На основе «Образа Я» формируется самопринятие и самоуважение. Самоуважение = успех УП (Джеймс). Постоянное неудовлетворение УП (неуспех, переживание неудовлетворенности собой) может привести к состоянию фрустрации, которое может проявляться негативными эмоциями.
Внимание как процесс организации психической деятельности. Свойства, виды, функции внимания, механизмы реализации функций. Методы и методики изучения внимания. Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Свойства внимания — объем, сосредоточенность (концентрация), распределение, устойчивость, колебание, переключаемость. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам.
Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств. Устойчивость внимания - общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. Действие еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15—20 минут колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Виды внимания Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное)— непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Непроизвольное внимание— это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон(насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.
Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Произвольное внимание (активное или волевое ). Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.
Послепроизвольное внимание — вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снижается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольиое внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным. Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной — даже повышают концентрацию внимания. Люди с инертной нервной системой испытывают затруднения в переключении и распределении внимания. Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке. Функции внимания: 1. Первая функция внимания – активизация нужных и торможение ненужных психологических и физиологических процессов. 2. Вторая функция внимания – способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации. 3. Третья функция внимания - обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Расстройства внимания выявляются как во время беседы с пациентом (отвлекается на посторонние раздражители, не может сосредоточиться на теме беседы, быстро утомляется), так и в ходе специального психодиагностического исследования. Методики для специального психодиагностического исследования внимания можно разделить на психофизиологические и патопсихологические. К психофизиологическим методикам исследования внимания относятся методики, использующие специальную аппаратуру, в частности тахистоскопические установки, аппараты "Мнемотест", "Ритмотест" и др. При помощи этих аппаратов можно наносить кратковременные, с определенной экспозицией, зрительные (в виде цифры, фигур, слов и т.п.) (тахистоскоп, "Мнемотест") и звуковые ("Ритмотест") раздражения. Таким образом создаются условия для проверки отдельных свойств внимания - его устойчивости, объема, способности к переключению; кроме того, данные установки позволяют диагностировать состояние и иных психических функций - восприятия, памяти. Из патопсихологических методик исследования внимания наиболее известны и часто используются различные варианты корректурных проб, счет по Крепелину, отыскивание чисел по таблицам Шульте (в том числе Шульте-Горбова), ряд методик на переключение (методика М.С. Лебединского, чередование антонимов и синонимов, сложение с поочередно меняющимися слагаемыми, поочередное вычитание). Корректурные пробы. Совокупность различных вариантов определенных бланковых методик, исследующих степень концентрации внимания, его устойчивость, а также особенности его переключения (варианты методики с переключением).
5. Общее понятие ощущений и восприятия. Феномены взаимодействия сенсорных процессов. Свойства и закономерности восприятия. Апперцепция. (Немов Р.С – Психология; Дружинина В.Н-Психология.)МаклаковА.Г.; Немов Р.С.; Столяренко Л.Д.; Николаенко А.И. и др., трудились над изучением восприятия и ощущения. Самая важная особенность восприятия заключается в том, что оно всегда отражает вещи, предметы, явления, а не отдельные лишь свойства и признаки их. Характернейшей особенностью восприятия является также называние воспринимаемых предметов или явлений, т.е. включение в процесс восприятия второй сигнальной системы. Восприятие – это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, действующих в данный момент на наши органы чувств. Сеченов объяснял восприятие предметов или пространства ассоциациями зрительных, кинестетических, осязательных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение. В акте зрения при восприятии величины предметов, их удалённости и прочего зрительные ощущения всегда ассоциируются с мышечными. Действием определённых лекарственных веществ можно вызвать некоторое нарушение этих связей путём усиления или ослабления глазных мышц. При этом наблюдается макрония (кажущееся увеличение предметов) или микрония (кажущееся уменьшение величины предметов). Свойства восприятия Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие даёт целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Константность. Несмотря на значительную вариативность условий (освещённость, расстояние, положение в пространстве и т. п.), вкоторых происходит процесс восприятия, образы воспринимаемых нами предметов отличаются определённым постоянством (константностью) по форме, величине, цвету и т. п.Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Осмысленность восприятия. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, т. е. отнести его к определённой группе, классу, обобщить его в слово. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернила всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. (прошлый опыт, эмоции, чувства) Структурность – воспринимаются не отдельные ощущения, а их структура (фотография) Классификация восприятия. В основе классификации восприятия могут лежать различные основания. Это может быть различие в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестетические восприятия. Примером может служить восприятие мелодии. В основе другого типа классификации лежат формы существования материи, т.е. то, что в действительности воспринимается. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения, восприятие человека человеком. Еще одним основанием для классификации восприятий может быть форма психической активности. Тогда различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей -воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. В этом случае говорим о наблюдении. Сложные формы восприятия Восприятия пространства, времени, движения, восприятие человека человеком - сложные формы восприятия, они опираются на целые системы совместно работающих анализаторов и могут протекать на разных уровнях. Овладение этими формами восприятия требует обучения и практики. (зрительные иллюзии, галлюцинации)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|