Р.С. Немов Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений кн.2 – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 // Мухина ВС Возрастная психология
Факторы: Выделяют четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся - мегафакторы — космос, планета, мир; - макрофакторы — страна, этнос, общество, государство; - мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; - микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. Так же важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Агенты социализации: это люди с которыми человек взаимодействует на протяжении жизни. Средства соц-и: набор универсальных средств с помощью которых человек живет (музыка, речь, умения, культура, общество, деят-ть, методы воспитания)
К механизмам социализации можно отнести следующие - за счет чего, каким образом происходит социализация. Габриель Тард – подражание Ури Бронфенбренер – приспособляемость человека к условиям Мухина ВС – обособление и идентификация Психологические Импринтинг – вид научения, происходящего на ранних этапах жизни.начинается вскоре после рождения. В результате возникает жесткая привязанность к взрослому. Запечатление действий и образов воздействующих взрослых. Экзистенциальный нажим – влияние на овладение языками (родным и неродным) условий жизни человека, а также подсознательное усвоение человеком социальных норм жизни. Ребенок усваивает то что видит. Подражание –. произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми. 2 года Идентификация –способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. 12-16 лет Обособление – отделиться, выделиться из общего целого; занять особое положение. Рефлексия - ведение человеком внутреннего диалога, в котором он что-то анализирует, отрицает или соглашается. Диалог может вестись с другими лицами, реальными или воображаемыми, или же с разными «Я» человека. 7 лет Притязание на признание- предъявление человеком своих прав на общественное уважение со стороны людей. 14-16 лет Социально - психологические - Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. - Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные для его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а так же средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм.
- Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определнный стиль поведения и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. - Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола. Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий мир (природный и социальный); каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Социализация как процесс в обществе идет по двум каналам
Организованный Стихийный - общество специально организует нормы (улица, двор, СМИ, интернет) (школа, сады, кружки) - не целенаправл-я и не рганизов- я - соц-пед система (воспитание, обучение, учение) деят-ть чел-ка. - целенаправленный, организ-й процесс (студии, кружки, школы, сады.) Соц. риск. Семья
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|