Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-педагогические технологии. Проблема разработки и реализации технологий в деятельности социального педагога.




Технология 1)как определенное учение о деятельности; либо нормативная сторона процесса; некая теория о каких-то правилах построения процесса (Техн-я - методология научн.деятельности,т.е. теоретич.обоснование практич.деят-сти (правила действия) 2) как процесс деят-сти (процесс обработки и преобразования материала(сырья), в рез-те кот-го получ-ся готовый продукт с заданными свойствами и качествами. Т.о. технология производства это некий процесс, в кот.определено что, как, в какойпоследовательности, из каких ингредиентов изготавливать конечный продукт. Технология = цель + процесс тех-ии(этапы) + результат

Понятие «социально-пе­дагогическая технология» в научной литературе появилось лишь в 1990-х годах и связано с введением в 1991 г. института социальной педагогики. Социальная педагогика как сфера профессиональной деятельности и самостоятельная область знания начала формироваться в России параллельно с социальной работой, которая так­же была введена как самостоятельный институт в начале 1990-х годов.

У истоков технологизации социально-педагогической деятельности стоял А. С. Макаренко, хотя самовыражение «педагогическая технология» в его публикациях не встречается. Говоря о «механизации педагогического дела», он подчеркивал, что она представляет «явление положительное и полезное, но эта механизация все же должна предполагать присутствие воспитателя как живого деятеля». Чем больше размышлял А. С. Макаренко о педагогической деятельности, тем больше находил сходства «между процессами воспитания и обычными процессами производства». «Каждый воспитанный нами человек, – писал он, – это продукт нашего педагогического производства».

Среди воспитательных технологий, разработанных А. С. Макаренко, можно выделить: формирование и развитие коллектива; управление воспитательной ролью коллектива; прогнозирование перспектив формирования и развития личности воспитанника, обеспечение наиболее оптимальных условий для этого; прогнозирование перспектив развития и воспитания каждого члена коллектива и управление процессом достижения прогнозируемого ре­зультата и др.

Согласно первому подходу, опирающемуся на трактовку технологии как науки о мастерстве, искусстве практической деятельности, социально-педагогическая технология – это наука об искусстве достижения прогнозируемой социально-педагогической цели.

Такие технологии носят теоретико-исследовательский характер и включают два типа технологий.

Теоретическая социально-педагогическая технология – это уче­ние о наиболее оптимальных методах, средствах и приемах (дей­ствия, операции и процедуры), необходимых в данной ситуации для решения социально-педагогических проблем. Этот тип техно­логий используется при описании, анализе, обосновании вариан­та решения социально-педагогической проблемы в определенных условиях по отношению к конкретному объекту деятельности.

Такая технология может быть представлена в виде учебника; учебного пособия; учебно-методического пособия; теоретической разработки технологии.

Исследовательская социально-педагогическая технология – это специально созданная, научно обоснованная методика (последовательность использования совокупности методов и средств), позволяющая познать (углубить познание) социально-педагогическое явление, его составные части, особенности проявления, возмож­ности направленного управления динамикой проявления, разви­тия, качественного изменения и т.д. Такие технологии использу­ются при исследовании социально-педагогических проблем и поз­воляют не только познавать само социально-педагогическое явле­ние, но и проектировать процесс его качественного изменения.

Технологии данного типа могут быть представлены в виде программы исследования (исследовательская программа); методики исследовательской деятельности; экспериментальной разработки.

 

Второй подход позволяет определить социально-педагогическую технологию как целенаправленную, наиболее оптимальную социально-педагогическую деятельность (упорядоченную совокуп­ность действий, операций и процедур) по реализации специалистом (специалистами) методов (совокупности методов), средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях.

Подобные технологии создаются на основе специальных теоретических разработок или предшествующего (известного) опыта решения определенных социально-педагогических задач. По своей сущности такие технологии носят прикладной (практико-ориентированный) характер. Среди них могут быть выделены прикладная (практическая) технология общего типа и прикладная (практическая) технология частного типа.

Прикладная (практическая) технология общего типа – это целенаправленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность социально-пе­дагогической деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с челове­ком или группой в определенных условиях среды. Технологии такого типа применимы при решении общих задач социальной педагогики в работе с конкретным объектом.

Прикладная (практическая) технология частного типа – это упорядоченные, спланированные по определенному проекту и последовательно реализуемые действия, операции и процедуры, инструментально обеспечивающие достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды.

В этом случае социально-педагогическая технология может быть представлена в виде описания оптимальной последовательности и особенностей реализации действий, операций и процедур в работе с человеком или группой в определенных условиях по обеспечению достижения прогнозируемого результата.

Социально-педагогические технологии данного типа применяются при решении частных задач социальной педагогики. Они могут быть также составной частью социально-педагогической технологии общего типа.

Признаки технологич.подхода: 1)строгая научная выверенность – результаты четко выделяют параметры, критерии оценки, строгая диагностируемость рез-та 2)экономич.обосн-сть 3)целенаправленность 4)поэтапность 5)алгоритмичность – строгая послед-сть этапов 6) транслируемость – обучившись работать по технологии должны изучить и другие.

Внедрение технологии в сф.образования(почему) чтобы рез-тат был более предсказуемым. В технологии рассчитано больше не на деят-сть учителя, а на учебно-познав.деят-сть детей (ч/з какие этапы уч.деят-сти, с помощью каких стредств(материалов), должен пройти ученик, чтобы на выходе у него сфрм-ись искомые результаты) Результат в техн-ии прописывается в терминах деят-сти ученика (ЗНАНИЕузнает, УМЕНИЕумеет, НАВЫКИвладеет). Т.О. все мыслит-е, оперативные действия, задействованы в технологии. Технология связана с большим кол-вом учебных матер-ов(задачи,опыты, модели).

Понятие «техн-я» из образ-ой сферы появилась в соц-сфере. Это тоже попытка упорядочить деят-сть и работать на опред-ый резт-ат. МИНУСЫ техн-ии:не учитывает индивидуальность ребенка; при затруднении нужен педагог.

Разработка технологии. Технология-описание деят-сти(предполагаемый),т.е. проф-нал(спец-ст) разрабатывая и прописывая т-ю, продумывает поэтапно с какой целью,с помощью каких методов,средств, по каким направлениям и этапам будет осущ-ться деят-сть.

1стадия.Концептуальная. 1этап. выявление противоречия, выделение соц.заказа и профилактики. Спец-ст проводит копмлексное иссл-е сущ-их проблем и противоречий (наблюдение, анкеты, опросы, может привлечь психолога для этой работы) Проводится исслед-е, выделяется комплекс проблем. 2этап. формулировка проблемы в четких понятиях(что подлежит изменению) 3этап. определение цели(что хочется достичь, формировать, развить посредством чего это будет сделано)(например: снизить уровень девиантного поведения посредством беседы с семьей)ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ-процесс, над кот надо думать, 90%успеха грамотно стимулированной цели. Планируются критерии оценки техн-ии, предполагаемый рез-тат.

2стадия.моделирование т-ии. 1этап. теоретич.поиск к решению проблемы, концептуальное обоснование будущей т-ии. Выверенность.От этого зависит практич.способ решения проблем. В техн-ии должны прописать базовые понятия по концепции (авторы). 2этап. Построение модели(конструирование модели)этапы, занятия, цель каждого этапа(ознак-ый,деят-ый, оценочный…),средства по последовательности.Как сценарий деят-сти. Оптимизация модели(поработать с экспертами, убрать лишнее, добавить, показать коллегам)происходит улучшение технологии.

3стадия..реализация т-ии. Выделяют подгот-ый этап(подготовка раб.матер-ов,должностных инструкций) Сама деят-сть. В процессе деят-сти осущ-ся деят-сть работы по сценарию, результативность работы.Когда т-я проведена.

4стадия. рефлексивно-оценочная.Варианты:1)оценка внешне 2)экспертная оценка 3)внутр.оценка(какие цели были достигнуты, насколько)эффекты, какие последствия, что изменилось. Должны быть разработаны.

5стадия.рефлексия. осмысление того,что было,чувства, состояние, отношения, какой опыт получен участниками техн-ии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...