Условия, обеспечивающие благоприятное влияние группы на развитие каждого отдельного члена группы.
1. Высокий уровень развития группы 2. Статус члена группы (удовлетворяющий человека) 3. Благоприятный психологический климат: доверие внутри группы, поддержка, понимание другого, умение слышать и слушать, терпимость, умение высказать критику, опыт достижений, коллективное переживание, чувство защищенности, искренность, «я» как часть группы, чувство значимости.(признаки благоприятного психол.климата у макаренко, посм.уилла 4. Развитие органов самоуправления (коллективная дискусссия) Влияние группы при этом попсредуется позицией члена группы. Если человек активен в группе, удовлетворен своим статусом, считаются с его мнением, тогда возникает гармонизация ценностей, интересов, отношений. Предпосылки трансформации (превращения, перехода) группы как объекта воспитания всубъекта воспитания: 1. Развитие группы – движение от педагогически и социально регулируемого процесса к процессу саморазвития. Прежде всего это происходит через деятелность органов самоуправления как участие каждого в решении важных вопросов в жизни группы. 2. Самодеятельность членов группы – деятельность по внутреннему убеждению, направленая на удовлетворение интересов, индивидульных и групповых. Актуализация возможностец, развитие способностей каждого члена группы; 3. Формирование позиции члена группы. Позиция – соотношение внешних требований с возможностями самого человека. Эмоциоанльная идентификация, которая проявляется в: 1. Осовение и добровольное принятие прав и обязанностей, выработанных группой; 2. Участие в управлении, организации жизнедеятельности группы; 3.обретение опыта самоорганизации (способность к дисциплине); 4. Отклик на события в группе, пассивное участие в этих событиях; 5. Проявление активности, творчества, инициативы, заботы, желания помочь; 6. Сотрудничество с членами группы на основе общих ценностей, уважение толерантности.
4. Субъект-субъектные отношения между членами группы, лидерами, руководителями, педагогами и членами группы. Диалоговое взаимодействие: равная активность, открытость друг другу, равноценность; 5. Опора на эмоциональный мир подростков: поддержка и принятие чувств друг друга, искренность. Реализация принципа игры, романтики. Отражается в ритуалах, символике, девизе, гербе, названии и т.д. Вывод: перевод группы из объекта в субъект воспитания позволяет обогащать опыт, осознание группы и каждого члена группы, усиливается самоорганизация группы, способствует конструктивному разрешению появляющихся противоречий как учет законов коллектива, владение методами кооперативного обучения, ИТО, использование КТД. (На личточке). Групповые процессы: динамика; групповое давление; групповое принятие решения; распределение ролей, статусов; формирование межличностных отношений; формирование общих ценностей. Субкультура – совокупность специфических социально-психологическихпризнаков, влияющих на стиль жизни и мышления определенной номинальной и реальной групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы» отличного от «они». Типы субкультур: просоциальные (направленность которых согласуется с поощряемыми обществом ценностями и установками), асоциальные (направленность не согласуется с поощряемыми обществом ценностями и установками, совместная деятельность в группе характеризуется социальным отчуждением, обособлением, противостоянием), антисоциальные (характеризуются большей замкнутостью, преступной деятельностью, выраженным противопоставлением себя другим группам). Механизмы и факторы социализации в группе влияние группы относят к микрофакторам социализации. Влияние субкультуры на социализации является мезофоктором социализации. Механизмы: стилизованный, лидерство, убеждение, внушение, идентификация, подражание, конформизм, эмоциональное заражение, интериоризация, передача опыта.
Классификация групп: Андреева: условные и реальные (лабораторные и естественные (большие (неорганизованные и организованные) и малые (становящиеся и развитые))). Кон И.С. Основание классификации: юридический статус и место в социальной системе (официальные и неофициальные); социально-психологический статус (группы принадлежности, в которых человек состоит реально, и референтная); степень стабильности, длительности существования (постоянные, временные, ситуативные); пространственная локализация (дворовые, квартальные, функционирующие в рамках учреждения); тип лидерства и руководства (демократические, авторитарные); ценностная направленность (просоциальные, асоциальные, антисоциальные); Сундиев И.Ю. направление деятельности (агрессивной, эпотажной, культурной, экономической, социальной, политической самодеятельности). Методика работы с группой при работе с группой специалист может либо выделять типичное, общее для этого объединения людей, либо использовать обратный процесс – формировать группу на основе общих проблем или интересов. Группы могут использоваться в исправительных целях, когда дело касается 1 или нескольких членов, для предупреждения дисфункций; для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста;дляутверждение личности. Методы: предупреждающие, пресекающие, разоблачающие. Механизмы: Дезорганизация – процесс, направленный на разрушение ее структуры – связей между членами группы, внутренней дисциплины и согласованности Методика: 1. выявление авторитетных лиц 2. изучение направленности интересов и склонностей, ролей в различных видах деятельности 3. осуществление постоянного контроля за поведением 4. включение в различные виды деятельности 5. работа с лидерами групп, побуждение к изменению взглядов и поведения. Реорганизация – перестройка структуры и изменение направленности деятельности. Методика: 1. работа с рядовыми членами с целью отрыва их от лидера и нейтрализация его влияния, 2. разоблачение лидера в глазах подростков, подрыв его авторитета, 3. введение в группу положительно направленных подростков с целью разрушения их группы изнутри. Методика создания просоциальной группы: Направление: 1. развитие детей 2. микросреды Формы: 1. волонтерский отряд 2. «институты правосудия» 3. дискуссионный клуб 4. общество милосердия 5. группы взаимопомощи Способы: 1. введение просоциально направленных подростков в антисоциальную группу 2. введение лидера антисоциальной группы в просоциальную. Методика КТД (на листочке), цель которой –задает динамику группы, развитие группы и человека их взамиодействие (Иванов И.П)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|