Методика подготовки и проведения пионерского сбора.
Для того чтобы каждый сбор стал важным и действенным событием в жизни пионерского коллектива, педагогу-организатору необходимо методически правильно организовать его подготовку и проведение. Педагог-организатор помогает пионерам правильно определить тему сбора, место и время его проведения; составить план подготовки и проведения сбора; вовлечь в процесс подготовки и проведения сбора возможно большее число ребят; направлять формирование общественного мнения; четко формулировать решения сбора. Прежде всего следует помочь определить ребятам тему сбора. Она может быть связана с конкретными задачами пионерской организации, текущей работой отряда, решением различных вопросов жизни коллектива, подведением итогов пионерских дел, отчетом о выполнении поручений, планами предстоящей работы. В этом случае тема сбора обычно достаточно точно отражает характер организационной работы коллектива: «наше участие в акции «Жыву у Беларусi I тым ганаруся», «Отчет вожатых октябрят» и т. д. Общественно-политическая тема сбора может быть подсказана нашей действительностью. Название сбора в этом случае должно быть ярким, образным и точно соответствовать его содержанию. Известно, что всякое дело начинается с замысла. И сбор не исключение. Рождение замысла – процесс не простой. Особенно сейчас, когда во всех сферах жизни, а значит, и общественных идет сражение со штампами, бессмысленным копированием чужого опыта. Услышит педагог-организатор или классный руководитель о каком-то удачном сборе и сразу стремиться повторить подобное. Побывает на так называемом показательном сборе пятиклассников и тут же переносит увиденное почти в том же варианте для своих ребят семиклассников. Педагогически осмысленный путь выбора темы сбора не имеет ничего общего с чисто формальными подходами.
Первое и главное условие в рождении замыслов- жизненность и актуальность. Причем это общее положение требует уточнения. То, что стало горячей точкой в одном отряде или дружине, для другого может быть вчерашним днем. На сборе, в коллективном обсуждении ребята пытаются выработать свое отношение к происходящему. Определить свою долю участия в том, что им наиболее близко и доступно. В охране окружающей среды или заботе о ветеранах. В участии в республиканских акциях или заботе о младших. Замысел сбора подсказывают и закономерности жизни организации. Отчеты и выборы. Коллективное планирование. Распределение поручений и контроль за их выполнением. Источником замысла могут быть и традиции нашего народа, и традиции самой организации. Кто может стать авторами замысла? Прежде всего сами пионеры. Творческая группа, совет отряда или дружины, штаб, клуб, действующие при них. Но замысел может исходить и от взрослого. Начальный замысел может обрести всеобщее коллективное признание в дружине, стать темой дружинного сбора. А может и наоборот: предложенный советом дружины, он трансформируется в тему для разговора во всех отрядах. Оговоримся. Взрослые не вправе навязывать идею. Они могут поделиться ею в беседе. В одних случаях- предварительно пообщавшись с ребятами, понаблюдав их жизнь. В других- обратившись в конкретный пионерский коллектив с письмом или обращением, или ко всем дружинам города, района, села, республики со страниц СМИ. На этапе рождения замысла чрезвычайно важно облечь его в точные, ясные и яркие слова, сформулировать таким образом, чтобы он был эмоционально привлекателен, вдохновлял и захватывал. Прямо скажем, это непросто. Стоит только сравнить варианты канцелярских формулировок с пионерскими, чтобы понять неправомерность и даже недопустимость первых. «Отчет отряда о работе с октябрятами» или «Октябрята- наша смена. Как мы с ними работаем?».
К сожалению, многие взрослые не придают значения тому, как в окончательном виде должна звучать тема сбора. Кажется, что если плодотворен сам замысел и если дети уже проявили к нему интерес на самой первой стадии обсуждения, то этого вполне достаточно. Глубокое заблуждение. Актуальное и значительное содержание должно быть облечено в образную, доступную и притягательную форму для ребят. Когда замысел определен и сформулирован, начинается следующий этап. Какие вопросы обсуждает сбор? Те, которые раскрывают сформулированную тему. Взрослый не может себе позволить надеяться на то, что срабатывает сама по себе тема, даже если она хорошо сформулирована. Без вопросов, которые ему предстоит продумать и даже сформулировать вместе с ребятами, на успех надеяться нельзя. Что должно быть в центре внимания пионеров в этом году? Какие темы? Какие вопросы? Подумаем вместе. Исходя при этом из того, о чем уже было сказано: жизненности и актуальности, закономерностей деятельности организации, традиций. Традиции- один из источников замысла. Тема и вопросы- это своего рода старт для будущего сбора. Всего лишь старт. Теперь предстоит спланировать всем вместе, как готовиться и как устраивать сбор. Здесь тоже у каждого отряда и дружины будут свои планы. Различные по срокам, по объектам, которые предстоит исследовать ребятам, и т. д. Но есть для всех планов некоторые общие моменты. На первое место в плане можно было бы предложить отбор информации для размышления. Источники ее различны. Для одних это совместный труд, когда ребята знакомятся со взрослыми, записывают впечатления об этих встречах. Для других источником новых мыслей послужит поход по историческим места своего края. Для третьих – чтение литературы или информация из интернета и их обсуждение. Интересную информацию принесут волонтерский рейд в дома, где живут ветераны войны и труда, посещение музеев, изучение семейных реликвий. Далее. В плане намечается примерный ход самого сбора. Речь идет не о сценарии, а о той, если хотите модели, на основе которой будет строиться весь сбор, о его эмоциональной партитуре. Это лирико-публицистическое вступление, стихи, фонограмма; это музыкальное оформление; это точно выверенный выбор места; это формирование группы взрослых участников сбора, кто из них, чем и как может обогатить содержание разговора на сборе, вывести их на какое-то правильное решение. И наконец, ритуальная сторона.
Вот примерно те слагаемые, из которых состоит план подготовки к сбору. Мы хотим предупредить сразу очень распространенную ошибку. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы подобный план был написан собственноручно педагогом-организатором или классным руководителем, а потом оглашен перед детьми, которым ничего не остается, кроме того, чтобы разобрать поручения и определить сроки. Создание подобного плана невозможно без участия взрослого так же, как и без участия самих детей. Это –дело коллективное, творческое. В нем участвуют две заинтересованные стороны. Классическая логика сбора складывалась десятилетиями. Попытаемся осмыслить целесообразность каждого момента. Уточняем, что эта модель не догма, а лишь основа для творчества. Возможны различные варианты. Итак. Линейка. Вступление к сбору. Разговор по теме. Принятие решения. Ритуал линейки рождался в пору первых лет пионерской организации, когда его подсказала сама жизнь. Ребята собирались с разных концов города или села на месте, где собирался отряд. И когда походила назначенная минута сбора, естественно, надо было, во-первых, проверить все ли на месте, все ли пришли. А во-вторых, переключить ребят от обыденных забот на иную ноту- тогда действительно романтичную и революционную. Вступление к сбору. Оно тоже диктовалось реальностью. Тот, кто собирал ребят – коммунист, комсомолец, точно знал, ради чего, ради кого, ради какого дела. Разговор по теме сбора. Казалось бы, тогда ребятам со скудным багажом знаний, а иногда и просто неграмотным труднее было высказать свое мнение. Но документальная и мемуарная литература о первых пионерских отрядах буквально сверкает живостью, темпераментом. Над ними не довлело «троечник» или «двоечник». Тот факт, что отряды были разновозрастные, объективно создавал благодатную почву для живого обмена мнениями. Совершенно естественно, что старшие подростки в силу своего социального опыта становились в этом разговоре запевалами, младшие, глядя на них и подражая им, подхватывали, учились у них думать.
Принятие решения. Оно, как правило, было достаточно конкретным. Потому что шло от жизни, от стремления улучшать ее, преобразовывать на новых началах. И еще. Потому что они в самом деле были рядом со взрослыми. Сохраняется ли эта логика сегодня? В основном - да. Но чаще не потому, что в ней есть потребность, а потому, что так заведено. Все, как правило, начинается с линейки. Ребята действительно выстраиваются и сдают довольно четкие рапорты. Вступительное слово. Оно звучит. Правда, чаще всего из уст классного руководителя и, как правило, не о деле, на которое надо мобилизовать отряд, не о горячих точках в организации детей и подростков и самого отряда, а все о тех же плохих оценках, нарушителях дисциплины. Каково вступительное слово, таков и разговор по теме. Ребята, следуя примеру своих наставников, тоже скатываются до обсуждения имен. Решение тоже выглядит уныло: «повысить», «исправить». Все общее. Возникает вопрос: нужна ли такая схема сбора сегодня? Очевидно, да. Но только в том случае, если каждый из компонентов жизненно оправдан, необходим. И снова о линейке. Как обойтись без нее, если на сборе принимаются в ряды организации новое поколение из октябрят? Если вручаются награды победителям конкурсов, выставок? Если давних и добрых друзей отряда посвящают в почетные пионеры? Могут быть и другие «если» такого же плана. В этих случаях у отряда есть моральное право проводить линейку. Но бывает, что содержание сбора органично не связано с пионерскими ритуалами. И тогда линейка превращается в пустую формальность. И снова о вступительном слове. Взрослые, как правило, настолько уверены в себе, настолько признают авторитет своего влияния на детей (подчас не существующий), что не считают нужным готовиться к этому моменту как самому ответственному выступлению с высокой трибуны. Куда живее и заинтересованнее воспримут ребята это слово из уст воина, бывшего выпускника школы, представителя общественных организаций. Правомерен вопрос: сумеют ли эти люди говорить с детьми, найти общий язык, вызвать их на разговор? Сумеют. Если тот же педагог-организатор помогут им в этом. Заранее прокомментируют обстановку в отряде, расскажут о существе проблемы, которую надо обсудить с ребятами, о возможностях и перспективах коллектива. Более того, подскажут, что именно может быть интересно ребятам. И что немаловажно – сориентирует во времени. Ведь подростки не любят долгих речей. Но, такая помощь нужна не всем взрослым.
После вступительного слова необходимо вести разговор дальше. Ведь мало спросить у пионеров, кто что думает, кто хочет поделиться своими мыслями, что может предложить. Здесь надо в процессе всего разговора очень чутко, тактично направлять общий ход его таким образом, чтобы это не были пустые слова о чем-нибудь и как-нибудь. Привычка «играть в одни ворота»в советское время породила стереотип общения по схеме: «спрашиваешь - отвечаем», но отнюдь не «думаем, спорим, ищем, находим». Сейчас нужно разговаривать с детьми оставляя за ними право обсуждать и решать. Тогда в настоящем споре и родится истина, т.е. само решение, которое принято ребятами. Позиция взрослого на сборе одна – равноправие старшего товарища. Его миссия в том, чтобы, задавая вопросы, уточняя позицию того или иного говорящего, вызвать живой отклик у других, сталкивать мнения и суждения и ненавязчиво подводить ребят к решению содержательному, целенаправленному и реалистическому. К этому надо готовиться. Психологически настраивая себя на подлинно демократический лад, отбирая информацию, которая будет представлять ценность и интерес для ребят, станет значительно более современной, яркой, неожиданной, нежели та, которой располагают дети. Да и весь облик педагога на сборе тоже немаловажное условие будущего успеха. Ребята безошибочно по внешнему виду любого взрослого узнают, насколько уважительно относиться он к событию в их пионерской жизни. Сбор не может быть самоцелью, его нельзя придумать или произвольно спланировать. Тема сбора, его содержание должны быть органически связаны с жизнью пионерского отряда. Важное воспитательное значение имеет рациональное определение места и времени сбора. Нежелательно проводить сбор сразу после уроков в том же классном помещении, где шли учебные занятия. Лучше, если ребята собираются на сбор отдохнув, настроившись на активное в нем участие. Например, в 6-ой день учебной недели. Сборы можно проводить не только в школе, но и в музеях, домах культуры и т. д. Сбор не следует перенасыщать по содержанию, он не должен быть утомительным. Поэтому обычно сборы отрядов длятся не более часа. Подготовку к отрядному сбору можно поручить творческим группам пионеров, объединенных единым интересом, специальными умениями и навыками или просто общим заданием коллектива. Все пионеры должны заранее знать о предстоящем сборе и тщательно к нему готовиться. Каждый из них должен иметь такое поручение, которое ставило бы его в активную жизненную позицию. Важно, чтобы ребята понимали, что от их конкретной, целенаправленной деятельности зависит конечный результат работы всего отряда. Одно из условий эффективности сбора – совместная работа педагога-организатора с советом дружины или отряда над планом подготовки и проведения сбора. В плане фиксируются задания отрядам или пионерам, сроки выполнения этих заданий. В плане следует указать место проведения сбора. Можно отметить, кто на него должен быть приглашен, какое оформление понадобиться, как будет осуществляться текущая проверка подготовки к сбору. Иногда планом предусматриваются элементы театрализации, просмотр видеофильмов. Не следует увлекаться проведением сборов по заранее разработанным сценариям. Плохо, когда педагоги-организаторы механически используют разработки коллег или пишут за ребят тексты их выступлений, а ребята лишь повторяют написанное. Такая подготовка сбора приводит к отрыву от пионерской жизни, лишает ребят инициативы и самостоятельности, отрицательно сказывается на формировании активности. Формирование общественного мнения пионеров проходит успешно в том случае, если педагогу-организатору удается организовать по-настоящему коллективное обсуждение тех событий или явлений общественной жизни, конкретных дел пионерского отряда и дружины, которое составляют основное содержание сбора. Педагог-организатор учит пионеров, и в первую очередь выборный актив, четко формулировать решение сбора. Иногда целесообразно с советом дружины или отряда подготовить проект решения до сбора, а затем предоставить пионерам возможность самостоятельно внести в него необходимые коррективы. Тогда решение будет более кратким и конкретным, продуманным и реальным, легко поддаваться контролю и оценке, ориентировать ребят на активную деятельность. Каждому пионеру станет ясно, как он сам будет участвовать в реализации этого решения. Решение обязательно для всех пионеров. Желательно каждый сбор начинать с подведения итогов выполнения предыдущего решения коллектива.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|