Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности сборов отрядов разных возрастных групп.




Сборы отрядов младших пионеров дают ребятам наглядные представления об их правах и обязанностях. Пионеры учатся сообща выполнять задания совета дружины, планировать свою работу, распределять поручения, коллективно оценивать деятельность отряда.

Первый сбор в жизни пионеров совпадает с днем рождения отряда. Он требует особого внимания педагогов. Готовят сбор обычно старшие пионеры. Но помочь им должны педагоги.

Желательно, чтобы этот сбор проходил в музее, у памятников героям освободителям, у мемориалов.

На сборе избираются совет отряда. Важно познакомить ребят с порядком и правилами выборов пионерского актива, функциями совета отряда, помочь им избрать тех ребят, которые имеют простейшие навыки руководства коллективом. Пионеры могут принять решение о девизе и эмблеме своего отряда, выбрать отрядную песню.

Желательно, чтобы члены ОО «БРСМ», старшие пионеры, родители подготовили пионерам к их первому сбору веселые сюрпризы и подарки. После сбора проводится развлекательная программа, концерт и т.д.

Сборы отрядов младших пионеров призваны в яркой, увлекательной и доступной форме знакомить школьников с замечательными делами пионерской организации, жизнью нашей страны, своего родного края, села, а также с событиями международной жизни. Нельзя забывать, что сборы пионеров этого возраста, как и вся их деятельность, должны быть особенно эмоциональными, пронизанными игрой и фантазией. Но и сводить сборы лишь к игре не следует, они должны учить младших пионеров практике общественной работы, умению руководить жизнью коллектива.

Сборы отрядов пионеров средней возрастной группы в более полной мере выполняют свою функцию- быть высшим органом пионерского самоуправления. Возросшая самостоятельность, накопленные в пионерской организации знания, умения и навыки уже позволяют пионерам глубже обсуждать на сборах перспективы своей деятельности, полнее оценивать ее результаты.

Особое значение приобретают сборы, на которых ведется доброжелательное по тону обсуждение поведения и деятельности каждого пионера. Ребята должны учиться соотносить собственное поведение с идейно-нравственными требованиями общества. Так удовлетворяется потребность в самооценке этого общества.

Вместе с тем сбор пионеров среднего возраста не должен утрачивать свою яркость и красочность. Важно предоставлять пионерам возможность проявить свои интересы, способности и склонности в процессе подготовки и проведения сбора. На сборе должна звучать соответствующая музыка, завершаться он может творческими конкурсами, состязаниями, играми, викторинами.

Сборы отрядов старших пионеров отличаются по своему характеру. На своих сборах старшие пионеры обсуждают важнейшие события в нашей стране и за рубежом, анализируют, насколько активно участвует отряд в делах дружины, оценивают качество выполнения поручений по руководству работой в отрядах младших пионеров и группах октябрят. Сборы старших пионеров посвящаются и непосредственной подготовке к вступлению в Белорусский республиканский союз молодежи.

На сборе старших пионеров особенно интенсивно формируется общественное мнение, так как подростки испытывают потребность в обсуждении тех событий, которые составляют основное содержание сбора. Ребята высказывают свою точку зрения, отстаивают ее, вносят свои предложения, учатся выступать. Итогом такого обсуждения является хорошо продуманное и обоснованное решение сбора. Оно должно быть кратким, конкретным, легко поддаваться контролю и оценке, ориентировать ребят на активную деятельность. Каждому пионеру должно быть ясно, как он будет участвовать в реализации этого решения.

 

 

Сбор дружины.

Сбор дружины имеет свои особенности. На сборе дружины пионеры полнее ощущают причастность к большому коллективу детской организации, глубже осознают, что от усилий каждого зависит судьба общего дела. Поэтому важно, чтобы дружинные сборы проводились регулярно, чтобы на них обсуждались перспективы деятельности пионерской организации и дружины, анализировалась деятельность всей дружины, а в подготовке к сбору участвовали практически все пионерские отряды.

Дружинные сборы не следует проводить часто. Если получено срочное задание, целесообразно провести не сбор дружины, а например линейку, на которой разъяснить пионерам, что нужно делать.

 

Отчеты и выборы в пионерской дружине.

 

Отчетно-выборный сбор отряда.

План подготовки к отчетно-выборному сбору составляется заблаговременно советом отряда. В нем определяются конкретные поручения активу по организации сбора, точные сроки подготовки необходимых материалов. Совет отряда стремиться как можно полнее изучить мнение всех пионеров о проделанной работе. С этой целью в отряде можно провести анкетирование. Ответы ребят помогут глубже проанализировать результаты деятельности коллектива.

Следует заранее позаботиться об оформлении места сбора, пригласить друзей отряда.

Педагог-организатор вместе с классным руководителем должны оказать серьезную помощь совету отряда в подготовке отчета.

Отчитывается от имени совета отряда председатель, его выступление обычно дополняют члены совета отряда. Желательно, чтобы отчет был кратким, деловым. После отчета идет его обсуждение, в котором принимают участие и пионеры, и гости.

Ни в коем случае нельзя свести отчет к перечню всего, что произошло в отряде, смешивая и внеклассную работу, и пионерские дела. В отчете необходимо вычленить то, что было запланировано и осуществлено пионерской организацией. То, что было коллективно намечено и воплощено. Иначе говоря, идти надо от того, что было задумано на сборе коллективного планирования.

Форму отчета можно выбрать любую. Однако любое содержание можно загубить и не донести до ребят, если оно облечено в скучную, монотонную форму. Всякого рода доклады и выступления, а тем более по написанному тексту слушаются без интереса, навевают уныние и общую скуку.

Пионерам очень важно на сборе увидеть и услышать оценку всему сделанному со стороны: от взрослых, с которыми вместе довелось трудиться, путешествовать, от родителей, от почетных пионеров.

И еще очень важный момент. Не забыть на отрядном сборе отметить и поддержать наиболее активных ребят, интересные инициативы и проекты.

Вторая часть сбора – выборы совета отряда. Педагогу-организатору необходимо напомнить ребятам правила и порядок выборов совета отряда, дать краткую характеристику его основных функций, рассказать о задачах работы отряда в предстоящем учебном году.

Количественный состав совета отряда утверждается открытым голосованием. Он может быть разным в зависимости от возраста пионеров, особенностей деятельности и традиций отряда. Состав совета отряда должен ежегодно обновляться, чтобы как можно больше ребят получили навыки руководства коллективом. Но некоторые пионеры могут быть повторно избраны в совет отряда.

Продолжительность сбора – не более часа.

Отчетно-выборный сбор дружины.

Отчетно-выборный сбор дружины – это не только итог ее деятельности за год, но и завершающий этап отчетно-выборной кампании. Ко времени его проведения подведены итоги работы отрядов, выбраны советы отрядов, накоплена разнообразная информация, которая позволяет педагогу-организатору и совету дружины глубже проанализировать результаты работы за отчетный период, наметить перспективы дальнейшего улучшения деятельности дружины.

Собрать и осмыслить информацию о работе дружины и отрядов за год помогает педагогу-организатору и активу непосредственное участие в отчетно-выборной кампании. Необходимо организовать такую подготовку к дружинному сбору, которая даст ребятам полное и наглядное представление о делах дружины, привлечет их внимание к наиболее важным вопросам, вызовет у многих желание высказать свое мнение.

Отчет готовит, обсуждает и утверждает совет дружины. Важно, чтобы в отчете были раскрыты все основные аспекты руководства совета дружины отрядами, содержалась оценка работы отрядов, были подведены основные итоги деятельности дружины во всех направлениях. Отчет – не сухое перечисление цифр и фактов, а конкретный рассказ о делах дружины за год.

В сборе участвуют все пионеры. С отчетом выступает председатель совета дружины, его дополняют члены совета дружины, руководители штабов, клубов.

Вторая часть сбора – выборы нового состава совета дружины.

Совет дружины – это тоже коллектив. Он должен быть достаточно мобильным и с прочными внутриколлективными контактами, с возможностью постоянного дискуссионного общения.

Выдвижение кандидатур – дело ребят. Только они сами могут назвать подлинных, неформальных лидеров. И не надо мешать им. Не надо навязывать одни и те же имена любимцев, в основном отличников, в основном девочек. Не надо бояться, что из одного отряда предложат сразу двоих, а из другого – ни одного. Пусть процесс этот будет естественным, все идет от жизни.

 

Совет отряда

Совет отряда избирается сроком на один год. При распределении обязанностей между членами совета отряда важно учесть организаторский опыт активистов, их интересы, а также специфику данного пионерского коллектива, сложившиеся традиции отряда, которые могут быть связаны, например, с участием в работе по созданию школьного музея.

Председатель совета отряда под руководством педагога-организатора организует текущую работу совета и выполнение его решений, подготовку и проведение сборов отряда, заседаний совета отряда и массовых пионерских дел. Он также представляет отряд при обсуждении его работы в совете дружины, устанавливает связь с другими пионерскими коллективами. Председатель совета отряда работает в тесном контакте с ученическим самоуправлением, опирается на педагогическую помощь классного руководителя.

Распределение обязанностей в советах отрядов отличается своеобразием, зависит от особенностей их работы.

Функции совета отряда достаточно многообразны. Они отражают разностороннюю деятельность отряда по выполнению поставленных перед ними задач. Главная забота совета отряда – включить каждого пионера в коллективную деятельность, помогая ему приобрести организаторские навыки и умения.

Совет отряда организует текущую работу пионеров. Он готовит и проводит сборы, линейки, походы и другие массовые отрядные дела, для реализации которых создает советы дела или поручает определенные части общей работы пионерам.

Совет отряда имеет право сам поощрять пионеров и представляет кандидатуры для поощрения совету дружины.

Совет отряда имеет свою газету. Он представляет свой коллектив в совете дружины, отчитывается, если необходимо, о своей работе на заседаниях совета дружины. Он отвечает за то, чтобы план работы отряда и все решения сборов выполнялись качественно и в срок.

Желательно, чтобы совет отряда вел дневник, в котором отражаются самые важные в жизни коллектива события и наиболее значимые пионерские дела, записываются основные решения.

Совет отряда работает оперативно. На его заседаниях (деловых и кратких по времени) рассматриваются конкретные вопросы жизни коллектива отряда, выполнение намеченных планов, подготовка и проведение пионерских дел.

Заседания ведет председатель совета отряда или в его отсутствие один из членов совета отряда.

Члены совета отряда становятся хорошими организаторами и руководителями своего пионерского коллектива, если они прислушиваются к мнению всех ребят, чувствуют общее настроение, отстаивают интересы отряда.

Совет дружины

Совет дружины избирается сроком на один год. Он является постоянно действующим коллективным органом самоуправления пионеров. Совет дружины самостоятельно определяет свою внутреннюю структуру, создает необходимые для организации разнообразных дел штабы, советы дела. При этом учитываются сложившиеся опыт и традиции дружины, конкретные условия деятельности совета дружины. Жесткий шаблон здесь неприемлем, так как нет двух абсолютно одинаковых пионерских коллективов.

Председатель совета дружины под руководством педагога-организатора выступает организатором всей текущей работы членов совета дружины.

Члены совета дружины выступают в качестве организаторов мероприятий; трудовых дел, спортивной работы. Они возглавляют совет вожатых октябрят, редколлегию дружинной газеты. Однако пионеры, ответственные за работу штабов, клубов могут и не входить в состав совета дружины, а работать под его руководством.

Важно наладить деловое сотрудничество членов совета дружины и членов школьного самоуправления по каждому направлению деятельности коллектива учащихся и пионеров.

Кроме постоянных обязанностей, каждый член совета дружины выполняет различные временные поручения: участвует в подготовке дружинных массовых мероприятий, помогает отрядам организовать то или иное конкретное дело и др. Таким образом, члены совета дружины являются организаторами всей жизни пионерского коллектива.

Функции совета дружины охватывают все направления разносторонней деятельности пионерской организации.

Совет дружины направляет работу отрядов, готовит и проводит дружинные сборы и линейки, массовые пионерские дела в своей школе. Совместно с органами ученического самоуправления участвует в воспитательной работе с детьми и подростками по месту жительства. Совет дружины создает разновозрастные объединения пионеров, различные советы пионерских дел, организует школу пионерского актива.

Пионерская комната (или уголок) – своеобразный штаб совета дружины. В ней обычно проводятся его заседания и занятия с выборным пионерским активом. Здесь хранится знамя дружины. Совет дружины имеет свой план работы, который согласуется с директором школы.

Совет дружины поощряет пионеров за высокую активность.

Совет дружины пользуется заслуженным авторитетом и уважением в пионерском коллективе, если его отличает четкий, оперативный стиль работы. Он собирается регулярно один раз в неделю, как правило, в одно и то же время. На заседаниях распределяются задания между отрядами, оценивается работа различных объединений пионеров, решаются и другие вопросы жизни пионерского коллектива.

Могут созываться и экстренные заседания совета дружины, если требуется немедленное решение того или иного вопроса. Проводятся и так называемые выездные заседания, когда весь совет дружины приходит в пионерский отряд, клуб или кружок, чтобы обобщить опыт, помочь ребятам в решении трудных вопросов, которые возникают в процессе работы.

По каждому из обсуждаемых на совете дружины вопросов принимаются решения. О наиболее важных из них помещается информация в уголках или на стендах.

Наиболее успешно члены совета выполняют свои функции, если объединены в дружный, сплоченный коллектив. Опытные педагоги стремятся проводить вместе с членами совета дружины туристические походы, экскурсии и т.д. ребята вместе отмечают дни рождения. Такое общение сплачивает членов совета дружины, способствует приобретению разнообразных умений и навыков.

 

 

Приложение 1

(Разработала Ягницина Е.М. методист центра внешкольной работы Брестского района)

«Сбор – это праздник!»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...