Принципы деятельности Правительства РФ
Конституция РФ не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Согласно ст. 3 Закона о Правительстве Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Принцип - это исходное положение, основа устройства, главное правило деятельности. Принципы, содержащиеся в правовых актах, представляют собой нормы - принципы. Им присущи: а) закрепление сущностных характеристик правового явления; б) длительное существование; в) устойчивая нормативная ориентация субъектов права; г) базовая роль для других правовых норм. В ст. 3 Закона о Правительстве закреплены основные, а не все принципы деятельности Правительства РФ. Их семь, они типичны и применимы как к его деятельности, так и к деятельности других органов исполнительной власти, а также иных органов государственной власти. Выделение принципов в отдельную статью свидетельствует об их значении как разновидности правовых регуляторов. Помещение ст. 3 в первой главе Закона о Правительстве призвано отразить ее место в структуре Закона о Правительстве и влияние на содержание других статей. Соизмерение последних с нормами - принципами способствует их правильному формулированию и смысловому единству, позволяет избегать противоречий, а также ошибок в правоприменении. Принципы получают более развернутое нормативное выражение в последующих главах и статьях Закона о Правительстве. При сомнениях в толковании норм принципы могут служить содержательным критерием их оценки.
Ввиду высокого статуса Закона о Правительстве как Федерального конституционного закона, принципы, содержащиеся в ст. 3 Закона о Правительстве, служат обязательным нормативным ориентиром для других законов, особенно для тех, которые регулируют правовое положение и деятельность органов исполнительной власти. Такое "жесткое" нормативное воздействие обусловлено п. 3 ст. 76 Конституции РФ - федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Формула "Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется" означает признание перечисленных далее принципов в качестве главного, обязательного нормативно - правового регулятора. Именно принципы служат своего рода исходной базой для: а) принятия любых решений; б) совершения различных действий; в) подзаконного правительственного правотворчества; г) применения Правительством РФ законов. С этими принципами должны соизмеряться как совершаемые, так и планируемые, предполагаемые акты и действия Правительства РФ. Из смысла ст. 3 Закона о Правительстве следует, что принципы распространяются на всю деятельность Правительства РФ. Это означает, что ими охватываются все виды деятельности, осуществляемые с помощью документов, правовых актов, в организационных и иных формах. Принципами надлежит руководствоваться не в отдельных, а во всех сферах, отнесенных к компетенции Правительства РФ согласно ст.ст. 12 - 23 Закона о Правительстве. Отступление от принципов либо их неприменение в тех или иных сферах недопустимы. Рассмотрим эти принципы более подробно. Принцип верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов означает устойчивую ориентацию Правительства РФ на законоисполнительную деятельность. Наиболее отчетливо она выражена в ст. 4 Закона о Правительстве, а также в статьях о правовой основе деятельности Правительства РФ (ст. 7), о его полномочиях (ст.ст. 13 - 15, 22 Закона о Правительстве). Во многих тематических законах, регулирующих разные сферы государственной жизни, четко отражена законоориентированная деятельность Правительства РФ - в федеральных законах о связи, о недрах, об образовании, об обороне, о безопасности, о государственной границе и др. Тем самым выявляется строгая связь между полномочиями и их конституционно-законодательной основой.
Верховенство Конституции РФ и законов обеспечивают нормы ст. 23 Закона о Правительстве, где четко установлен подзаконный характер актов Правительства РФ. В соответствии с этим Правительство РФ обязано во исполнение норм Закона о Правительстве, во-первых, принимать свои акты; во-вторых, вносить в свои акты изменения либо отменять их; в-третьих, готовить проекты федеральных законов; в-четвертых, контролировать соблюдение законности в деятельности министерств и иных органов исполнительной власти. Конституционные процедуры взаимоотношений Правительства РФ с Президентом РФ и Федеральным Собранием РФ строго очерчивают контуры их связей в различных ситуациях. Вместе с тем необходимо отметить, что далеко не всегда Правительство РФ действует строго в русле положений Конституции РФ и законов. Такая практика должна быть изменена в соответствии со смыслом ст. 3 Закона о Правительстве. Принцип народовластия служит одним из способов реализации общего конституционного принципа народовластия (ст. 3 Конституции РФ). Речь идет об обеспечении демократического характера деятельности Правительства РФ путем всемерного учета интересов населения и общественного мнения, взаимодействия с общественными организациями. В состав госорганов могут включаться ученые, специалисты, представители общественных организаций (абз. 8 ст. 16 Закона о Правительстве, ст. 17 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об общественных объединениях", ст. ст. 15, 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"), создаются координационные и совещательные органы (ч. 8 ст. 12 Закона о Правительстве), подлежат рассмотрению обращения органов местного самоуправления.
Как видно, содержание данного принципа раскрывается и в других законах. Такая строгая регламентация призвана направлять деятельность Правительства РФ в демократическое русло. Игнорирование либо ограничение принципа народовластия ведет к ослаблению связей Правительства РФ с населением и уменьшению его общественной поддержки. Между тем социальный потенциал этого принципа и его нормативно-правовая урегулированность должны быть использованы в полной мере, как в деятельности Правительства РФ, так и в деятельности иных органов исполнительной власти - федеральных и субъектов Федерации. Тут особенно важен "пример" Правительства РФ. Принцип федерализма в деятельности Правительства РФ означает его стабильную ориентацию на реализацию интересов, как РФ, так и ее субъектов, на обеспечение прав последних, строгий учет федеральных аспектов при принятии правовых актов и совершении иных действий. Это - императив для всей деятельности Правительства РФ. Данный принцип имеет прочное конституционное основание. Достаточно сослаться на ст.ст. 1, 5, 11, 77, 78 Конституции РФ о федеративном устройстве нашего государства и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, о построении системы исполнительной власти и взаимной передаче полномочий ее звеньями. Эти нормы должны как бы пронизывать все решения и действия Правительства РФ. Принцип разделения властей в деятельности Правительства РФ означает его построение и деятельность как одной из ветвей государственной власти. Оно самостоятельно в своих действиях и одновременно взаимодействует с другими ветвями государственной власти, защищено от вмешательства иных видов государственных органов и, в свою очередь, не должно вторгаться в их компетенцию. Конституционное закрепление принципа разделения государственной власти (ст. 10) сочетается с определением статуса федерального Правительства, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ) и возглавляющего единую систему исполнительной власти (ст. 1 Закона о Правительстве).
Именно для обеспечения реализации этого статуса Правительства РФ в Законе о Правительстве выделены специальные главы - о взаимоотношениях с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, с органами судебной власти. Принцип ответственности Правительства РФ означает его "правовую связанность" и организационную и функциональную подотчетность. Федеральное Правительство несет ответственность перед Президентом РФ, которая выражается в сложении перед вновь избранным Президентом РФ своих полномочий, в принятии Президентом РФ решения об отставке Правительства РФ, об освобождении от должности Председателя Правительства РФ, его заместителей и министров. Правительство РФ информирует Президента РФ о своей текущей деятельности, выполнении законов и указов. Государственная Дума РФ может выразить недоверие Правительству РФ в рамках конституционной процедуры (ст. 117). В распорядке ее деятельности еженедельно предусматривается "правительственный час" для информации членов Правительства РФ. Парламентские слушания, обращения депутатов к министрам дают возможность оценивать деятельность последних и получать информацию. В общем русле данной тенденции находится принятие по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" в ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 114 Конституции РФ о предоставлении Государственной Думе РФ полномочия по заслушиванию ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой РФ. Не внося принципиальных изменений в общий баланс исполнительной и законодательной власти на федеральном уровне, данная новелла направлена на обеспечение их взаимодействия, создает процедурные условия для более системной оценки деятельности Правительства РФ Государственной Думой РФ, что, в частности, является необходимым условием для решения вопроса о доверии Правительству РФ. Принцип гласности в деятельности Правительства РФ означает обеспечение открытости и доступности информации о его решениях и действиях. Систематическое информирование населения является обязанностью Правительства РФ ввиду значимости его актов для страны, для всех граждан. Оно должно быть по возможности полным, всесторонним, охватывающим разные сферы деятельности Правительства РФ. Это не исключает, разумеется, закрытости информации, представляющей государственную тайну.
Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности федерального Правительства РФ произволен от конституционных положений о человеке как высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ), о праве граждан участвовать в управлении делами государства, о правах и свободах человека и гражданина, как непосредственно действующих и определяющих деятельность исполнительной власти (ст. 18). Данный принцип означает приоритетную ориентацию Правительства РФ на обеспечение прав и свобод граждан во всех сферах своей деятельности. Для этих целей используется комплекс средств. В ст. 16 Закона о Правительстве определены полномочия Правительства РФ по реализации трудовых прав граждан, прав на охрану здоровья, по решению проблем семьи, в ст. 18 - по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Статья 19 специально посвящена полномочиям Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан. Здесь налицо внутренняя связь общих и конкретных норм Закона о Правительстве. Итак, деятельность Правительства РФ строится на основе подлинно демократических принципов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|