Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ПРАВИТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ





ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития российского общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, одним из признаком которого является принцип разделения властей.

Данная работа посвящена изучению особенностей Правительства Российской Федерации.

Актуальность исследования темы деятельности Правительства Российской Федерации обусловлена тем, что Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган, что обусловливает его руководящее местоположение и роль в системе органов исполнительной власти и, соответственно, субординационные отношения (власти и подчинения) с другими исполнительными органами в Российской Федерации. Функции и полномочия, организация, формы и методы деятельности Правительства олицетворяют одно из направлений осуществления государственной власти, принадлежащей народу.

В советское время сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С созданием правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей, его проблематика приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Объектом исследования работы являются общественные отношения, возникающие в ходе реализации деятельности Правительства Российской Федерации.

Предметом исследования является нормативные акты, регламентирующие деятельность Правительства Российской Федерации.

Основная цель данной работы состоит в изучении особенностей деятельности Правительства Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели были поставлены следующие задачи: изучение места Правительства в системе органов исполнительной власти РФ; состав порядок формирования Правительства РФ; полномочия Правительства РФ; основания и порядок отставки Правительства РФ; нормативно-правовые акты, принимаемые Правительством РФ.



Проблемы изучения деятельности Правительства Российской Федерации нашли свое отражение в работах таких ученых как Алексеева С.С., Венгерова А.Б, Баглай М.В., Чиркин В.Е. , Юрлов Н. Ф. ,Страшун Б. А. и других.

При написании работы были использованы сравнительно-правовой, логико-теоретический и конкретно-исторический методы, а также структурно-функциональный анализ.

Исследование деятельности Правительства Российской Федерации имеет теоретическую и практическую значимость для правоприменительной деятельности.


 

ПРАВИТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ

 

Конституция РФ в ст.10 определила, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, провозгласив таким образом принцип разделения властей.

Согласно ст.10 Конституции РФ «Государственная власть в республике осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную».

Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках или в рамках одного политического института.

В России государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

В Советском государстве принцип разделения властей, как и многие другие правовые принципы, отрицался как неприемлемый. Формально, по Конституции, вся власть принадлежала народу и осуществлялась им через Советы народных депутатов, которые составляли политическую основу СССР.

До принятия новой Конституции РФ к числу органов государственной власти относились только Советы народных депутатов. Вся концепция советского народовластия строилась на искусственной и утопичной в своей первоначальной основе «концепции» о Советах якобы соединяющих и воплощающих в себе полновластие, законодательную и исполнительную власть, а также контрольные функции.

По Конституции 1978г. Президент РФ являлся высшим должностным лицом РФ и главой исполнительной власти. По Конституции 1993г. статус Президента РФ серьезнейшим образом изменился. С провозглашением и утверждением государственной самостоятельности России разделение властей стало конституционным принципом.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. подразделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную и закрепляет за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. Законодательная власть вверяется высшему представительному органу- парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители - депутаты. Исполнительная власть, которая принадлежит Президенту и правительству, формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Разделение властей воплощается таким образом, в сложной системе «сдержек и противовесов», во взаимном контроле всех ветвей власти.

Особое место занимает в системе «разделения властей» Президент - он является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованную работу всех государственных органов. Но главное в функции Президента - согласование деятельности всех органов в проведении основных направлений политики государства.

Содержание разделения властей, как принципа организации и функционирования государственной власти включает:

четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами;

независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;

обеспечение в схеме государственной власти механизма, взаимного уравновешивания, сдерживания всех ветвей власти и контроля;

гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации;

социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.

Исполнительная власть - власть правоприменительная, на которую возлагаются функция исполнения принимаемых законодательной властью законов. Исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Главное назначение исполнительных органов - исполнение законов, их реализация. Кроме исполнения законов, органы исполнительной власти занимаются также распорядительной деятельностью, издают нормативные акты во исполнение законов. Президент, правительство, министры имеют право издавать нормативные акты, регулирующие важнейшие сферы жизни.

Правительство - это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной. Правительство представляет исполнительную власть на федеральном уровне. Под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

Согласно ст.110 Конституции РФ исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Состав Правительства РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти следующие: взаимоотношение с Председателем Правительства России; определение состава и структуры федеральных органов исполнительной власти; определение их соподчиненности.

Правительство Российской Федерации включает в себя: Министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Так, в настоящее время в РФ действуют 16 федеральных министерств, 35 федеральных служб и 24 федеральных агентства. Основным различием между данными субъектами административного права является отнесение к компетенции министерств нормотворческой функции, а также административное курирование подведомственных служб и агентств. Федеральные службы осуществляют надзор за правоприменением субъектами того же административного права действующего законодательства в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства, а агентства, в свою очередь, выступают «финансистами» всей деятельности, подведомственной федеральным министерствам.

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Исполнительные органы государственной власти осуществляют исполнительно- распорядительную деятельность, властные полномочия в отношениях других организаций, граждан, наделены оперативной самостоятельностью, имеют постоянные штаты, подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти. Они образованы в соответствии с законодательством, наделены правом выступать по поручению государства

Органы исполнительной власти или, как их часто называют, органы государственного управления являются органами, осуществляющими государственное управление. Они располагают вспомогательными государственными учреждениями, которые входят в аппарат управления, и осуществляют подготовку, принятие и реализацию актов управления.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.