Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, предмет, методология и источники науки конституционного права: анализ учений. Конституционное право как учебная дисциплина




К предмету науки российского конституционного права относятся:

1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;

2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права России, в том числе в сфере местного самоуправления;

3) практика реализации норм конституционного права;

4) история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы.

Таким образом, наука конституционного права России это отрасль правоведения, которая изучает конституционно- правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания.

Исходя из своего предмета, наука конституционного права выполняет ряд функций. К их числу относится прогностическая функция, направленная на осуществление квалифицированного анализа государственно-правовых тенденций, прогнозирования оптимальной модели властных отношений, соответствующей публичным интересам общества.

Другой важной функцией науки конституционного права, присущей и другим наукам, является познавательная функция, обеспечивающая исследование (познание) политических и конституционных институтов, что в итоге приводит к повышению уровня правовой культуры специалистов-юристов и населения в целом.

Практически-прикладная функция помогает применять конституционно-правовые знания при функционировании государственных институтов, органов местного самоуправления, политических партий, других общественных объединений. Широкое использование рекомендаций, выводов и предложений исследователей-правоведов позволяет повысить качество всей государственной деятельности, и не только правотворчества.

И наконец, следует назвать коммуникативную функцию этой науки, информационное содержание которой способствует эффективной совместной деятельности различных органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, граждан и других участников конституционных отношений, правильному пониманию их истинных целей, намерений.

Наука конституционного права России включает в себя следующие разделы:

– исследование соответствующего понятийного аппарата;

– учение о конституции в ее историческом развитии;

– сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ;

– системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя;

– изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, закрепления, гарантирования и реализации прав и свобод человека и гражданина;

– анализ формы правления и государственного устройства РФ, тенденций развития отечественной государственности.

Российская наука конституционного права основывается на данных общественных наук (политической экономии, философии и др.), которые носят методологический характер, тесно связана с отечественной историей государства и права, изучающей процесс исторического становления и развития институтов российской государственности. Она взаимодействует с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права согласно Конституции РФ включены в российскую правовую систему и имеют приоритет над внутренним законодательством.

Методы науки показывают, как, каким способом она исследует (познает) свой предмет. Любая наука имеет общефилософскую и общенаучную методологию. Наука конституционного права использует разнообразные методы познания, апробированные практикой: системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический и др.

Системный метод дает возможность обеспечить целостное и достаточно полное восприятие тех или иных явлений и процессов, проанализировать институт (проблему) в контексте разнообразных социальных отношений, как часть целого в системе права или конституционного права, выявить характер (тип) связи между ними. Он опирается на логический прием "расчлененного целого", широко использует такие понятия, как "элемент", "структура", "система", "функция", "целостность".

Исторический метод позволяет прояснить процессы возникновения и становления конституционных идей, норм, отношений, в том числе как анализируемое явление появилось, развивалось и чем является в данный период. Знание исторических фактов способствует лучшему пониманию закономерностей и тенденций развития в конституционно-правовой сфере, выяснению связей с современностью. Большое значение имеет привлечение отмененных актов, материалов обсуждений законопроектов, а также учет совокупности всех действовавших в тот период социально-исторических факторов. Историзм как принцип и метод научного познания обеспечивает связь прошлого (исторического) с настоящим (современностью).

Формально-юридический метод направлен на выявление и уяснение смысла нормативных источников, содержащих нормы права, прежде всего законов. Принципиальное значение имеет правильное понимание специальных понятий и терминов и их интерпретация, недопущение двусмысленных трактовок.

Сравнительно-правовой (компаративный) метод на основе сопоставления конкретных норм и институтов различных стран делает возможным выявление общего и особенного в их возникновении и функционировании, показ позитивных и негативных черт (свойств). В условиях глобализации социально-экономических и политических процессов роль данного метода возрастает.

Социологический метод многообразен и связан с проведением опросов граждан, других категорий физических лиц, переписей населения, интервью, осуществлением анкетирования. В результате его применения изучаются общественное мнение, правовое сознание различных слоев (в том числе специалистов-юристов, депутатов, политиков), эффективность норм и институтов конституционного права. Этот метод исследует материал прежде всего на основе конкретного эмпирического опыта. Так, во второй половине 90-х гг. прошлого века во многом благодаря этому методу были осмыслены результаты эксперимента по введению упрощенной системы налогообложения муниципальных образований, проводившегося в Новгородской области, а также по учреждению института мировых судей в Архангельске, Владивостоке, Омске, Самаре.

Эти и иные методы могут быть использованы не только в конституционном праве, но и других отраслях правоведения и обществоведения.

Источники науки конституционного права связаны с предметом этой отрасли знания и по содержанию разнообразны. Их можно подразделить на четыре группы.

1. Труды отечественных и зарубежных правоведов, а также работы политологов, социологов, философов, историков, относящиеся или связанные с предметом конституционного права. Они представлены в таких научных изданиях, как индивидуальные и коллективные монографии, журнальные статьи, альманахи (ежегодники) научных статей, ученые записки вузов, научных организаций, материалы научных и научно-практических конференций (совещаний, семинаров, симпозиумов). Особое значение имеют диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук, а также авторефераты диссертаций.

 

2. Нормативные источники, содержащие нормы конституционного права: Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, конституционные и другие законы, акты исполнительных органов государственной власти, международные и внутригосударственные договоры, принятые и введенные в действие в установленном порядке.

3. Официальные документы: послания президентов, законопроекты, проекты ведомственных актов и правоприменительных решений, стенограммы заседаний представительных (законодательных) органов государственной власти, совещаний глав государств, правительств, председателей высших (верховных) судов, ранее отмененные нормативные акты, являющиеся памятниками права (например, Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг.). Существенное значение имеют архивы государственных органов и органов местного самоуправления.

4. Практика реализации норм конституционного права и деятельность институтов публичной власти, субъектов конституционного права, в том числе политических партий. Одна из важных задач исследователей как раз и состоит в критическом анализе конституционных, политических процессов, протекающих в сфере осуществления государственного строительства, публичной власти. Объективная оценка практической деятельности (в том числе результатов правореализации) позволяет выяснить позитивные и негативные стороны, прогнозировать сложные и противоречивые явления правовой и общественно-политической жизни, обобщить и осмыслить накопленный опыт, исправить ошибки, устранить недостатки.

Под источниками науки понимаются все те материалы, которые отражают процесс развития какого-либо явления, содержат данные, позволяющие познать его характер и содержание. Отсюда источниками науки конституционного права выступают все материалы, позволяющие судить о содержании, характере, основных направлениях эволюции конституционного права как отрасли, регулируемых ею общественных отношениях, тенденциях их развития.

Все источники науки конституционного права по специфике содержащихся в них сведений подразделяются на несколько видов: нормативные и теоретические, результаты социологических исследований и практики деятельности государственных органов.

Нормативные источники

Сюда относятся Конституция РФ, конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы, иные нормативные акты и акты исполнительных органов (в том числе указы Президента), нормативные акты бывшего Союза ССР в части, не противоречащей российскому законодательству.

Осмысляя нормативные источники, наука анализирует заложенные в них концепции, сравниваете нормами, действовавшими ранее, комментирует порядок применения существующих нормативных правил, формулирует предложения о совершенствовании конституционного законодательства.

Источниками науки конституционного права являются также конституции и законодательные акты зарубежных стран.

Судебные источники

Это прежде всего постановления и определения Конституционного Суда РФ, в которых дается анализ проблем, вытекающих из конституционных принципов суверенитета Российской Федерации, народовластия, прав человека и гражданина, обеспечения единства, разделения и взаимодействия государственной власти, защиты федеративного устройства, обеспечения реального осуществления местного самоуправления. Важное значение имеет толкование Конституции РФ Конституционным Судом.

Источниками науки являются и решения иных судов, особенно по вопросам защиты конституционных прав граждан, нормоконтроля.

Теоретические источники

Сюда относятся груды отечественных и зарубежных ученых, созданные ими концепции. Любая наука развивается на базе ранее сформулированных выводов. Они используются по двум основным направлениям:

критический анализ выдвигавшихся концепций;

применение тех из них, которые по каким-то причинам остались нереализованными, но заслуживают внимания в новых условиях.

Дело в том, что ученые различных эпох и стран объективно применяют разные концептуальные подходы; их выводы могут не только не совпадать, но даже быть противоположными. Осмысление последних — важный фактор развития науки.

Результаты социологических исследований

Как источник науки конституционного права социологические исследования имеют сравнительно недолгую историю, но получить достоверную информацию и спрогнозировать будущее без их результатов вряд ли возможно. В конституционном праве социологические исследования применяются в любых аспектах, причем их использование сближает конституционное право с социологией и политологией.

Практика деятельности государственных органов

Знания, полученные наукой конституционного нрава, нуждаются в проверке их истинности. Кроме того, сама наука развивается, опираясь на практику деятельности государственных органов в конституционной сфере, на практику реализации конституционных норм. Взаимосвязь науки конституционного права и практики двойственна: с одной стороны, практика ставит перед наукой конкретные задачи, с другой — наука способна формулировать выводы практического свойства. Отсюда опыт практической деятельности государства, его органов — важнейший источник науки конституционного права.

К источникам науки конституционного права относятся также выступления руководителей государства, депутатов, публикации конституционно-правового характера в периодической печати. Причем при проведении исследований анализируется весь комплекс источников. В противном случае можно получить односторонние результаты в ущерб объективной истине.

Методы науки конституционного права

Наука конституционного права использует определенную совокупность методов, вырабатывает специальную методологию.

Методология есть учение об основных способах познания объективной реальности и методах исследования материального мира. Me- mod — совокупность, система приемов, правил, при этом применяемых. Все методы науки подразделяются на общие и частные. Общенаучные методы одинаковы во всех отраслях права, они изучаются в курсе теории государства и права. Мы же остановимся на характеристике частнонаучных методов и подходов, наиболее часто используемых наукой конституционного права.

Исторический подход

Отрицание без тщательного изучения всего того, что имелось в прошлом, неизбежно приводит науку к ложным выводам, лишающим общество возможности нормального развития. Поэтому наука конституционного права рассматривает конституционно-правовые (государственно-правовые) нормы в их историческом развитии, выявляет преемственность в конституционном регулировании, изучает те тенденции своего развития, которые по каким-то причинам оказались проигнорированными.

Системно-структурный анализ

Практически каждый правовой институт имеет собственную структуру и является элементом более широкой структуры. Например, конституционный статус гражданина состоит из совокупности зафиксированных конституцией его прав, свобод и обязанностей, и в то же время он часть, элемент более широкого института — правового положения личности. В ходе системно- структурного анализа устанавливаются структурные элементы какого-либо объекта, своеобразие каждого из них, связи между этими элементами, придающие исследуемому феномену целостность.

Сравнительный подход

При изучении проблем государства и права важную роль играет сравнение действующих институтов или структур с предшествовавшими им, отечественного конституционного права и зарубежного. Сравнению подлежат и сами конституционно-правовые институты, и практика реализации входящих в них правовых норм, результаты их воздействия на общественные отношения.

Конституционное право как отрасль является составной частью правовой системы Российской Федерации, а потому наука изучает положение, место, занимаемое конституционным правом в правовой системе, его соотношение и взаимосвязь с другими отраслями права.

Социологический метод

Он нацелен на анализ процессов реализации конституционных норм, поведения людей, их отношения к тем или иным правовым установлениям. Применяется он также при исследовании деятельности органов государственной власти, народных депутатов, органов исполнительной власти. С помощью этого метода можно получить данные, которые в определенной степени обеспечивают выработку наиболее оптимального законодательства, корректировку деятельности государственных органов.

Статистический метод

Данный метод необходим для выявления эффективности действия конституционно-правовых норм, их влияния на общественно-политические процессы, поведение граждан и других субъектов правоотношений. Количественные показатели хотя и не всегда, но все же имеют значение при исследовании процессов реализации конституционно-правовых норм, позволяют сделать необходимые выводы.

Конституционное право как учебная дисциплина. Наука конституционного права и соответствующий учебный курс, как уже отмечалось, с одной стороны, очень близки и во многом совпадают по содержанию, поскольку в основе учебной дисциплины лежит данная наука; а с другой — существенно отличны друг от друга, ибо решают качественно различные задачи своеобразными путями и методами. Отличие состоит прежде всего в том, что учебный курс конституционного права по своему содержанию носит значительно более узкий характер, нежели наука конституционного права. Ни один даже самый большой по выделенному количеству часов учебный курс не в состоянии вместить в себя весь огромный объем знаний, накопленный наукой конституционного права за столетия. По существу, в вузах изучаются лишь более или менее широкие основы конституционного права. Особенно наглядно большое различие в объемах знания между наукой и учебной дисциплиной проявляется в том, что наука призвана заниматься конституционным устройством более двухсот стран мира, а в учебном курсе (даже если в нем выделяется его особенная часть) обычно речь идет лишь о 10—15 странах, характер и уровень развития конституционного строя которых наиболее полно и рельефно способен отразить современное состояние конституционализма в мире.

Поскольку главной задачей науки является изучение действительности ради получения нового научного знания, то и изложение материала в ней носит исследовательский характер. В учебном курсе основная задача иная — помочь слушателям овладеть уже добытыми наукой знаниями и методами, средствами их получения. Поэтому и способ изложения материала здесь носит более обобщенный и рафинированный характер. Даже если взять общую часть курса конституционного права, в которой рассматриваются важнейшие конституционно-правовые институты безотносительно к той или иной конкретной стране, то нетрудно заметить, что наука конституционного права анализирует их значительно более широко, полно и глубоко по сравнению с соответствующей учебной дисциплиной.

В заключение рассмотрения данного вопроса попытаемся хотя бы кратко и обобщенно ответить на вопрос: почему необходимо и важно изучать курс конституционного права? Во-первых, данный курс имеет большое познавательное значение. Он позволяет значительно расширить общий и профессиональный кругозор каждого его изучающего прежде всего за счет научного анализа таких важнейших вопросов жизни личности и общества, как народовластие, демократия и пути ее реализации, права и свободы человека и гражданина, гражданское общество, правовое государство, социальное государство, разделение властей, парламентаризм, авторитаризм, тоталитаризм, федерализм, автономия и местное самоуправление, гражданство, и многих других. Конечно, любой учебный курс, имея свою «нишу» в системе подготовки специалиста-юриста, расширяет кругозор слушателя, ибо несет новое для него знание. Но и при этом нельзя не видеть особой значимости курса конституционного права, определяемой в первую очередь значимостью объекта его изучения — конституций, конституционного права, регулирующих фундаментальные основы государственной и общественной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...