Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права. Место конституционного права в системе права России
Конституционное право России как отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с основами правового статуса личности, государственным и общественным устройством России.
Конституционное право, как и любая другая отрасль права, характеризуется своим предметом и методом правового регулирования.
Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые воздействуют нормы данной отрасли.
Предмет отрасли конституционного права составляют следующие сферы общественных отношений:
≈ основы конституционного строя России (в которых выражается качественная характеристика государства - суверенитет народа и формы его осуществления, принципы государственного устройства и разделение властей, социальный и светский характер государства, идеологическое многообразие, подчинение государственной и общественной жизни конституции и законам);
≈ взаимоотношения между государством и личностью (основные права и обязанности личности, определяющие правовые основы статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан на территории России, права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации, правовое положение общественных объединений);
≈ территориальное устройство государства и федеративные отношения (федеративное устройство России, состав и компетенция её субъектов, исключительная компетенция федерации и предметы совместного ведения федерации и субъектов федерации, верховенство федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.);
≈ организация и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления: Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, органов судебной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, системы местного самоуправления.
≈ основы государственной политики в различных областях общественной жизни (экономика, право, образование, наука, культура, здравоохранение, международные отношения, оборона, безопасность и др.).
Предмет конституционного права по сравнению с другими отраслями имеет свои особенности. Во-первых, он охватывает общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как предмет других отраслей составляют общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Во-вторых, к его предмету относятся только те отношения, которые являются основополагающими, базовыми в каждой из указанной сфер. Поэтому конституционное право выступает ведущей базовой отраслью системы права России.
Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности, поэтому его называют государственным правом — основополагающей отраслью права.
Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.
Объект конституционных отношений - предмет, по поводу которого возникают правоотношения.
Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, кто в соответствии с правовыми нормами данной отрасли являются носителями определенных прав и обязанностей, т.е. являются субъектами конституционного права. Понятие «субъект конституционного права» относится к неопределенному кругу субъектов, обозначаемых видовым понятием (например, гражданин, субъект Федерации и т.п.). Понятие «субъект правоотношения» относится к субъекту-участнику конкретного правоотношения (например, гражданин Иванов Владимир Петрович, г. Москва и т.п.).
Субъектами конституционно-правовых отношений являются:
♦ физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);
♦ государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ);
♦ общественные объединения (партийные, профессиональные, любительские, религиозные и др.);
♦ общности людей (народ РФ, нации, народности, население области, края города, поселка и др.);
♦ органы власти (Парламент, Правительство РФ, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суды и др.);
♦ другие государственные органы (избирательные комиссии, Конституционное Собрание, Счетная палата, Совет Безопасности и др.);
♦ должностные лица (президенты, депутаты, министры, судьи, члены избирательных комиссий и др.);
♦ другие.
Содержание конституционно-правовых отношений является юридическая связь между субъектами правоотношения, которая выражается в том, что один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими обязанностями, или оба наделены взаимными правами и обязанностями, предусмотренными конституционными нормами. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти - подчинения».
Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений происходит на основе конституционно-правовых норм в связи с определенными обстоятельствами, которые имеют название юридические факты.
Необходимой предпосылкой конкретных конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.
Юридические факты - это события или действия, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они формулируются в гипотезах правовых норм. События происходят независимо от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин (например, рождение гражданина, достижение совершеннолетия и т.п.). Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания субъекта. Они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон. Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты представляют собой правомерные действия, совершаемые специально с целью возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений. Юридические поступки специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия. Развитие конституционно-правового отношения, как правило, обусловлено целой системой, цепью юридических фактов.
Конституционно-правовые отношения имеют свои особенности.
◆ они имеют особое содержание и предмет - возникают в особой сфере общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.
◆ их отличает особый субъектный состав, так как он включает таких субъектов, которые не могут быть субъектами других видов правоотношений.
◆ они характеризуются значительным разнообразием видов правовых отношений.
Классическим видом таких правоотношений являютсяконкретные конституционно-правовые отношения, которые возникают в результате реализации норм-правил поведения. В этом виде правоотношений четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.
Другим видом конституционно-правовых отношений выступают правоотношения общего характера, такие как реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций и т.п. В них конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.
Особым видом конституционно-правовых отношений являютсяправовые состояния. Их характеризует, с одной стороны, четкая определенность субъектов правоотношения, а с другой - неопределенность взаимных прав и обязанностей, которые выводятся из множества действующих конституционно-правовых норм. Например, состояние в гражданстве, состояние в качестве субъекта Российской Федерации.
В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: I) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.
Конституционно-правовые отношения такжеклассифицируются:
= по сроку действия - на постоянные (срок действия не является определенным) и временные;
= по назначению в механизме правового регулирования - на материальные и процессуальные;
= по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.
Основным способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Такой метод называется методом властеотношений.
Другим способом правового регулирования отрасли конституционного права является установление конкретных правомочий и обязанностей участников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др.
Особенностью метода конституционного права выступает закрепление в Конституции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает регулированию политико-правовой характер.
Конституционное право использует также такие способы воздействия на участников общественных отношений, как:
» дозволение ("каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации");
» запрет ("никто не может быть принужден к выражению своих мнений");
» обязывание ("каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы");
» управомочивание ("Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях");
Система российского права как единство и взаимосвязь его отраслей, естественно, имеет объективные основания. Но в то же время она подвержена сильному влиянию субъективных факторов, зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой законодатель и правоприменители, а также исследователи права. В своем конкретном построении система права может приобрести различные очертания. Виды отраслей права должны охватывать всю совокупность норм российского права, адекватно отражать общие и специальные закономерности их бытия и развития. Вопрос о системе права был и остается дискуссионным. Не потерял он своей остроты и в настоящее время. Более того, система российского права требует существенной корректировки, что обусловлено переходом к новой общественной системе, к смене акцентов в целях и задачах правового регулирования общественных отношений. Федеративный характер Российского государства и соответствующая система законодательства на федеральном и региональном уровнях еще более усложняют решение данной проблемы. Различие характера и уровней публичной власти неизбежно приводит к обособлению государственного и муниципального права, а в силу действия принципа разделения государственной власти в государственном праве формируются (либо уже сформировались) такие отрасли российского права, как парламентское; административное (регулятивное); судебное; охранительное; устанавливающее деликты (правонарушения) и соответствующие им меры юридической ответственности (см. схему).
Вершиной (фундаментом, ядром) российского права является конституционное право, имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера в их единстве.
В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|