Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История конституционного развития России




Россия вступила на путь конституционного развития в начале XX века с принятием в 1905-1906 гг. ряда государственных актов, имевших конституционное значение.

17 октября 1905 г. Николаем II был обнародован Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Манифестом учреждалась также Государственная Дума как бессословный орган, наделенный законодательными полномочиями.

Актом 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств головных управлений» была осуществлена реорганизация Совета Министров, преобразованного в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответственный только перед ним.

Положения Манифеста 17 октября 1905 г. послужили базой для принятия 23 апреля 1906 г. новой редакции Основных законов Российского государства, которые закрепили произошедшие в 1905-1906 гг. изменения в государственном строительстве России. Основные законы установили двухпалатную парламентскую систему, включавшую в себя Государственную Думу и Государственный Совет. Для избрания Г осударственной Думы вводилось избирательное право. Избирательным законом от 11 декабря 1905 г. к выборам привлекались широкие слои населения, хотя и на неравных условиях. Государственная Дума избиралась сроком на пять лет. Ей предоставлялось право утверждения всех законов. Депутаты не несли ответственности перед избирателями.

Государственный Совет имел те же права, что и Дума. Он рассматривал все законы, принятые Государственной Думой, и в случае их одобрения передавал законы на утверждение царю. Половина состава Государственного Совета назначалась царем. Другая половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, дворянских обществ, торговли и промышленности. По одному члену Государственного Совета выбирало каждое губернское земское собрание.

Эти конституционные акты привели к определенному ограничению власти самодержавного монарха. В то же время Основные законы сохранили сильную власть царя: во- первых, без его утверждения ни один закон не мог войти в силу; во-вторых, изменение Основных законов могло осуществляться только по инициативе царя; в-третьих, он наделялся правом роспуска Государственной Думы и издания указов законодательного характера.

До 1917 г. был принят ряд актов, развивавших положения Основных законов. К числу таких актов следует отнести Закон о военно-полевых судах, Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, новое Положение о выборах, Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений и др. Среди источников конституционного права все большее место стали занимать акты исполнительной власти.

В феврале 1917 г. в результате демократической революции монархия была легитимно свергнута. Император Николай II специальным актом передал власть брату Михаилу, который в свою очередь отрекся от престола и предоставил решение вопроса о форме правления будущему Учредительному собранию. Государственная Дума сформировала Временное правительство, носившее коалиционный характер, что было обусловлено стремлением объединить все демократические силы страны.

Временным правительством были упразднены жандармерия, полиция и цензура. Оно приняло ряд актов конституционного значения: 1 сентября 1917 г. Россия провозглашается республикой, прекратила свои заседания Государственная Дума, приняты законы о печати, о рабочих комитетах и др., специальным актом (август 1917 г.) были введены критерии использования в новых условиях старых законов и постановлений. Временное правительство готовило конституционную реформу, которую должно было осуществить Учредительное собрание. Однако Октябрьская революция 1917 г. изменила ход конституционного развития России, завершила его дореволюционный период и положила начало советскому периоду.

В январе 1918 г. было распущено едва начавшее работу Учредительное собрание, а 10 июля 1918 г. Пятым Всероссийским Съездом Советов была принята первая в истории России конституция. Эта конституция законодательно закрепила положения марксизма по вопросу переходного периода от капитализма к социализму. В соответствии с ними государство этого периода не может быть ничем иным, кроме революционной диктатуры пролетариата. Конституция РСФСР 1918 г. провозгласила: полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, установление социалистической собственности на средства и орудия производства, ликвидацию эксплуатации человека человеком; установление полного национального равноправия и права наций на государственное самоопределение; создание новой системы государственных органов и принципы их организации и деятельности, равноправие трудящихся; основные гражданские и политические права и свободы (однако в ней не было зафиксировано право на труд и пенсионное обеспечение в старости).

Конституция открыто выражала классовый характер пролетарской демократии. Она лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду, живущих на проценты с капитала, частных торговцев, священнослужителей, бывших сотрудников полиции, жандармерии, охранных отделений. Право избирать и быть избранным предоставлялось только тем, кто живет на средства, добытые производительным и общественнополезным трудом, а также солдатам и нетрудоспособным.

Высшим органом государственной власти формально являлся громоздкий и легко управляемый Всероссийский Съезд Советов. При его формировании, исходя из принципа диктатуры пролетариата, классы, составившие основу рабоче-крестьянского государства, оказались не равны между собой: на Съезд избирался один делегат от 25 тысяч избирателей городского населения и один делегат от 125 тысяч избирателей сельского населения. Законодательную власть осуществлял избираемый Съездом Советов Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), наделенный большими полномочиями. ВЦИК назначал Совет народных комиссаров как центр исполнительной власти. Конституция закрепила сложившуюся структуру органов советской власти, представлявшую собой централизованную иерархическую систему Советов всех уровней с подчинением нижестоящих Советов вышестоящим и центральным органам.

После образования СССР в 1922 г. была принята первая общесоюзная Конституция СССР 1924 г., а на её основе - новая Конституция РСФСР 1925 г. Она закрепила факт вхождения РСФСР в Союз ССР, а также национально-государственные и административно-территориальные изменения, которые произошли в России с 1918 г., сохранив свое классовое содержание. В связи с появлением новых субъектов РСФСР в её Конституции появились положения, определяющие их статус и полномочия федерации в их отношении. В главе «Об автономных советских социалистических республиках и областях» определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Основных законов (Конституций) АССР и Положений об автономных областях. К ведению Всероссийского Съезда Советов было отнесено окончательное утверждение Конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР и автономных областей, утверждение Конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений Съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.

Дальнейшее конституционное развитие РСФСР также связано с принятием новых союзных конституций. Поэтому структура и содержание последующих конституций РСФСР являлись производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

К середине тридцатых годов в общественной и государственной жизни страны произошли коренные изменения, которые требовали конституционного закрепления.

В декабре 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял новую общесоюзную Конституцию, на основе которой была принята Конституция РСФСР 1937 года. Эта Конституция отразила, как считалось, построение основ социализма и полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов. Она закрепила господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, провозгласила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, установила конституционный принцип равенства граждан, отменила все ограничения избирательных прав, ввела новую систему представительных органов государственной власти, расширила закрепленный круг прав и свобод граждан.

Все эти изменения представлялись как расширение социалистической демократии и превращение её из демократии для большинства в демократию для всех, т.е. во всенародную демократию.

К числу важнейших изменений государственной системы относится введение всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, упразднение съездов Советов, а также преобразование политической основы государства - Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся.

В Конституцию была введена норма о партии, закрепившая тенденцию превращения коммунистической партии (тогда ВКП(б)) по сути дела в государственную структуру. В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. ив соответствующей статье Конституции РСФСР устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

В Конституции РСФСР 1937 г. более развернуто, чем прежде, закреплялись принципы её вхождения в СССР. Устанавливалось, что вне пределов прав Союза ССР, РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР. В Конституции было закреплено развитие российской федерации. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей, впервые установлена норма о национальных округах.

Конституция РСФСР 1937 г, как и Конституция СССР 1936 г., была очень демократической для своего времени. Однако эта формальная демократичность была в значительной мере фиктивной, особенно в тех положениях, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности. При этом подавление личной свободы граждан строилось на законах, т.е. носило организованный характер.

К концу пятидесятых годов СССР обладал ядерным и термоядерным оружием, а также самыми современными средствами его доставки - межконтинентальными баллистическими ракетами. В связи с этим была теоретически обоснована концепция о полной и окончательной победе социализма в СССР. Это означало не только отсутствие внутренних условий для реставрации капитализма в СССР, но и невозможность его восстановления силами извне.

В начале шестидесятых годов была принята новая, третья по счету Программа КПСС. В ней было заявлено о вступлении СССР в период развернутого строительства коммунизма, основы которого, согласно Программе, должны были быть построены к началу восьмидесятых годов. Программа КПСС торжественно провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

Для конституционного закрепления новой исторической «реальности» было принято решение о принятии новой Конституции СССР. Комиссию по разработке её проекта возглавил Н.С. Хрущев. Однако по внутриполитическим причинам эта работа не была завершена.

В период правления Л. И. Брежнева к началу семидесятых годов всем стало очевидно, что построение коммунизма в СССР отодвигается на неопределенную историческую перспективу. Теория и практика КПСС вызывали сомнение, наступил определенный кризис в научном коммунизме, идеи и органы КПСС стали утрачивать авторитет и влияние как в широких массах населения, так и внутри самой КПСС.

Укрепить позиции КПСС были призваны выдвинутые в то время концепции развитого социализма, общенародного государства и возрастания роли партии в ходе коммунистического строительства. Вновь был поставлен вопрос о принятии новой Конституции СССР. Председателем комиссии по разработке проекта Конституции был назначен Л.И. Брежнев.

Новая Конституция СССР была принята в 1977 г. после всенародного обсуждения. В 1978 г. на её основе была принята Конституция РСФСР.

В Конституции утверждалось, что советское общество вступило в этап развитого социализма, означавший превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство, на базе которого сформировалась новая историческая общность людей - советский народ. Именно народ был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть. В то же время Конституция не утрачивала классового характера. Идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о руководящей роли рабочего класса. В преамбуле к Конституции РСФСР 1978 г. прямо говорилось о сохранении в ней идей и принципов Конституций РСФСР 1918, 1925 и 1937 гг.

Конституция РСФСР 1978 г. в качестве основы экономической системы утверждала государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства на базе жесткой централизации. В основу организации государственной власти Конституция формально закладывала принцип верховенства Советов, которые из Советов депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов, как органы власти общенародного государства. Фактически же Советы подменялись партийными органами КПСС. Конституция в ст.6 откровенно и прямо закрепила КПСС в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра всей политической системы, государственных и общественных организаций».

В Конституции РСФСР 1978 г. были значительно расширены рамки социалистической демократии, закреплен полный перечень прав граждан, введены такие новые права, как право на жилище, охрану здоровья и др. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование, что Конституцию принимает и провозглашает народ РСФСР.

Развитие получили также нормы, регулирующие федеративное устройство РСФСР. Так, Конституция не предусмотрела необходимости утверждения органами РСФСР Конституций АССР, преобразовала национальные округа в автономные и перечислила их поименно, повысила уровень актов об автономных областях и автономных округах, указав, что их статус определяется законом РСФСР, а не Положением, как ранее. С 1989 г. в Конституцию РСФСР вносились многочисленные изменения и дополнения, существенно изменившие ее первоначальную редакцию.

Вопрос о новой Конституции Российской Федерации был поставлен на Первом съезде народных депутатов России в 1990 г. Им была организована Конституционная комиссия для разработки проекта Конституции. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РСФСР и одобрен Съездом народных депутатов. Однако её принятию препятствовали последствия распада в 1991 г. СССР и ожесточенное противоборство законодательной и исполнительной властей. Оно выразилось в разработке еще одного проекта Конституции. Его подготовило Конституционное Совещание, созванное летом 1993 г. по решению Президента Российской Федерации.

Серьезные разногласия между ветвями власти привели к острому конституционному кризису, связанному с применением силы обеими сторонами в октябре 1993 г. Кризис разрешился в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда и Верховного Совета РСФСР.

Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом новой Конституции, который в конце года и был вынесен на всенародное голосование. Оно проводилось в соответствии с «Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.», утвержденным Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. Согласно этому Положению для принятия новой Конституции Российской Федерации требовалось, чтобы большинство избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовало за её принятие при условии, что в голосовании приняло участие более половины всех избирателей.

Новая Конституции Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента её официального опубликования 25 декабря 1993 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...