Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реакция потребителя на изменение дохода. Кривые Энгеля




Взаимосвязь общей и предельной выручки.

Прирост общей выручки в результате продажи дополнительной единицы товара наз. предельной выручкой MR. MR=∆TR/∆Q=∆(PQ)/∆Q=d(PQ)/dQ=P(1+1/E), где Е-эластичность. Т.е..при Е=-1 MR=0.

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ

По реакции потребителя на изменение дохода может быть проведена классификация товаров на:

-"нормальные" товары (спрос увеличивается с ростом дохода):

- товары первой необходимости (темп роста спроса меньше темпа роста дохода;

-предметы роскоши (темп роста спроса больше темпа роста дохода

 

Реакция потребителя на изменение дохода: а) Х и Y-"нормальные" товары; б) Y - "нормальный товар, Х - товар "низшего качества", IСС - линия "доход-потребление"

товары "низшего качества" (спрос снижается с ростом дохода), в том числе товары Гиффена.

Линия «доход-потребление» соединяет множество равновесных комбинаций товаров при изменении дохода потребителя и показывает, как изменяется объем спроса на тот или иной товар в зависимости от дохода потребителя.

Кривая «доход-потребление» позволяет построить индивидуальную кривую Энгеля.

Кривые Энгеля - отражают зависимость между доходом и расходами на приобретение благ, или доходом и количеством приобретаемых благ.

Рис. Кривые Энгеля для товаров первой необходимости (а) предметов роскоши (б) товаров «низшего качества» (в)

Закон Энгеля - закономерность, в соответствии с которой при увеличении дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости - в меньшей степени, чем увеличивается доход.

Предложения — это максимальное количество какого-то товара, которое согласен выставить на продажу прода­вец и или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема предло­жения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Если все факторы, кроме цены данного товара, принять за неизменные, то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции только от ее цены:

Qsx = f(Px),

Где Qsx — объем предложения на товар «х», Рх — цена.

Закон предложения – чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения, и на­оборот и на графике отображ восходящ кривая (то есть имеет место прямая зависимость).

Функция предложения от цены также может задаваться тремя способами:

1. Аналитическим.

Qsx = -a + b- Рх (например: QSx = -2 + 2Р).

Изменение объема предложения в зависимости от изменения цены на товар графически выглядит как движение по кривой предложения.

2. Табличным

3. Графическим

К неценовым факторам, влияющим на объем предложения, относятся:

— цены на исходные ресурсы;

— технологические возможности производителя;

— цены на другие товары;

— налоги и дотации;

— число продавцов на рынке;

— ожидания производителей.

Цены на исходные ресурсы. Чем ниже затраты производи­теля на исходное сырье, материалы, топливо, а также рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок. Таким образом кривая предложения сместится вправо и вниз.

Технологические возможности производителей зависят от развития научно-технического прогресса. Чем выше уровень про­гресса, тем эффективнее становится производство, то есть на каждую единицу затраченных ресурсов производится все боль­ше конечной продукции. Кривая предложения, следовательно, смешается вправо и вниз.

Большинство предприятий рассматривают налоги как затраты своего производства. Поэтому повышение налогов будет увеличивать затраты производителя и сокращать предложение, что в свою очередь вызовет сдвиг кривой предложения влево и вверх. Напротив, дотации счи­таются как бы налогом наоборот. Государственные дотации фактически снижают затраты на производство продукции, тем самым увеличивая предложение и смещая его кривую вправо и вниз. Более подробно этот механизм будет раскрыт в другом разделе.

При формировании предложения большое значение имеет тип рынка (совершенной или несовершенной конкуренции). На экспортных рынках немаловажную роль в определении объемов предлагаемой продукции играет курс национальной валюты.

Во всех перечисленных случаях, когда меняется не цена то­вара, а другие условия, речь идет об изменении функции пред­ложения. Изменение предложения означает, что при каждом данном уровне цены происходит увеличение или уменьшение предложения.

Индивидуальное предложение — это соответствующее ка­ждой данной цене количество товара, которое готов предложить к продаже на рынке тот или иной производитель (продавец).

Переход к рыночному предложению аналогичен переходу от индивидуального к рыночному спросу. При этом возмож­но использование обоих методов: табличного и графического.

Наклон кривой рыночного предложения зависит от количества производителей (продавцов) и общего объема их предложения.

Предложение и равновесие в трех периодах Приспособление же предложения (производства) к изменившимся условиям проис­ходит более медленно. Рассматривая последствия сдвига кривой спроса для рыночного равновесия, надо обязательно учитывать фактор времени.

В зависимости от продолжительности периода наблюдения за состоянием рынка различают мгновенный, короткий и длительный периоды.

Исходным толчком для прихода экономической системы движение является сравнительно быстрое увеличение объем спроса под влиянием каких-то внешних факторов (изменение вкусов, моды, доходов).

В мгновенном периоде все факторы, определяющие объем предложения, могут рассматриваться как постоянные (трудовые, материальные и финансовые ресурсы). В течение этого период производитель практически не может изменить объем выпуска своей продукции. Линия предложения в мгновенном периоде (Si) принимает на графике вертикальное положение. Единственная возможность в этой ситуации ликвидировать возникший дефицит заключается в росте цены с Р до РС1.

В коротком периоде невозможно ввести новые мощности по производству данного товара, но можно на имеющихся мощно­стях организовать многосменную работу, для чего надо нанять дополнительных работников и закупить необходимое сырье и материалы. Таким образом, в коротком периоде одни факторы продолжают рассматриваться как постоянные, в то время как другие становятся переменными величинами. В результате при­нятых мер производители смогут несколько увеличить выпуск своей продукции (до Qe2). Линия предложения займет поло­жение Ss. Равновесная цена при этом несколько понизится (с Ре1 до Ре2,), хотя и будет оставаться выше первоначального уровня Ре.

В длительном периоде, если спрос на товар остается ста­бильно высоким, у производителей появляется возможность расширить производство за счет ввода новых мощностей, ре­конструкции и обновления действующих предприятий, перелива капитала из других отраслей. В данном случае все факто­ры, определяющие объем предложения, можно рассматривать как переменные. Кривая предложения будет иметь еще более пологий вид. Новое равновесное состояние будет достигнуто в точке Е3. При этом объем выпуска значительно возрастет (до Qe3), а равновесная цена еще более понизится (до Ре3), хотя, скорее всего, не достигнет исходного уровня. Это объ­ясняется тем, что увеличение выпуска сопровождается обычно ростом затрат в расчете на единицу выпуска. Таким образом, в коротком и особенно длительном периодах на уровень цены оказывает влияние не только величина спроса, но и уровень затрат.

Эластичность предложе­ния, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности. При тех же самых оговорках различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным на­клоном линии предложения.

Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению, горизон­тальная, наоборот, — абсолютно эластичному. Другие положения линии предложения будут характеризовать либо эластичное (при Еs> 1), либо неэластичное (при Es < 1) предложение. Как и в случае со спросом для характеристики эластичности предложения, важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложе­ния, сколько их процентные изменения. Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция предложения, про­ходящая через начало координат, независимо от наклона к осям. В принципе же на верхнем участке кривой предложения эластич­ность меньше 1, но больше 0. На нижнем, наоборот, эластичность больше 1.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.

Способность товаров к длительному хранению и стоимость хранения.

1.Фактор времени. Существование долговременных тен­денций в изменении цен приводит к росту эластичности пред­ложения.

2.Уровень достигнутого использования ресурсов.Если ре­зервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.

3.Степень монополизированности отрасли и возможности пе­релива капитала из других отраслей.

4.Технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение).

Смешанная экономика – модель смеш экон-ки представл собой где сочет черты рын и ценрализ системы, в смеш играет актив роль гос-во кот взаимод с рын, дополн и корректир рын механизмы.

 

№2(1).Взаимодействие спроса и предложения. Модель и эффективность рын равновесия. Закон рын равновесия: сумма денег, нах-щихся в обращении, умноженная на кол-во их оборотов, дб равна сов-ному набору т-ров и услуг, умноженная на их цену. В сост-и равновесия на совершенно конкурентном рынке сумма излишка для потр-ля (разница между max суммой, кот-ю потр-ли готовы заплатить за запрашиваемое ими кол-во т-ра, и суммой, кот-ю они платят в дейст-сти) и излишка для пр-лей (суммарная вел-на превышения цены над предельными изд-ками пр-ва) максимальна. В кратчайшем периоде периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы являются переменными, в долгосрочном – все факторы переменные.В ус кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В коротком периоде повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к фирмы успевают изменить некоторые факторы производства. В длит периоде – значительный рост предложения при постоянных ценах или незначительном повышении цен. Точка пересечения кривой спроса и кривой пред­ложения характеризуется объ­емом и ценой товара, которая устраивает и продавцов, и по­купателей. Это точка равновесия Е. В принципиальном плане нарушение рыночного равновесия может произойти в двух случаях: либо при отклонении средней продажной (рыночной) цены от равновесной, либо при сдвиге кривых спроса или предложения. При росте Р, произойдет затоваривание рынка - избыток, из-за превышения объема предложения над спросом. В противоположенной ситуации – дефицит. Возможны ситуации на рынке, когда линии спроса и предложения ни при каких уровнях цены не пересекаются, или, наоборот, имеют две точки пересечения (или даже общие участки).

Первый случай. Объем предложения > объема спроса при любой цене. В этом случае объем мин. эф-го предложения намного больше макс. Возможного объема спроса по самой низкой цене.

Вт.случай. Мин цена ненулевого предло­жения оказывается выше максимально возможной цены спроса

Тр случай. Наличие двух точек пересечения кривых спроса и предложения. Такая ситуация возможна на рынках труда и заемных средств.

Чет случай. Наличие общего вертикального (ценово­го) участка линий спроса и предложения. Совпадение линий спроса и предложения на вертикальном отрезке означает, что в каких-то пределах изменения цены не сказываются на равновесном объеме продаж (например, на рынке автомобилей и т. п.). Пя случай. Наличие общего горизонтального (объемно­го) участка линий спроса и предложения. (массового производства). Эффект сдвига кривой спроса. Предположим, что в резуль­тате увеличения дохода или возникновения моды на какой-то товар спрос на него возрос. Это приведет к сдвигу в право-вверх кривой спроса. Если рыночная цена останется на какое-то время на прежнем равновесном уровне (Ре), то возникнет дефицит, поскольку объем спроса увеличится с Qe до Q d, а предложение останется на том же уровне Qe.Эффект, полученный от такого сдвига кривой спроса, заключается в росте предложения при одн увел цены и увеличении прибылей производителей. Обр реакция - при сдвиге кривой спроса вниз

Эффект сдвига кривой предложения. Предположим теперь, что произошло удорожание сырья (или государством введены жесткие требования по охране окружающей среды). Произойдет сдвиг влево-вверх кривой предложе­ния. Сохранение рыночной цены, хотя бы на время, на прежнем равновесном уровне (Ре) вызовет дефицит этой про­дукции, так как предложение сократится до Qs, а спрос оста­нется на прежнем уровне Qe. Превышение спроса над упав­шим предложением заставит потребителей соглашаться на более высокую рыночную це­ну. При этом объем спроса начнет сокращаться. В от­вет на рост цены спроса про­изводители начнут расширять выпуск. В итоге рынок при­дет к новому равновесному состоянию Е при цене Ре1 и объеме

В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое приспособление цен спроса и предложения и в результате равновесной цены выигрывают и производители и потребители

Два подхода к анализу установления равновесной цены: Вальраса и Маршала. Главным в подходе Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2-Q1 при цене P1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезнет избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к изчезновению избытка.

Главным в подходе Маршала является разность цен Р1-Р2. Он исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Короткий период лучше хар-ся моделью Вальраса, а длительный – Маршала.

Состояние экономики называется Парето-эффективным в обмене благ между потребителями, если невозможно перераспределить блага таким образом, чтобы благосостояние хотя бы одного из потребителей увеличилось без уменьшения благосостояния других. Состояние экономики называют Парето-эффективным в производстве, если невозможно увеличить производство одного или нескольких продуктов, не сокращая производства других.

Сумма налога(Т) распределяется м/д потребителями и производителями, а т.ж. включает избыточное налоговое бремя, являющееся мертвленными издержками

 

 

 


(Е2 Е1 0),которые являются чистыми потерями для общества. Эластичность при этом играет очень большую роль, т.к. позволяет определить, какую часть налога выплачивает производитель, а какую – потребитель.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, а при неэластичном – потребителем. Это объясняется тем, что при эластич. спросе покупатели переключаются на товары-субституты. А при неэластич. это сделать гораздо труднее. Если предложение эластично, большая

часть налога падает на потребителя, а если неэластично – на производителей. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство

другого товара. В случае неэластичности предложения переключение происходит медленнее, поэтому больше всего от налога пострадают производители.

№3(1). Концепция и модель рационального поведения потребителя. Кардин и ординал подходы.Кардиналистская (колич) теория - количество яв­ляется одним из важнейших факторов, влияющих на цену в усло­виях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Предельная полезность — это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу.Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности. Согласно теории цена блага для потребителя определяется не общей, а предель­ной полезностью. Функция полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.MU=dTU/Q (рис. 1)

Потребительский выбор — выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в услови­ях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затрачен­ный на приобретение любого блага, приносит одинаковую пре­дельную полезность. MU1/P1=MU2/P2= MU1/ MU2=P1/P2 - соотношение между предельными полезностями любых n благ равно соотношению их цен.

Ординалисткая теория (порядковая) - при измерении субъективной полезности используется не абсолютная (коли­чественный подход), а относительная шкала, показывающая пред­почтение потребителя. При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между 2-мя наборами потребительских благ. В основе порядковой теории лежат следующие аксиомы:1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ. 2. Ненасыщенность. Потребитель стремиться иметь большее количество любых товаров и услуг, но не перенасыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна. 3.Транзитивность. Исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Если А,Б,С комбинации к-л благ и потребитель безразличен в выборе м/д А и Б, и Б и С, то он т.ж. безразличен м/д А и С. 4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого кол-ва блага А, если ему предложат взамен большее кол-во блага-субститута. 5. Убывающей предельной полезности. Т.е. MU зависит от его общего кол-ва, которым располагает потребитель.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономичес­ких благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Чем правее и выше распо­ложена кривая безразличия, тем большее удовлетворение прино­сят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия. имеют отр наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия. Зона замещения— участок кривой безразличия, в котором возможна эф­фективная замена одного блага другим.

Предельная норма замещения MRS —количество, на которое потребление одного из двух благ долж­но быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенси­ровать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. MRSxy=-dY/dX Закон уменьшения предельной склонности к замещению – по мере замещения 1-го блага другим, предельная полезность последнего уменьшается. Линия бюджетного ограничения показывает, какие потреб. наборы можно приобрести за данную сумму денег.Уравнение бюджетного ограничения I = РхХ + PyYТочка касания кривой безразличия с бюджетным ограничени­ем означает положение равновесия потребителя. Композитное благо - благо, являющееся совокупностью отдельных товаров, удовлетворяющих сходные потребности. Примеры композитных благ: "пища", "одежда" или "все остальные блага". Полезная категория при анализе выбора между покупкой какого-то особенного блага - например, продуктами питания - и расходованием средств на все прочие блага.

№4(1) Двухфакторная модель потребительского поведения. Линии «цена-потребление» и «Доход-потребление»

Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации потребительского равновесия. Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при наличном бюджетном ограничении.

Выбирая оптимальный набор, потребитель ставит перед собой две цели: 1) Потратить весь доход. Поэтому его не интересуют комбинации, лежащие ниже бюджетной линии (Во). Наборы, расположенные вы­ше бюджетной линии, недоступны потребителю по средствам (B4). 2) Занять максимально удаленную от начала координат кривую безразличия, чтобы получить максимальное удовлетво­рите. Наборы В1 и Вз обеспечивают самый низкий уровень полезности. Двигаясь вдоль бюджетной линии от набора к набору В2 потребитель переходит к более высокой кривой безразличия и, следовательно, увеличивает полезность.

Потребитель израсходует все свои деньги и получит макси­мально возможное удовлетворение, если он приобретет комби­нацию товаров, соответствующую точке, где бюджетная линия совпадает с касательной к наивысшей из доступных кривых без­различия (точка В2)- В этой точке наклон бюджетной линии () равен наклону кривой безразличия Следовательно, условие равновесия может быть записано как = MRSx:y или = . Другими словами, в точке потребительского оптимума предельная норма замены двух благ равна обратному отношению цен этих благ.

На рисунке оптимум потребителя достигается в точке М, поскольку в предложенном варианте MRS . Обратная ситуация изображена на рисунке 566, поскольку здесь MRS , значит, оптимальное решение находится в точке N. Таким образом, угловое решение в порядковой теории полезности предполагает покупку только одного вида товара.

Двухфакторная модель потребительского поведения основана на рационализ-ии дохода и потребл.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...