Финансы предприятий в финансовой системе страны.
Финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления. Занимают центральное положение в ФС страны (децентрализованные финансы). Функции финансов предприятий: инвестиционно-распределительная, фондообразующая (источниковая), доходораспределительная, обеспечивающая, контрольная. Рационализация внутрифирменных финансовых потоков может быть осуществлена в результате внутрифирменного финансового планирования. Целью финансового планирования - разработка достоверных объективных проектов (перспективные, текущие и оперативные), которые отражают финансовую деятельность предприятия (доходы, расходы). Финансовые ресурсы фирмы. Термин «ФР» - первичные и вторичные источники формирования прибыли (ден средства, ценности, запасы). Капитал- стоимость авансированная в производство с целью извлечения прибыли. В зависимости от источников формирования фин. ресурсы предприятия можно разделить на собственные, заемные и привлеченные средства. В общем виде все источники финансирования можно разделить на две группы (внутренние источники: УК, РК, взносы учред., пожертвования, амортизация и внеш. источн. Финн.: займы, комм. кредиты и госкредиты, субсидии, облигац. займы, кредиторская задолженность). Доходами организации признается увеличение экон. выгод в результате поступления активов и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Расходами организации признается уменьшение экон. выгод в результате выбытия активов и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников. Доходы и расходы могут отображаться в Отчете о прибылях и убытках, выделяют - доходы от основных видов деятельности/ расходы по основным видам деятельности; операционные доходам (расходам) яв-ся: -доходы (расходы), связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; -доходы (расходы), связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретение и др. виды интеллектуальной собственности; - доходы (расходы) от продажи основных средств и иных активов, отличных от ден. средств; -проценты, полученные (уплаченные) по предоставленным (полученным) кредитам и займам; к группе внереализационных доходов (расходов) относят: штрафы, пени, неустойки, начисленные за нарушение условий договора; поступления и перечисления в возмещение причиненных организации убытков; убытки и прибыль прошлых лет, выявленные в отчетном году; суммы кредит. и дебитор. задолженности, по кот. истек срок исковой давности; сумма уценки и дооценки активов, к чрезвычайным доходам (расходам) относятся доходы (страховое возмещение, стоимость мат. ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств). Прибыль – это положительная разница между доходами и соответствующими расходами предприятия. Различают чистую прибыль, общую (валовую) прибыль, прибыль от реализации. Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является финансовый анализ. ФА- это процесс изучения финансов предприятия и управления ими. Задачами ФА являются: - подведение итогов, выработка рекомендаций для управления финансами предприятия, а также для его совершенствования; -определение платежеспособности предприятия; -выявление «негатива» в отчетности, «больных» статей бух. баланса.
Денежный оборот и система расчетов на предприятии. Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Кассовая дисциплина юр лиц, при б/нале экономия на издер-ах обращ-я. В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку. Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость товара. Инкассо. Чек — письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки. Аккредитив. Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные. Упра-е фин. Зависит от правовой собственности пред-я. № 19 (1)Финансовая система страны: сущность и содержание. Финансовая система рассм-ся как форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов подразделяются на первичные и конечные. Источником первичных доходов и накоплений яв-ся ВВП, который выступает в форме:1) з/п наемных работников,2) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйст-щих субъектов,3) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции, у гос-ва. Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый мех-м, систему платежей, распределение прибыли. Его результатом яв-ся конечные доходы, которые выступают в качестве собственных фин-х ресурсов эк-х субъектов. Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм - система орг-ции, регулирования и планирования фин-х отношений, способов формирования и использования фин-х ресурсов. Фин. мех-зм включает:-органы управления и контроля;-законы и норматывно-прав-вые акты и др.-различные формы управления фин-ми и планирования. ФМ бывает: директивный и регулирующий. Фин. система имеет многоуровневую структуру и подразделяется на отдельные подсистемы. В составе фин. системы присутствуют централизованные финансы (гос. финансы, муниципальные финансы) и децентрализованные финансы (финансы орг-ций и дом.хояйств). Гос.и муницип.финансы представлены: фед. бюджетом, бюджетом субъектов РФ, муницип. бюджетами и внебюджетными фондами а так же финансами гос. и муницип. предприятий. К децентрализованным финансам относят финансы коммерч. организаций, финансы финансовых посредников (комм. банки, сберегательные институты, паевые фонды и т.д.), фин-сы домохозяйств, финансы неком. предпр, финансы кредитно-фин-ых предпр., финансы страховых компаний. Децентрализованные финансы- это источник финансовых ресурсов финансовой системы, а централизов. Финансы- система перераспредел-я финн-ых ресурсов. Централ-ные фин-сы предст-ны бюдж-ной системой, а также гос. и муниц. кредитом. Бюдж. система - сов-сть бюджетов всех уровней и бюджетов гос. внебюдж. фондов, кот. регулируется нормами права и основывается на эк. отн-ниях. Т.к. РФ имеет федеративное уст-во гос-ва: бюдж. система РФ также включает 3 уровня: 1) фед. бюджет и бюджеты гос. внебюдж-ных фондов; 2)б-ты субъектов РФ (регион. б-ты) и б-ты регион-ных (территориальных) гос. внебюдж-ных фондов;3) б-ты органов местного самоуправления (местные, муницип-ные б-ты). гос. внебюдж-ные фонды- это фонды ден. ср-в, образуемые вне федерального бюджета и б-тов с-тов РФ. Гос. и муниц-ный кредиты обслуживают функц-ние и использование ср-тв бюджета и внебюд-х фондов и выступают как а) способ фин-ния дефицита б-та, а также б-тов внебюд-х фондов и б) ср-во покрытия временной недостаточности фин. рес-сов для исполнения б-тов внебюд-х фондов. Отличительные особенности: добровольный хар-р; возвратность и платность; обеспечением выступает все им-во, нах-ееся в собст-сти того или иного уровня власти; фед. заимствования не имеют конкретного целевого хар-ра. Финансовая политика- часть соц-эконом. политики гос-ва по обеспечению сбалансированного роста фин. ресурсов во всех звеньях фин. системы страны. Цель-создание фин. условий для соц-эк-го развития общ-ва, повышения уровня и качества жизни населения. Составляющие фин. политики: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная. 1) Бюдж политика основывается на бюдж. кодексе, др. законодат. актах, опред-щих форму бюдж-го устр-ва страны и регламент-щих весь бюдж. процесс; выражается в стр-ре расходной части б-та, в распределении расходов м/ду б-ми разных уровней, в источниках и способах покрытия б-ого дефицита, в формах и методах управления гос-ным долгом. 2) Нал.п-ка находит свое воплощение в построении той или иной нал. системы. 3) Там. п-ка - сочетание нал. и ценовой политики; ограничивает или расширяет доступ на внутр. рынок тов-в и услуг и поощряет либо сдерживает экспорт и импорт тов-в и услуг. 4) Инв.п-ка связана с созданием условий для привлечения отеч-ных и ин. инвестиций прежде всего в реальный сектор эк-ки. 5) Соц.п-ка решает задачи фин. обеспечения прав граждан России, устан-ных в Конституции РФ, и охватывает след. сферы: пенсионную, миграционную, фин. помощи отд. соц. группам нас-ния и др. 2 вида:- гос-ная ФП;-ФП предприятия. Гл. цель гос. ФП – создание фин. условий для соц-экон. развития общества и повышение уровня и кач-ва жизни. ФП предприятия направлена на достижение целей бизнеса, кот. м.б.:-получение прибыли;-увеличение рынков сбыта;-минимизация затрат;-избежание банкротства и др. Методы управления финн. отнош. делятся на прямые и косвенные. Косвенные состоят в создании гос-вом условий, которые стимулируют определенный тип поведения, либо ограничивают. К прямым относятся методы прямого административного воздействия (лицензирование, фин.дотирование и субсидирование, применение фин.санкций, гос.монополия).В России гл. властными стр-ми по управлению фин-ми яв-ся: Фед-ное Собрание, Президент и Правительство.На общегос-ном уровне аппарат упр-ния фин. системой включает след. органы:1) профильные комитеты по бюжету, налогам, банкам и финансам Гос. Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;2) Минфин и его органы на местах;3) ЦБ РФ;4) Налоговая служба;5) Таможенная служба;6) Фед. служба по фондовым рынкам;7) Служба гос. им-ва. В кач-ве инструментов упр-ния финансами выступают планирование, контроль, организация и инфо. обеспечение. Фин. контроль - сов-сть мероприятий по орган-ции соблюдения фин. законодат-ва и фин. дисциплины всех субъектов хоз-ния и управления, а также оценку эфф-сти фин. операций и целесообразности произведенных расходов. Предмет фин. контроля - разл. фин. показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры нал. платежей, доходы хоз. субъектов, их издержки обращения и др. Принципы ф.контроля:- независимость;- объективность;- публичность; компетентность; неподкупность. Методы фин. контроля: -проверка, надзор-контроль, наблюдение (мониторинг, ревизия(полная, частичная, комплексная). Фин.контроль осущ-ся на все стадиях создания, распределения, использования НД. По уровню управления делится:о бщегос-й фин.контроль, проводят органы гос.власти., ведомственный, проводят контрольно-ревизионные подразделения министерств, негосударственный-а удит-независимая прверка и анализ фин.отчетности в целях определения ее достоверности, полноты и реальности. По времени: предварительный(на стадии подготовки),текущий, последующий(оценивается итоговое состояние фин.системы).
№20(1). Финансовые рынки и институты и их участники. Особ-ти формирования фин. рынков в России. Финансовый рынок- представляет собой сферу реализации финансовых активов и экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями этих активов. Актив- означает совокупность имущественных прав, принадлежащих хозяйственному субъекту или гражданину. Фин.актив-это товар фин.рынка. это деньги, коммерческие и фондовые ценные бумаги, драг.металлы в слитках, объекты недвижимого имущ-ва. Функциями фин.рынка явл-ся:1) реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенной в фин.активах;2) организация процесса доведения фин.активов до потребителей;3)фин.обеспечение процессов инвестирования и потребления;4) воздействие на денежное обращение. Финансовый рынок существует в двух формах:организованный и неорганизованный. Организованный рынок- это рынок, который фукционирует по определенным правилам, установленным банками и биржами. Неорганизованный рынок представляет собой сферу обращения фин.активов через другие каналы(брокеры, инвестиционные компании, инвестиционные магазины).Для многих фин.активов сущ-т 2 формы размещения: первичная реализация и вторичная продажа. Поэтому выделяют первичный и вторичный рынки. На первичном-первичное размещение только что пущенных в обращение фин.активов. Вторичный рынок-это рынок, где обращаются ранее выпущенные фин.активы. Здесь в процессе купли-продажи актива опр-ся его действительный курс, т.е. производится котировка курса фин.актива.По одной из классификации фин.рынка он делится на: валютный, рынок золота, рынок капитала, рынок денежных ср-в, рынок страховых полисов и пенсионных счетов. Валютный рынок-это рынок, на котором товаром яв-ся объекты, имеющие валютную ценность. Субъекты вал.рынка-банки, биржи, фин. и инвест. учреждения. Объект- любое фин.требование, обозначенное в валютных ценностях. Виды операций: передача покупательной способности, хеджирование, спекуляция, арбитраж процентных ставок. Передача покуп. спос-сти осущ-тся в виде след. типовых сделок: -кассовые (спот) - немедленная поставка валюты, чаще всего в теч. 2 рабочих дней после заключения сделки; -срочные (форвард) – поставка валюты ч/з четко определенный промежуток времени; -свопы - одновременное осуществление операций покупки и продажи с разными сроками исполнения.Рынок золота-это сфера эк-х отношений, связанных с куплей-продажей золота с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, орг-ции бизнеса, промышленного потребления. В основе деления на рынки ден.ср-в и рынок капитала лежит срок обращения соот-х фин.инструментов.В развитых странах, если срок обращения меньше года, то это инструмент ден.рынка. в России к долгосрочным инструментам относят инструменты со сроком обращения от ½ года. Инструменты ден.рынка казначейские векселя, банковские акцепты,депозитные сертификаты банков) служат для обеспечения ликвидными ср-вами текущей деят-ти эк-х субъектов. Инструменты рынка капиталов(долгосрочные облигации, акции, долгосрочные ссуды)связаны с процессом сбережения и долгосрочного инвестирования. Рынок капитала подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ЦБ.Долевые ЦБ-сертификаты, подтверждающие право ее держателя на пропорциональную долю в чистых активах орг-ции. На рынке ссудного капитала обращаются долгосрочные фин.инструменты, предоставляемые на условиях срочности, возвратности, платности. Он подразделяется на рынок долгосрочных банковских ссуд и рынок долговых ЦБ. На рынке ЦБ выпускаются, обращаются как ЦБ и их заменители. Рынки страховых полисов-это особые рынки со своими фин. инструментами и со своими фин. институтами. Финансовое посредничество и финансовые посредники Взаимодействие м/ду продавцами и покупателями м. осуществляться непосредственно либо опосредованно. В первом случае удовлетворение взаимного интереса осуществляется с помощью прямого финансирования, во втором – финансированием ч/з посредников, т.е. в виде опосредованного финансирования. При пр. фин-ии покупатель в обмен на финансовое обязательство получает денежные средства непосредственно у продавца. На финансовых рынках всегда присутствуют соответствующие специалисты, прежде всего брокеры, которые сводят продавцов и заинтересованных покупателей. Участниками рынка прямых заимствований наряду с брокерами выступают дилеры и инвестиционные банки. Опос-е фин-ие предполагает наличие финансовых посредников (фин. институтов), которые аккумулируют свободные ден. средства разных экон. субъектов и предоставляют их от своего имени на определенных условиях другим субъектам, нуждающимся в этих средствах. Фин. посредники приобретают у эк. субъектов, нуждающихся в ден. средствах, их прямые обязательства и преобразуют их в другие обяз-ва с иными хар-ками (сроки погашения, процентные платежи и др.), кот. продают эк. субъектам, имеющим свободные ден. ср-ва. фин. посредники 4 группы: 1)фин. учреждения депозитного типа (коммерч. банки, сберегат. институты и кредитные союзы);2)договорные сберегательные учреждения (страховые компании и пенсионные фонды);3)инвестиционные фонды (паевые фонды);4)иные фин. организации (различные типы фин. компаний). Выделяют 3 основные категории фин.инструментов:1)ден.ср-ва,2)кредитные инструменты (облигации,кредиты, депозиты),3)способы участия в уставном капитале (акции и паи). Современный фин. рынок России представляет собой семиблочную систему относительно самостоятельных звеньев.Каждое звено-это рынок одной группы фин. активов, состоящий из отдельных сегметов,т.е. из рынков отдельного конкретного фин.актива.Фин.рынок в России делится на 1)страховой рынок,2) рынок недвижимости,3)рынок капиталов, 4)денежный рынок, 5)рынок ценных бумаг,6)рынок драг.металлов,7)валютный рынок. Основными институтами ден.рынка яв-ся ЦБ РФ и кредитные организации (комм. банки, специализированные кредитные организации). ЦБ РФ занимает приоритетное место в фин. системе. Российская двухуровневая банковская система начала формироваться с 1991 г. с образованием Российской Федерации как самостоятельного гос-ва. В становлении системы комм. банков м. выделить этапы: 1)1993г. концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений,как «Сбербанк», «Промсторойбанк», «Мосбизнесбанк».2) 1994-1995гг. Появление значительного числа вновь образованных комм. банков.способствовала высокая инфляция. 3) 1995- 1997гг. появление гос. долговых обязательст. Гос-во - главный заемщик фин. ресурсов у комм. банков.4) 1997- 1998. слияния банков, создание Альянсов, банковских группировок, холдингов. Встраивание в банковский сектор страховых компаний.5) 1998 г. Банкротство ряда комм. банков. Банковский кризис, трансформировавшийся в валютный и далее в фин. кризис.6) 1999 г. ликвидация банков- банкротов. Рынок ЦБ в Росси регулируется Федеральной службой по финансовым рынкам. профессион. участниками РЦБ яв-ся: брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли на РЦБ. Организацией торговли на РЦБ занимаются фондовые биржи (ММВБ). Для осущ-ния купли-продажи ЦБ на этом рынке используются Торговые системы. В России наиболее развита Российская торговая система (РТС).На РЦБ особое место занимают инвестиционные институты - инв. банки, инв. компании, инв. фонды. Виды деят-ти рос. инв. банков:1)выполнение ф-ций брокеров, дилеров, депозитариев; 2) орг-ция расчетов по операциям с ЦБ; 3)формирование эмиссионных портфелей; 4)форм-ние индив-ных портфелей ЦБ для отд инвесторов; 5) консалтинговые услуги по вопросам инвестирования; поиски инвесторов и объектов инвестирования. На рынке страховых полисов и пенсионных счетов основными видами деят-сти яв-ся страхование и пенсионное обеспечение. Соответственно основными институтами данного рынка яв-ся страховые компании, перестраховочные общества, общества взаимного страхования и негосуд-ные пенс. Фонды.
№21(1). Сущность и соц-эконом. Значение бюджета. Бюджетная система РФ. Особенности бюджетной системы в страна с различным гос. устр-вом. Гос б-т – центральное звено бюд сис-мы, в кот-м объединяются все фин инстр-ты: налоги, займы, расходы и прочее. Фин отн-я, возн-ющие в общ-ве по поводу форм-ия и распределения (расходования) бюджета называются бюджетными;Вкл.в себя понятия: 1-е: Гос.б. – ден-ые отн-я, возн-ющие в общ-ве у гос-ва с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения НД в связи с образованием и исп-ем бюджетного фонда. 2-е: Гос.б. – централизованный фонд ден-ых ср-в, обеспечивающий вып-е его ф-й, т. е. по сущ- он явл-ся эк-кой базой деят-сти гос-ва. 3-е: Гос.б. как смету д-дов и расходов гос-ва, явл-ся гос-венным фин планом. Осн ист-ком д-дов гос.б. явл-ся чистый д-д общ-ва, формируемый в материальной сфере пр-ва. Ур-нь чистого д-да, его масштаб и методы изъятия подвижны и зависят от ур-ня разв-я исторических, социальных и т-рно-ден-ых отн-й. Расходы бюджетов две группы :- Фин-е текущих затрат, расходы обусловлены действующими нормами и сложившимся ур-нем соц обеспеченности. Обл-ти фин-я: наука, культура, здравоохранение, внешнеэк-кая деят-сть гос-ва, внешние кредиты, уплата процентов по внешнему долгу. Бюджет разв-я. вкл расходы на фин-е, инвестирование и инновационную деят-сть, а тж др затраты, связанные с расширенным воспр-вом. Ф-и гос.б.:- Распр-тельно-перераспр-тельная в форм-ии ден-ых ср-в и их концентрации в руках гос-ва с послед. исп-ем для удовл-ения общ потребностей. - Бюджет исп-ется для перераспределения уже распределенного сов-ного общ-венного продукта. Контр-я сам бюджет явл-ся гос-венным, его контрольная ф-я проявл-ся как реальный инстр-т упр-я народным хоз-вом. Эта ф-я носит императивный хар-р. явл-ся строго обязательной. Рег-ющая в исп-нии самого бюджета как инстр-та корректировки соц-воспр-венных стр-р - Соц формируется за счет взаимообусл-сти первых трех ф-й. Бюдж. сис-ма – сов-ность различных видов бюджетов, нах-щихся в определенной взаимосвязи, основанных на эк-ких отн-ях и юридических нормах. Каждая бюдж. сис-ма дб ориентирована на дост-е след. глобальных целей: - сохранение эк-кой эфф-сть народно-хоз-ного комплекса;- воплощение пр-ципа соц справедливости;- обесп-е политической стабильности;- господство закона;- укрепление единства гос-ва. Бюдж право – сов-ность установленных гос-вом бюджетных норм, рег-ющих деят-сть органов власти, а тж пр-ссы по сост-ю, распространению, утверждению и исп-нию, бюджета. Опред-ся.ее конституцией. Бюдж. с-ма РФ состоит из б-тов 3-ех уровней: -фед. бюджет и б-ты внебюдж. фондов;-б-ты субъектов РФ и б-ты территориальных гос. внебюдж. фондов;-местные б-ты. Фед. б-т - форма образования и расходования ден. ср-в, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ. Б-т субъекта РФ для обеспечения задач и ф-ций, онасенных к предмету ведения с-та РФ. Местный б-т- форма образования и расходования ден. ср-в, предназначенных для обеспечения задач и ф-ций, отнесенных к предметам ведения местного самоупр-ния. Принципы бюдж. с-мы России: -Принцип единства (единство прав. базы, ден. с-мы)-Принцип разграничения доходов и расходов м/ду уровнями б-ной с-мы РФ-Принцип самостоятельности б-тов(наличие собств. источников доходов б-тов каждого уровня.)-Принцип полноты отражения доходов и расходов б-тов, б-тов гос. внебюдж. Фондов-Принцип сбалансированности б-та (объем расходов д. соотв-вать объему доходов б-та и поступлений из источников фин-ния его дефицита).-Принцип эффективности и экономности-Принцип гласности-Принцип достоверности. Типы орг-ции б-ной с-мы: - централизованный: разграничение полномочий м/у уровнями власти по расходами; фин-ние территор-ных программ за счет центр-ных средств фед. б-та; самостоятельность фун-ия нижестоящих звеньев б-ной сферы сведена к минимуму .-децентрализованный: высокая самостоят-сть регион-ных и местных б-тов; фин. помощь из вышестоящих б-тов сведена к минимуму; -комбинированный. В процессе составления бюджета может иметь место сбалансир-сть дох и расх, превышение расх над дох - дефицит б-та либо превышение дох над расх – профицит б-та.если проф-т:-сокр-ется привлечение доходов от продажи гос. или муниц. собст-ти; для фед. б-та- сокр-ние привлечения д-дов от реал-ции гос. запасов и резервов;-предусатр-ся направление б-ных ср-в на дополн-ное погашение долговых обяз-тв;-увеличив-тся расходы б-та. Источники фин-ния дефицита:-кредиты; гос. займы;б-ные ссуды; гос. займы, осущ-мые в ин. валюте путем выпуска ЦБ от имени РФ;кредиты Правительств ин. гос-в, банков и фирм, м/н орг-ций, предоставленные в ин. валюте; Бюдж устр-во – комплекс орг-ционных мер и пр-ципов постр-я бюджетной сис-мы, ф-онирующей в соотв-ии с бюджетным законодательством. Бюдж устр-во определяется гос-венным устр-вом. два типа гос-ва: унитарное и федеративное, унитарные (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Индонезия) имеют два ур-ня упр-я – центральный и местный, а федеративный (Россия, США, Канада, Греция, Швейцария, Австралия, Индия) имеют три ур-ня – центральный, бюджеты членов федерации и местный. Устр-во унитарных гос-в вкл-т госбюджет и бюджеты местных органов самоупр-я, к-е служат для обесп-я фин рес-сами органов власти территорий, каждая администр--территориальная ед-ца имеет свой бюджет, к-е обособлены друг от друга и ф-онируют автономно. Взаимозав-сть гос-венных и территориальных бюджетов проявл-ся в осуществлении единой гос-венной политики. Межбюдж-ные отношения представл собой Фин.-бюдж. федерализм - разделение полномочий м/ду центром и субъектами, а также м/ду местн. Органами самоупр-ня в области финансов, при кот. предполагается учет интересов всех участников б-го процесса. Принципы фед-зма: -законодат. ограничение полномочий по расходам;-обеспечение соотв-щих органов власти необ-ми фин. рес-ми;-обеспечение вертик-го и горизонт-го (распр. нал. м/ду звеньями и уровнями б-ной с-мы) выравнивания доходов;-прозрачность и гласность б-го порцесса; Модели:-американская: относительная самотстоят-сть отдельных штатов; отсутствует с-ма горизонт-го распределения доходов; отд-ные штаты, местные органы власти имеют право осущть собств-ную нал. политику. Эта политика способствует развитию прежде всего богатых штатов. -германская: единообразное распр-ние рес-сов м/ду землями. Б-ная с-ма базируется на «общих» налогах. -канадская: провинции вправе принимать законы по всем рег-ным и местным вопросам,самост-но определяют собст-ную нал. политику.Есть как общие, так и индив-ные налоги для каждого ур-ня власти. Отсутствует единая с-ма сбора налогов. Бюджетный процесс -четко последовательность действий, связанных с составлением проектов б-тов, рассмотрением и утв-нием б-тов,их исполнением гос-ным и муниц-ным контролем. Участники БП: Президент РФ, огпны закодат. и представ. власти, органы исполн. власти, органы ден.-кред. рег-ния, органы гос. и муниц. фин. контроля, гос. внебюдж. фонды, главные распорядители б-ных ср-в и др. №22(1) Понятие территориальной спец-ции. Хоз-ный комплексы Пр-венный потенциал комплекса. Территориальная специализация-рацион-ное размещение произв-ных сил, позволяющее обеспечить большую эффект-сть произв-ва, получать макс. прибыль при бережном, рациональном использовании прир.- рес. потенциала Терр специализ направл на Совершенствование территориальной стр-ры хоз-ва, обесп-ние рац. сочетания экон. и соц. развития субъектов Федерации, регионов должны быть напр-ны на улучшение их взаимодействия в хоз. комплексе РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|