Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение и структура учебно-тренировочного занятия




Степень развития работоспособности при проведении каждого занятия будет находиться в зависимости от физиологического состояния организма, поэтому необходимо помнить о некоторых биологических закономерностях физиологии человека, которое может проявиться на любом занятии.

Учебно-тренировочные занятия являются главной формой организации физической деятельности для студентов. Основу таких занятий составляют теоретические и методические рекомендации, использование всевозможных средств физической культуры, а также профессионально-прикладная подготовка самих студентов. Направленность физических занятий – освоение и обеспечение определенной двигательной активности в течение всего периода обучения, а также приобретение личного опыта, совершенствование и оптимизация физической активности, освоение жизненно и профессионально необходимых навыков, психофизических качеств.

В структуре каждого учебно-тренировочного занятия, как правило, выделяют три составные части:

· подготовительную (разминку),

· основную,

· заключительную [8].

План и содержание определенного тренировочного занятия формируется и разрабатывается на основе конкретных двигательных задач. Для каждого конкретного занятия должны быть определены конкретные задачи, их не должно быть слишком много и они не должны затрагивать сразу несколько физических направлений. Часто бывает, что содержание одного тренировочного занятия посвящено выработке конкретного вида двигательной активности, к примеру, бег.

Подготовительную часть учебно-тренировочного занятия принято называть разминкой. С разминки начинается любое занятие по физической культуре и физической подготовке, это необходимое требование к проведению каждого занятия. При разминке происходит подготовка («разогрев») организма к предстоящей физической активности, а также подготовка к развитию таких физических качеств, как быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Еще одна особенность правильно организованной и проведенной разминки – уменьшается риск возникновения травматизма и растяжений мышц во время выполнения основной физической нагрузки. Это обеспечивается за счет повышения температуры тела и одновременным спадом вязкости мышц, а эластичность связок и сухожилий постепенно возрастает [6].

Разминка подразделяется на общую и специальную. Общая разминка включает в себя подготовку функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к главной физической работе. Как правило, комплекс занятий общей разминки не отличается по составу и включает в себя такие компоненты, как ходьба, медленный бег, а также комплекс общеразвивающих упражнений. Специальная разминка необходима для более глубокого и качественного разогрева тех мышц и суставов, которые возьмут на себя основную нагрузку при выполнении основных физических упражнений. Разминка – это еще и мощный психологический фактор, который обеспечивает настрой на выполнение более сложный физических заданий. Перед занятием тренеру или преподавателю следует тщательно продумать содержание разминки, обозначив при этом цель и задачи непосредственно основного занятия. При занятии в тренажерном зале в качестве разминки целесообразно использовать различные виды ходьбы и бега, движения на месте, упражнения для растягивания мышц. Разминку на улице хорошо начинать с предварительной пробежки 0,5 – 1,5 км, добавляя затем комплекс общеразвивающих упражнений. Все упражнения выполняются в определенной последовательности - «сверху вниз». Например:

1. Наклоны, повороты, круговые движения головы.

2. Сгибание и разгибание, круговые движения, последовательно выполняемые кистями рук, локтевыми и плечевыми суставами.

3. Наклоны, повороты, круговые движения туловища.

4. Маховые движения ногами, приседания, выпады.

Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений, постепенно ее увеличивая. Количество повторений каждого упражнения - 8-12 раз. После выполнения комплекса общеразвивающих упражнений можно приступать к специальной части разминки. Общая продолжительность разминки может составлять 15-25 мин.

Основная часть учебно-тренировочного занятия обеспечивает решение задач всесторонней и специальной подготовленности посредством обучения спортивной технике и тактике, воспитания волевых и развития физических качеств [4].

Учебно-тренировочные занятия, направленные на повышение уровня физической подготовленности, строятся на основе использования разнообразных физических упражнений - общеразвивающих, спортивных, отражающих специфику избранного вида спорта, упражнений из других видов спорта. Используются различные методы тренировки: равномерный, повторный, интервальный, круговой, соревновательный и игровой. Объем и интенсивность применяемых общеразвивающих, специально-подготовительных, соревновательных упражнений; количество повторений, серий, характер и продолжительность отдыха подбираются с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня подготовленности, психофизического состояния, условий мест занятий.

В спортивной тренировке наиболее распространены смешанные (комплексные) учебно-тренировочные занятия, направленные на решение задач обучения технике, воспитания физических и личностных качеств, контроль за уровнем физической подготовленности. В учебно-тренировочных занятиях такой направленности целесообразна следующая последовательность выполнения упражнений:

· упражнения преимущественно для обучения технике или тактике и совершенствования в ней;

· упражнения, направленные на развитие быстроты;

· упражнения, направленные преимущественно на развитие силы;

· упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости.

Продолжительность основной части учебно-тренировочного занятия - 55-60 мин.

Заключительная часть учебно-тренировочного занятия предназначена для постепенного снижения нагрузки и, соответственно, восстановления организма. Содержание заключительной части обычно составляют упражнения невысокой интенсивности (малоинтенсивный бег, ходьба, а также дыхательные, маховые, растягивающие и релаксационные упражнения) [7].

Управление тренировочным процессом возможно при наличии разработанных программ как отдельного учебно-тренировочного занятия, так и цикла занятий [1].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...