Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее представление о научении и его видах.




Многообразие проявления

Неоднородность сознания

Поле сознания неоднородно, в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая; это – «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, не расчленены; - это «периферия сознания».

Подвижность, динамичность сознания

4. Ритмичность сознания (Элементы сознания объединяются в блоки).

5. Объем сознания (В его фокусе одновременно могут находиться 3,4 – 6 элементов).

Т.о. Вундт установил то чему потом основывался Фрейд.

Для того чтобы познать психику ее нужно различать на элементы.

Элемент сознания – это дальняя не разложенная единица психологической материи.

По Вундту элементы бывают 2-х видов: объективные и субъективные. Объективные идут от мира (элементами объективного мира является ощущение). Ощущения отличаются по:

- качеству

- интенсивности

- длительности

Субъективные элементы – эмоции, переживания. Идут от субъекта. Существует 3 группы субъективных элементов:

- удовольствие, неудовольствие

- возбуждение, успокоение

- напряжение, разрядка.

Связи.

Радость – это сложное переживание

Радость = удовольствие + возбуждение

Надежда = удовольствие + напряжение

Страх = неудовольствие + напряжение

Данный подход в истории науки называется структуалистическим подходом

ОСНОВ. ПОСТУЛАТЫ ПСИХ. СОЗНАНИЯ:

1. Предметом психологии должны быть факты сознания.

2. Факты открыты мне и никому др.

3. Изучать факты сознания можно только путём самонаблюдения. Основ. метод интроспекция.

4. Условием личного познания, является раздвоение сознания или рефлексия – наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность (Локк).

?5. Метод самонаблюдения. Критический анализ метода интроспекции. Проблема объективного метода в психологии.

В психологии сознания метод интроспекции (букв.«смотрения внутрь») был признан не только главным, но и единственным методом психологии.

Идейным отцом метода интроспекции считается английский философ Дж.Локк (1632-1704).

Локк считал, что существует два источника всех наших знаний: первый источник – это объекты внешнего мира, второй – деятельность собственного ума. На объекты внешнего мира мы направляем свои внешние чувства и в результате получаем впечатления (или идеи) в внешних вещах. Деятельность нашего ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого, внутреннего, чувства – рефлексии. Рефлексия, по Локку, - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность».

У Локка содержится два важных утверждения

1. Существует возможность раздвоения, или «удвоения», психики. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня – восприятия, мысли. Желания; процессы второго уровня – наблюдение, или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний.

2. Деятельность души первого уровня есть у каждого человека и даже ребенка. Душевная деятельность второго уровня требует специальной организации. Это специальная деятельность. Без нее знание о душевной жизни не возможно.

 

Оба эти тезиса, а именно возможность раздвоения сознания и необходимость организации специальной деятельности для постижения внутреннего опыта, были приняты на вооружение психологией сознания. Были сделаны следующие выводы:

 

1. Психолог может проводить психологические исследования только над самим собой. Если он хочет знать, что происходит с другим, то должен поставить себя на в те же условия, пронаблюдать себя и по аналогии заключить о содержании сознания другого человека;

2. Поскольку интроспекция не происходит сама собой, а требует особой деятельности, то в ней надо упражняться, и упражняться долго.

 

Психологи того времени отмечали важные преимущества метода интроспекции.

Во-первых, считалось, что в сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений. Н-р, если мы захотим поднять руку и поднимем ее, то причина действия нам непосредственно известна: она присутствует в сознании в форме решения поднять руку.

Второе достоинство: интроспекция поставляет психологические факты, так сказать в чистом виде, без искажений.

Эксперименты наиболее строгих интроспекционистов (Э. Титченера и его учеников) осложнялись еще двумя дополнительными требованиями.

Во-первых, интроспекция должна была направляться на выделение простейших элементов сознания, т.е. ощущений и элементарных чувств.

Во-вторых, испытуемые должны были избегать в своих ответах терминов, описывающих внешние объекты, а говорить только о своих ощущениях, которые вызывались этими объектами, и о качествах этих ощущений. Н-р, испытуемый не мог сказать: «Мне было предъявлено большое, красное яблоко». А должен был сообщить следующее: «Сначала я получил ощущение красного, а оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого, одновременно с которым возникло легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусового ощущения. Появилось также быстро преходящее мускульное ощущение в правой руке…».

Ответ в терминах внешних стимулов объектов был назван Э. Титченером «ошибкой стимула» - известный термин интроспективной психологии.

 

Т.о., стали обнаруживаться крупные проблемы и трудности.

1. не было практических результатов

2. противоречивость выводов у разных ученых

3. нельзя проверить результаты, полученные методом интроспекции

4. тезис о непосредственной открытости сознания субъекту

тоже оказался несостоятельным

5.тезис о раздвоении сознания, как условие лучшего отражения психики тоже не подтвердился.

 

?6. Психология как наука о поведении. Основные постулаты и понятия бихевиоризма. Экспериментальные исследования в рамках классического бихевиоризма, их достоинства и недостатки.

Во втором десятилетии нашего века в психологии произошло очень важное событие, названное «революцией в психологии». В научной печати выступил американский психолог Дж. Уотсон, который заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название «бихевиоризм» (от англ. Behavior - поведение). Публикация Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии.

Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна вести научный объективный метод. Были сформулированы требования к психологическим факторам.

1. Психологический фактор должен быть наблюдаемым.

2. Он должен быть проверяемым.

3. Психологический фактор должен быть фиксируемым.

Поскольку сознание этим требованиям не удовлетворяет оно не может быть предметом исследования. Этим методом по Уотсону удовлетворяет поведение. Именно оно и должно быть предметом психологии, а методом должно быть внешнее наблюдение.

Поведение – это совокупность элементарных двигательных реакций, каждая из которых возникает на воздействие определенного стимула.

Единицей поведения по Уотсону является: S → R (стимул, реакция).

S- физическое воздействие

R- инстинктивное решение, движение как ответ на стимул.

Позже понятие стимул и реакция были расширены. В качестве стимула стали рассматривать – пробную ситуацию, а в качестве реакции – поведение субъекта к данной ситуации.

Классификация поведенческих фактов.

Что такое факты поведения?

1. Внешние проявления физиологических процессов

2. Движения, жесты

3. Действия

4. Поступки

Задачи психологии поведения:

1. Описать основные типы реакций

2. Научиться по стимулу предсказывать реакцию человека и, наоборот, по реакции определять стимул

3. Научиться в результате управлять поведением.

Реализация этих задач:

а) Уотсон описал врожденные реакции у ребенка (чихание, икание, сосание, плач и т.п.)

б) установил и описал стимулы которые вызывают эти реакции

в) Уотсон поставил вопрос, как из этих элементарных реакций формируется сложное поведение?

Общее представление о научении и его видах.

Научение – целесообразное устойчивое поведение, достигаемое в результате собственной активности. Механизмом обучения является – обусловливание – это сочетание двух стимулов, первый из которых является безусловным (это подкрепление), а второй нейтральный.

Уотсон опираясь на опыт Павлова раскрыл и описал 3 закономерности классического обусловливания.

1. Прочность условной реакции зависит от интенсивного подкрепления и числа сочетаний.

2. Преобразование условной реакции сначала имеет место обобщения (генерализации), а затем различения (диффиренциация).

3. При отсутствии подкрепления условная реакция сначала угасает, а потом идет спонтанное восстановление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...