Тревожность как мотив деятельности.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Тревога – неопределенная угроза, неопределенный страх. Мы не знаем, что нам угрожает. Страх – это определенная тревога, они знают чего бояться. В психологии употребляются следующие термины: личностная тревожность – черта характера; ситуативная тревожность – от случая к случаю.
?26. Понятие личности в науках о человеке. Основные подходы к пониманию свойств, структуры и типов личности. Личность изучают многие науки: история, философия, социология, антропология, медицина, педагогика, психология и др.
В результате в современной науке существует более 80 определений термина личности. Философия: личность – совокупность всех общественных отношений. Типы отношений: отношение к труду, к другим людям, к себе, к окружающей среде. Педагогика: личность – система развивающихся отношений человека к миру и с миром, к себе и с собой Психология: личность - совокупность конкретных связей и отношений данного конкретного человека как субъекта сознательной деятельности и отношения в общении. Личностью не рождаются, личностью становятся в результате деятельности, активности.
Из любого индивида можно сделать личность. Сопутствующие понятия: человек, индивид, индивидуальность, субъект. Человек – совокупность физиологических, психологических, генотипических, и фенотипических свойств. Индивид – это совокупность физиологических, психологических и генотипических свойств. Личность – совокупность фенотипических свойств. Индивидуальность – совокупность физиологических, психологических, генотипических, и фенотипических свойств данного конкретного человека. Отличающего его от других людей.
Понятие субъекта включает следующие свойства:
1) Активность 2) Множественность проявлений и наличие противоречий 3) Способность к саморазвитию 4) И изменению себя Основные периоды исследования личности в истории науки. 1. от древних мыслителей до начала 19 века – философско-литературный период. Работали философы и литераторы. Вопросы которые они исследовали: 1) нравственная и социальная сущность человека 2) о причинах поступков и поведения людей. Их метод – наблюдение и самонаблюдение. 2. все 19 столетие, личность изучали врачи клиницисты и психиатры – клинический период. Наблюдали за больными людьми. Предмет – особенности личности больного человека. Они их оценивали по полярным шкалам (экстраверсия, интроверсия…). Это был очень узкий подход. Ряд качеств оставались за пределами изучения. 3. экспериментальный подход к личности – экспериментальный период. Предмет – личность нормального человека. Метод – эксперимент. Родоначальники – Айзенк, Кетелл. Личность – прижизненно формируемая система черт, которая определяет своеобразие мышления и поведения данного человека. Классификация учения о структуре и движущих силах развития личности. 1.Физиогномический – в основу брали внешний облик (уши, ноздри) 2.психоаналитический и гуманистический – потребности, мотивы, ценности Деятельностный и бихевириальный подход 4.Социально-психологический – главное в характеристики личности – это его роль (начальники-подчиненные) Когнетивистский подход Платонов выделял 4 блока: 1. Степень напряженности базальной потребности (соматотип, тип ВНД, половые и возрастные особенности, задатки). 2. Блок интеллекта (внимание, память…) 3. Блок социального опыта (соц.роли, стереотипы, статус, самоценка) 4. Блок направленности (убеждения, мотивы, цели, интересы, планы) Современные представления о личности, ее развитии и строении.
3 субъекта: 1.Природный субъект – это то что у Платонова в 1 блоке 2.Социальный субъект – 3 блок у Платонова 3.Духовный субъект – общечеловеческие принципы (не убей, не укради).
?27. Представление о субъекте деятельности, свойства субъекта. Понятие личности в узком и широком смысле. Личность - совокупность конкретных связей и отношений данного конкретного человека как субъекта сознательной деятельности и отношения в общении. Личностью не рождаются, личностью становятся в результате деятельности, активности. Понятие личности в широком смысле слова «психическую жизнь человека, процессы и состояния, свойства и их системы» личность в узком смысле слова, «различные отношения человека и способы их проявления и осуществления в единстве, характеризующие нравственно-психологический облик индивида». Узкое определение личности не дает оснований различать личность и психику. Что касается более широкого определения, то в нем верно подчеркиваются направленность («различные отношения человека»), единство и этический аспект. Понятие субъекта включает следующие свойства: 5) Активность 6) Множественность проявлений и наличие противоречий 7) Способность к саморазвитию 8) И изменению себя Сопутствующие понятия: человек, индивид, индивидуальность, субъект. Человек – совокупность физиологических, психологических, генотипических, и фенотипических свойств. Индивид – это совокупность физиологических, психологических и генотипических свойств. Личность – совокупность фенотипических свойств. Индивидуальность – совокупность физиологических, психологических, генотипических, и фенотипических свойств данного конкретного человека. Отличающего его от других людей.
Из любого индивида можно сделать личность.
Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания 4 основных понятий: индивид, субъект деятельности, личности и индивидуальность. Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида.
? 28. Учение А. Маслоу о самоактуализации (самоактуализирующаяся личность, САТ, патология метапотребностей). Теория самоактуализации личности по Маслоу (50-60-е годы ХХ века): наиболее высокая потребность человека - потребность в самоактуализации. По Маслоу, самоактуализация - это становление человека тем, кем он хочет и может стать.
Самоактуализация - это полное раскрытие талантов и способностей личности; это реализация творческого потенциала личности: каждый человек талантлив и способен. Существуют самоактуализированные люди, их черты: - стремление к реализации своего творческого потенциала - доброжелательность - философское невраждебное чувство юмора - адекватная самооценка - опыт внешних переживаний и …………. Структура потребностей по Маслоу: выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию: 1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе) 2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность) 3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе) 4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении) 5. потребность в самоактуализации 1-4 группы являются насыщаемыми потребностями, которые можно полностью удовлетворить. 5-я потребность - человек может очень долго реализовывать свой личный потенциал. По мнению Маслоу, для того чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, у него должны быть удовлетворены все предыдущие группы потребностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|