Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тревожность как мотив деятельности.




Тревога – неопределенная угроза, неопределенный страх. Мы не знаем, что нам угрожает.

Страх – это определенная тревога, они знают чего бояться.

В психологии употребляются следующие термины: личностная тревожность – черта характера; ситуативная тревожность – от случая к случаю.

 

?26. Понятие личности в науках о человеке. Основные подходы к пониманию свойств, структуры и типов личности.

Личность изучают многие науки: история, философия, социология, антропология, медицина, педагогика, психология и др.

 

В результате в современной науке существует более 80 определений термина личности.

Философия: личность – совокупность всех общественных отношений.

Типы отношений: отношение к труду, к другим людям, к себе, к окружающей среде.

Педагогика: личность – система развивающихся отношений человека к миру и с миром, к себе и с собой

Психология: личность - совокупность конкретных связей и отношений данного конкретного человека как субъекта сознательной деятельности и отношения в общении.

Личностью не рождаются, личностью становятся в результате деятельности, активности.

 

Из любого индивида можно сделать личность.

Сопутствующие понятия: человек, индивид, индивидуальность, субъект.

Человек – совокупность физиологических, психологических, генотипических, и фенотипических свойств.

Индивид – это совокупность физиологических, психологических и генотипических свойств.

Личность – совокупность фенотипических свойств.

Индивидуальность – совокупность физиологических, психологических, генотипических, и фенотипических свойств данного конкретного человека. Отличающего его от других людей.

 

Понятие субъекта включает следующие свойства:

1) Активность

2) Множественность проявлений и наличие противоречий

3) Способность к саморазвитию

4) И изменению себя

Основные периоды исследования личности в истории науки.

1. от древних мыслителей до начала 19 века – философско-литературный период. Работали философы и литераторы.

Вопросы которые они исследовали: 1) нравственная и социальная сущность человека 2) о причинах поступков и поведения людей. Их метод – наблюдение и самонаблюдение.

2. все 19 столетие, личность изучали врачи клиницисты и психиатры – клинический период. Наблюдали за больными людьми.

Предмет – особенности личности больного человека. Они их оценивали по полярным шкалам (экстраверсия, интроверсия…). Это был очень узкий подход. Ряд качеств оставались за пределами изучения.

3. экспериментальный подход к личности – экспериментальный период. Предмет – личность нормального человека. Метод – эксперимент. Родоначальники – Айзенк, Кетелл.

Личность – прижизненно формируемая система черт, которая определяет своеобразие мышления и поведения данного человека.

Классификация учения о структуре и движущих силах развития личности.

1.Физиогномический – в основу брали внешний облик (уши, ноздри)

2.психоаналитический и гуманистический – потребности, мотивы, ценности

Деятельностный и бихевириальный подход

4.Социально-психологический – главное в характеристики личности – это его роль (начальники-подчиненные)

Когнетивистский подход

Платонов выделял 4 блока:

1. Степень напряженности базальной потребности (соматотип, тип ВНД, половые и возрастные особенности, задатки).

2. Блок интеллекта (внимание, память…)

3. Блок социального опыта (соц.роли, стереотипы, статус, самоценка)

4. Блок направленности (убеждения, мотивы, цели, интересы, планы)

Современные представления о личности, ее развитии и строении.

3 субъекта:

1.Природный субъект – это то что у Платонова в 1 блоке

2.Социальный субъект – 3 блок у Платонова

3.Духовный субъект – общечеловеческие принципы (не убей, не укради).

 

?27. Представление о субъекте деятельности, свойства субъекта. Понятие личности в узком и широком смысле.

Личность - совокупность конкретных связей и отношений данного конкретного человека как субъекта сознательной деятельности и отношения в общении.

Личностью не рождаются, личностью становятся в результате деятельности, активности.

Понятие личности в широком смысле слова «психическую жизнь человека, процессы и состояния, свойства и их системы»

личность в узком смысле слова, «различные отношения человека и способы их проявления и осуществления в единстве, характеризующие нравственно-психологический облик индивида».

Узкое определение личности не дает оснований различать личность и психику. Что касается более широкого определения, то в нем верно подчеркиваются направленность («различные отношения человека»), единство и этический аспект.

Понятие субъекта включает следующие свойства:

5) Активность

6) Множественность проявлений и наличие противоречий

7) Способность к саморазвитию

8) И изменению себя

Сопутствующие понятия: человек, индивид, индивидуальность, субъект.

Человек – совокупность физиологических, психологических, генотипических, и фенотипических свойств.

Индивид – это совокупность физиологических, психологических и генотипических свойств.

Личность – совокупность фенотипических свойств.

Индивидуальность – совокупность физиологических, психологических, генотипических, и фенотипических свойств данного конкретного человека. Отличающего его от других людей.

 

Из любого индивида можно сделать личность.

 

Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания 4 основных понятий: индивид, субъект деятельности, личности и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида.

 

 

? 28. Учение А. Маслоу о самоактуализации (самоактуализирующаяся личность, САТ, патология метапотребностей).

Теория самоактуализации личности по Маслоу (50-60-е годы ХХ века): наиболее высокая потребность человека - потребность в самоактуализации. По Маслоу, самоактуализация - это становление человека тем, кем он хочет и может стать.

Самоактуализация - это полное раскрытие талантов и способностей личности; это реализация творческого потенциала личности: каждый человек талантлив и способен.

Существуют самоактуализированные люди, их черты: - стремление к реализации своего творческого потенциала - доброжелательность - философское невраждебное чувство юмора - адекватная самооценка - опыт внешних переживаний и ………….

Структура потребностей по Маслоу: выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию: 1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе)

2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность)

3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе)

4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении)

5. потребность в самоактуализации 1-4 группы являются насыщаемыми потребностями, которые можно полностью удовлетворить. 5-я потребность - человек может очень долго реализовывать свой личный потенциал. По мнению Маслоу, для того чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, у него должны быть удовлетворены все предыдущие группы потребностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...