Закономерности классического обусловливания.
1. У + Б – условный + безусловный (выработка условной реакции) 2. У – условная реакция (угашение) 3. Спонтанное установление условной реакции 4. Повторное угашение Уотсон ставит себе? подтверждаются ли эти закономерности на людях Чего боится взрослый человек? (змей, собак, огня, мышей) Чего боится новорожденный? (громкие звуки, потеря равновесия) Что любит ребенок? (все теплое, мягкое, пушистое) Как отучить ребенка? Отучение – угашение ранее выработанной реакции. Это переучивание. Это многократное повторение ситуации научения без подкрепления или наоборот, с положительным подкреплением. Инструментальное (Торндайк) или оперантное (Скиннер) научение. Научение – это постепенное изменение актуального или потенциального поведения полученного в результате опыта. Механизм инструментального научения -постепенное исчезновение ошибок в результате установления связи между удачным способом поведения и его последствия, т.е. по сути это тоже обусловливание. Роль подкрепления играет последствия удачной пробы. Если проба приводит к успеху, то она закрепляется в поведении как удачная операция. Инструментальное по Торндайку и оперантное по Скиннеру научение это одно и тоже. ЖР – желаемый результат НР – не желаемый результат ПП – положительное подкрепление Н – наказание У – угашение ОП – отрицательное подкрепление Закономерности оперантного научения. 1. + п – подкрепление приводят к повышению вероятности соответствующего поведения 2. Угашение и наказание приводят к понижению вероятности соответствующего способа поведения. Понятие промежуточной переменной и когнитивных карт.
Э. Толмен предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» - V, в результате чего эта схема приобрела вид S – R – V. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал – внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т.е. влияют на внешнее поведение. Когнитивная карта – представление о местности на которой действует субъект.
Заслуги бихевиоризма. 1. Объективный метод исследования психики 2. Расширил класс объектов, у которых можно изучить психику 3. Новые экспериментальные методики (проблемные ящики, лабиринты, проблемные клетки). 4. Изучили механизмы формирования навыков Недостатки: 1. Недоучет сложности психической деятельности 2. Сближение психики животного и человек ?7. Предмет исследования в гештальтпсихологии. Основные понятия и положения гештальтпсихологии. Гештальтпсихология и гештальттерапия. Гештальтпсихология – одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса. Оно возникло в Германии в начале 20 веке. Gestalt (нем.) – образ, форма – в современной психологии понимают – качество целостной структуры. Основоположники – К.Коффка, К. Левин, М.Вертгейм, В.Келлер, Ф.Перлз – автор гештальттерапии. Начали с изучения восприятия и было обнаружено, что человек воспринимает целыми образами или гештальтами. Основные положения: Психологической деятельности свойственно стремление к целостности, к завершенности. Примеры: 1)Способность воспринимать действенность целостных форм является вроженной (цыпленок - зерно). 2)Стихотворение, мелодия 3)Закономерность свойственна и социальному уровню восприятия, например, группа больше чем совокупность составляющих ее людей. Эффект Эскадрона (то что может сделать эксадрон, не может сделать отдельный всадник). Целое – больше суммы его частей. 2.незавершенное действие (намерение) оставляет след в психике, вызывает напряжение, которое стремится разрядиться в реальном или символическом плане.
Пример: эффект Зейгарника 3.невозможность завершить гештальт, отсутствие целостности задерживает, закрепляет в психике напряжение, которое позже проявляется в виде невротической симптоматике: чувство вины, беспомощности, пассивности в виде депрессивных проявлений, неспособность принимать решения → в таких случаях необходима гештальттерапия. Цель: завершить гештальт, хотя бы в символической форме, завершив тем самым утраченную целостность. Методом гештальттерапии является психодрама – внутренний конфликт выводится во внешний план, проблема осознается и тем самым проявляется возможность управлять ею. ?8. Несознаваемые психические процессы как предмет психологического исследования, их классификация и общая характеристика. Неосознаваемые психические процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала нашего века. Уже первые результаты этого изучения фактически нанесли смертельный удар по психологии сознания, вполне несоизмеримый с тем, который она получила со стороны бихевиоризма.
Все неосознаваемые процессы можно разделить на 3 больших класса: Неосознаваемые механизмы сознательных действий а) неосознаваемые автоматизмы б) явления неосознаваемой установки в) неосознаваемые сопроводители сознательных действий Неосознаваемые побудители сознательных действий 3. «Надсознательные» процессы. Термин несознаваемые употребляется в психологии там, где надо ответить на вопрос «как совершается действие». Термин бессознательное – «ради чего совершается действие» Термин надсознательное – «где формируется результат сознательной деятельности» Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно – действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе». Неосознаваемые механизмы, выделяют 2 вида: 1. Первичные автоматизмы (автоматические действия) – врожденные, не осознаются и не поддаются контролю (сосательные движения, мигании, схватывание предмета, ходьба и т.п.). 2. Вторичные автоматизмы (автоматизированные действия или навыки) – они формируются, осознаются, могут контролироваться в случае необходимости (езда на велосипеде). Пример, игра на фортепиано.
Навыки – это автоматизированные действия, не требующие контроля сознания, но навык иногда осознается и может корректироваться (улучшаться). Навыки выполняют за человека массу «черновой работы». Навыки тесным образом связаны с умением. Автоматизмы бывают: двигательные, слуховые, перцептивные, умственные и т.п. Несознаваемые установки. Установка – предрасположенность, готовность организма (субъекта) реагировать определенным образом на стимул. Навык регулирует выполнение действия, а установка – предшествует ему. Выделяют несколько видов установок: моторные, перцептивные, социальные и т.п. Неосознаваемые сопроводители сознательных действий. В качестве примера к неосознаваемым процессам можно отнести мимику, автономные движения, вегетативные реакции. П-р, когда режим ножницами, соболезнование на порез пальца другого человека и т.д. Ассоциативный эксперимент К. Юнга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|