Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в) Ультразвук на страже железной дороги




 

Две акустические волны "пообщаются" между собой, и появится третья - совсем не похожая на "родителей". Она-то и сообщит о том, что в объекте - например, колесе поезда или опоре моста появилась крошечная трещина, грозящая со временем вырасти в большую проблему. Приблизительно так работает первый, пока лабораторный образец прибора, созданного недавно учеными Нижнего Новгорода при поддержке РФФИ и Фонда содействия развитию МП НТС.

В настоящее время мы восхищаемся блистательными достижениями науки и техники. Только обходчик с железным молоточком на длинной ручке по-прежнему ходит вдоль составов, как когда-то его предшественник - вдоль поездов Императорской железной дороги, внимательно простукивая и прослушивая каждое колесо. Причем нельзя сказать, что высокие технологии область эту обошли стороной. Найти трещинки в колесах, да и вообще в металлических конструкциях, можно и вполне современными методами, а не на слух. Только вот самые эффективные приборы обычно и самые громоздкие, а компактные, наоборот, не слишком чувствительны. Например, для рентгена или "сквид"-микроскопа найти трещину или пропущенную при отливке колеса раковину - пара пустяков. Но это довольно сложно и очень дорого. А ультразвуковые приборы позволяют выявить только довольно крупные дефекты, поскольку небольшие и сигнал дают малой интенсивности. Так что обнаружить дефект на ранней стадии не удается.

Свое решение проблемы предлагают ученые из Нижнего Новгорода - сотрудники Института прикладной физики РАН. Созданный ими при поддержке РФФИ и Фонда содействия развитию МП НТС компактный и недорогой прибор, собранный из отечественных деталей, находит микроскопические трещины в колесах поезда, лопатках турбин и опорах мостов быстро и эффективно.

Устройство, парадное название которого - система акустического неразрушающего контроля, основано на использовании нелинейных акустических эффектов. Проще говоря - на том факте, что, встретив на своем пути небольшие разрывы сплошности, то есть трещины или подобные им дефекты, две правильно выбранные акустические волны возбудят третью - со своими собственными, отличающимися от исходных, параметрами.

"Собственно принцип, на котором основано действие нашей системы, достаточно хорошо известен, - говорит руководитель работы ведущий научный сотрудник Вениамин Назаров. - Трудно было реализовать его в приборе с разумными рабочими характеристиками. Нам это удалось. Лабораторный образец нашей системы мы спроектировали и изготовили вместе с коллегами, сотрудниками малого предприятия ООО НТЦПИ "Гран". Установку мы уже опробовали - и в лаборатории, и, что называется, в жизни, в вагоно-колесной мастерской Горьковской железной дороги. Железнодорожники ее одобрили - работает быстро, чутко, информативно, и помех не боится. Теперь речь идет уже и о промышленном выпуске. Во всяком случае, мы конструкцию промышленной установки разработали".


Заключение

Железные дороги в настоящее время - основное звено в транспортной системе хозяйства страны. Их удельный вес в общих грузовых перевозках постоянно увеличиваются. По сравнению с другими отраслями хозяйства железнодорожный транспорт имеет существенные особенности. Его эффективность обусловлена общей технологией. Это позволяет координировать усилия множества участников перевозочного процесса, руководить эксплуатационной деятельностью на все железнодорожной сети.

Сегодня железные дороги - один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли - необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.

Если железнодорожный транспорт будет идти в ногу с развитием технического прогресса, то эта отрасль долго еще останется одной из основных отраслей хозяйства. Пример тому - поистине ренессанс, переживаемый железными дорогами благодаря появлению высокоскоростных специализированных пассажирских линий, на которых достигаются скорости 300-350 км/ч и более. Пассажиры предпочитают их реактивным самолетам! В Европе, Азии, Америке создана целая сеть таких дорог. Ожидают своей очереди поезда на магнитной подушке, скорости которых могут достигать 600-700 км/ч. Совершенствуются и грузовые перевозки. Специализированные грузовые вагоны, ускоренные поезда с высокой точностью доставки грузов, четкое взаимодействие с морским, речным, автомобильным транспортом обеспечивают дополнительные преимущества в использовании железных дорог.

Реализация ряда технических решений, смелых проектов и инициатив, предпринятых железными дорогами в последнее время, подтверждает способность железнодорожного транспорта к своевременной адаптации. Железная дорога оказалась способной впитывать последние достижения научно-технического прогресса, будь то лазерная техника или спутниковая связь, компьютерные системы, принципиально новые материалы.

Оптимизм при взгляде будущее вселяет и то, что по сравнению с другими транспортными средствами железные дороги значительно полнее отвечают возросшим экологическим требованиям, обеспечивают экономное использование невосполняемых энергетических ресурсов, в большей степени соответствуют требованиям безопасности перевозок.

Велика роль железных дорог в поддержании более тесных контактов между странами. Железнодорожный транспорт является важным средством взаимодействия социальных и экономических структур мирового сообщества.


Список литературы

 

1. Верхотуров Д. Железные дороги России: настоящее и возможное будущее / Агентство политических новостей. М., 2007.

. Воронин В.В. Экономическая география РФ. Изд. «Самарская государственная экономическая академия». Самара, 1997. с. 327.

. Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 1989. с. 165.

. Попова Л. По единой колее - к единому пространству. Экономика и жизнь. М., 2009. № 39. с. 12.

. Павлов В.П. Железнодорожная статистика // Железнодорожный транспорт. Изд. «Транспорт». М., 2005. № 7. с.48.

. Стрельцов А. Отрасль в пути. Экономика и жизнь. М., 2006. № 1. с. 10.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...