Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. АБХАЗСКОЕ ПЛЕМЯ (Азега).




О стране, известной ныне под названием Абхазии, мало сохранилось преданий и почти никаких исторических данных, которые хотя несколько определяли бы минувшую судьбу ее, тождество прежних и нынешних ее обитателей и ту роль, которая выпадала на долю этой страны в переворотах, постоянно ознаменовывавших давно минувшую жизнь Кавказа и его часто менявшегося населения. Без этих данных невозможно разъяснение вопроса: аборигены ли нынешние обитатели Абхазии, или выходцы из других стран. Абхазцы сами себя называют Абсне и на этом основании, как уверяет Эйхвальд (1.311), считают себя потомками древних Египтян и Абесинян, между тем как по догадкам других ученых, они происходят от Армян. Генеалогия эта столь же не верна по своему противоречию, сколько и баснословна, как и все первоначальные генеалогии всех народов Земного Шара. – По мнению Броневского (см. его новейшие Истор. и Географ, известия о Кавказе. Москва 1823. Ч. 1. Стр. 319), Абхазцы то самое племя, которое в летописи Нестора встречается под именем Обези; но на чем основан у автора этот вывод, – мы не находим в его книге.

Достоверно известно, что в Средние Века и у Византийских писателей Абхазцы назывались ***** – и, по свидетельству Константина Багрянародного, писавшего около 948 года, населяли северный берег Черного моря от Сихии до Сотернополиса. В 550 году при императоре Юстиниане они приняли христианскую веру, впоследствии попали под власть Чингизханидов, а около конца XIV ст. были в рядах ополчения Темир-Хана против Баязета. – Вот вкратце все, что мы знаем по истории Абхазского племени.

В настоящее время Абхазское племя составляют:

1. АБХАЗЦЫ (Абсуа), которые занимают пространство по берегу Черного моря от р. Ингура до р. Бзыба.

Абхазия управляется туземным владетелем из древнего рода Ач (Шарвашидзе), который, при содействии Русского Правительства, имеет большое влияние на народ. С покорением Цебельды и части Псху, Абхазия успокоилась от внутренней вражды и волнений. Главные укрепления здесь Сухум-Кале, Бомборы, Пицунда и Гагры. Они все, за исключением Бомбор, построены на берегу Черного моря.

Неопределенность отношений владельцев к владетелю порождает иногда несогласие, и общество Гуми (в округе Сухумском, в стороне Цебельды), по гористому своему местоположению, служа притоком беспокойных людей, отваживается на беспорядки и хищничества. Владелец округа не в состоянии их усмирить и сам владетель Абхазии не может приняться за это иначе, как вооруженною рукою.

Главная промышленность жителей состоит в продаже пальмового дерева (bois de buis) в Турцию и винограда Грузинам и Армянам. Земледелием и скотоводством занимаются весьма мало. Податей нашему Правительству никаких не платят.

2. САМУРЗАКАНЦЫ, на берегу Черного моря южнее Абхазии, от р. Охури до Ингура.

Самурзакан, обитаемая однородным с Абхазцами племенем, считалась прежде округом Абхазии, а позднее вошла в состав управления владетеля Мингрелии, но власть его над Самурказанью была столь слаба, что не могла прекратить беспорядков и внутренних несогласии. – Страна эта несколько лет сряду была предметом споров между владетелями Абхазии и Мингрелии. Присоединение Самурзакани к нашим владениям наконец совершилось в 1839 году, а в 1840 последовало Высочайшее повеление о причислении се к землям, состоящим в непосредственном заведывании Правительства. В том же году назначен был пристав из Русских офицеров, состоявший в ведении начальника 4-го Отделения Черноморской Береговой Линии. Большая часть жителей Самурзакани христиане, податью не обложены, совершенно покорны, не смотря на свой воинственный характер, но не отвыкли еще от мелкого воровства и разбоя. В Самурзакани были построены крепости Илоры и Анаклия, но они впоследствии упразднены, так как особенной необходимости в них не представлялось.

3. ЦЕБЕЛЬДИНЦЫ (Замбал). – Цебельду Черкесы называют Хирпс-Куадж, т.е. аулом Херпса, по имени родоначальника Цебельдинцев Херпсеа Маршания. Страна эта расположена на юго-западном скате Кавказского хребта, по верховью р. Кодора и ближайшим к ней ущельем.

Цебельда покорилась нашему Правительству в 1837 году и с тех пор управляется приставом. Верхняя Цебельда (Даль), лежащая по верховьям р. Кодора, весьма гористая и трудно проходимая, служила убежищем людей беспокойных, находивших содействие в разных непокорных племенах, как-то: Псху, Ахчипсоу и Айбуга. Возмущение Цебельдинцев, в 1840 году, побудило построить на урочище Марамба укрепление и взять у них аманатов. Этою мерою и покорением Псху было водворено спокойствие Цебельды, но для прочного порядка необходимо было усмирить Верхнюю Цебельду (Даль), что и было сделано в декабре 1840 года; тогда часть народонаселения с верховьев Кодора переселена в Абхазию и Цебельду. Но как впоследствии все эти переселенцы бежали, то, чтобы утвердиться в Дале, в 1842 году было предположено устроить на вершинах Кодора военное поселение из 200 семейств. Предположение это удостоилось Высочайшего утверждения.

4. САДЗЕН (Садзуа или Джигеты). Земля их граничит на востоке р. Бзыб, на з. и ю. Черным морем, на с. Кавказским хребтом.

Джигетов составляют:

а) Псху. Племя это обитает на верховьях р. Бзыба и Меджиты.

Оно весьма склонно к хищничеству и производить торг пленными, забираемыми преимущественно в Абхазии. Часть его в 1840 году покорилась, выдала аманатов и приняла к себе пристава. Другая часть общества Садзуа (Джигетов), живущая в окрестностях укрепления Св. Духа, в 1841 году изъявила тоже покорность и отказалась от содействия Убыхам в набегах на наши пределы. Впрочем, во время возмущения Цебельдянцев в 1840 году племена эти оставались совершенно спокойными, что и подает надежду на их покорность.

б) Ахчипсоу, живут по верховьям pp. Псху и Мдзымта. Никому непокорные, они отличаются духом воинственным, отважным и находятся в тесной связи с Убыхами. Крайне гористая местность, при значительном народонаселении, затрудняет их покорение. Единственная вьючная дорога к этому племени идет через землю Псху, со стороны же моря к нему нет доступа. Покорением Ахчипсоу может быть решен вопрос о покорности всего племени Садзуа, и откроется путь в землю Убыхов.

в) Айбуга, обитают между обществами Ахчипсоу, Псху, Цандрипш, на пространстве между pp. Псху и Бзыбом и выше верховья реки Хашупсе.

Это – небольшое разбойничье общество, производящее преимущественно грабежи в Абхазии.

Все упомянутые три общества: Псху, Ахчипсоу и Айбуга, известны у Черкес, живущих на северной стороне Кавказских гор, под общим именем Медовеевцев, которые ведут с ними открытую вражду.

г) Цандрипш, живут по берегу Черного моря от устья реки Бзыба до устья реки Хашупсе, во внутрь же края простираются до Ахчипсоу и Айбуга.

Общество Цандрипш составляет владение князей Цан или Цанбеев; часть Цандрипша и небольшое общество Хышха (в верховья Хашупсе), принадлежащее князьям Аншбадзе, покорилось в 1840 году и выдало аманатов; но покорность эта ненадежна по влиянию на это общество беспокойных соседей – Убыхов, которые в конце 1840 года разорили князей Цанбеев за преданность их нашему Правительству.

д) Кечьба, владение князей Кечь, лежащее между pp. Мдзымта и Хашупса, и

е) Аредба, владение князей Аред, находящееся между pp. Мдзымта и Хоста, на берегу Черного моря до границ Убыхского общества Саше.

Два эти общества, как и вообще приморские Джигетские, расположены к покорности, но удерживаются страхом Убыхов и Ахчипсоу, покорение сего последнего повлекло бы за собою и покорность всех приморских обществ.

ж) Цвиджа и з) Бага, между реками Хоста к Мдзымта и обществами Ахчипсоу и Аредба.

Два небольшие общества, не имеющие самостоятельности, потому что состоят из пришельцев и людей свободного состояния. Они находятся под сильным влиянием Убыхов, а в особенности князей Берзеков.

5. АБАЗИНЦЫ (Алтыкисек или Басихог). Они населяют самую возвышенную полосу по северной покатости хребта, на пространстве между верховьями Кумы, Подкумка, на левом берегу Кубани и у истоков рек Кефары, Бежеона, Лабы, Ходза и Губса. Племя это разделяется на Кумских и Кубанских Абазинцев.

а. Кумские Абазинцы (на верхней Куме и Подкумке в 4-х аулах). Они управляются карачаевским приставом. Верхние Кумские Абазинцы вели под предводительством князя Нартуко упорную войну во время восстания Большой Кабарды в 1822 году, но наконец усмирены и покорились генералу Ермолову.

б. Кубанские Абазинцы, – подчинялись прежде князьям Большой Кабарды, но в 1822 году также изъявили покорность нашему Правительству.

6. БЕСИЛЬБЕЙ, обитали по верховьям pp. Урупа и Зеленчука. Они признают над собою власть узденей Мармиапи, бывшей княжеской фамилии, переселившейся с берегов Черного Моря на северную сторону Кавказских Гор, где она вынуждена была подчиниться Черкесским князьям, которые наложили на них дань, запретив им именоваться князьями. Когда же в 1834 году, вследствие похода в их землю генерала Засса, Бессильбеевцы изъявили покорность нашему Правительству, им было присвоено достоинство первостепенных узденей. Впоследствии они большею частью выселились за р. Лабу и Белую.

7. ТАМ (на верховьях Большой Лабы). Первенствующая у них фамилия уздени Заурумовы.

8. КИЗЫЛБЕКОВ АУЛ (за горою Ахмет, у верховьев реки Андрюк). Аул этот получил название от родоначальника его обитателей, Кизылбека, крымского султана, некогда укрывавшегося в их земле.

9. ШЕГИРЕЙ (по верховью реки Малой Лабы). Они платят дань Бесленеевским князьям Шолоховым и Кануковым.

Три последние, названные нами племена: Там, Кизылбек и Шегирей одинаково дики, хищны и бедны.

 

10. БАГО или БЕГ, живут в трех небольших селениях, расположенных у р. Ходз, на лесистой подошве горы Ашишбах. Баговцы особенно уважают узденей из фамилии Баг, платящих, подобно Шегиреевцам, дань князьям Шолоховым, и редко делают набеги на Кубанскую Кордонную Линию.

11. БРАКИ или БАРАКАЙ. Они занимают три селения на берегах р. Губса, близ подошвы главного Кавказского хребта. Баракаевцы также считаются данниками князей Шолоховых.

Первенствующими фамилиями у них считаются уздени Лях и Ангок, состоящие в родстве с Абхазскою фамилией Дауровых, почему и пользуются их покровительством.

Наконец нам остается упомянуть еще о грех княжеских фамилиях: Лови, Дударуковых и Бибердовых, выселившихся, вследствие внутренних несогласий, с подвластными узденями из Абхазии на северную сторону Кавказского хребта; от них в настоящее время остались:

12. ЛОВОВ АУЛ, по р. Куме, по правую сторону Кубани. – Общество это до чумы, свирепствовавшей здесь в 1814 году, было многочисленно, но с тех пор значительно уменьшилось.

13. ДУДАРУКОВ АУЛ, на левом берегу Кубани, против Баталпашинской станицы. Жители двух последних аулов совершенно покорны и находятся под управлением пристава Закубанских горских народов; податью не обложены и несут одинаковые повинности с Ногайцами, живущими по р. Кубани.

14. БИБЕРДОВ АУЛ, существовал до 1829 года, когда в наказание за измену был совершенно разорен нашими войсками.

 

II. СВАНЕТЫ.

Сванеты говорят языком, почти совершенно нам неизвестным, и потому трудно определить, к какому собственно они принадлежат племени. По географическому положению пределы занимаемой ими страны близко совпадают с одной стороны с Мингрелией и Абхазией, а с другой с Балкарцами и отчасти с Кабардою. Из небольшого числа слов, собранных г. полковником Бартоломеем во время поездки его в Вольную Сванетию, видно, что только третья часть их имеет корень грузинского языка, а остальные не имеют ничего общего с другими Кавказскими языками и наречиями.

Сванетия, от грузинского слова «сване» (*****) {* По преданию, название это впервые дала стране царица Тамара, бывшая в восхищении от красоты здешней природы. } убежище, приют, обитель, составляла издревле область грузинского царства и управлялась моуравами, которых назначали сами цари. По разделении грузинского царства при Александре I, Сванетия вместе с четырьмя княжествами: Абхазским, Гурийским, Мингрельским и Джигетским досталась имеретинскому царю. Но в последствии отпали от него Джигетия и Верхняя Сванетия с долиною Ингура; нижняя же Сванетия оставалась в повиновении до тех пор, пока Мингрелия в свою очередь не объявила себя независимою и вместе с Лечгумом перешла к Дадианам Мингрельским и с того времени все эти области постоянно ими управлялись.

Сванетия разделяется на Дадиановскую, Княжескую и Вольную.

1) ДАДИАНОВСКАЯ СВАНЕТИЯ. – Все почти народонаселение этой части Сванетии сосредоточено по течению верхнего Цхенис-Цкали, в 3-х деревнях: 1) Лентехи (120 дымов), составляющей собственность князя Дадиана; 2) Чолури (100 дымов), поместье князей Гарабхазовых и 3) Лашкети (200 дымов), принадлежащей князьям Гелуани, подданным мингрельских владетелей. Кроме названных деревень можно упомянуть еще о деревне Холети, состоящей из 20 дымов; все они расположены на берегу Хеледулы, в 5 верстах от Лентехи.

 

2) КНЯЖЕСКАЯ СВАНЕТИЯ. – Дадишкилиановская или так называемая княжеская Сванетия граничит к северу и северо-востоку с Карачаевцами и Цебельдинцами, от которых отделяется главным Кавказским и Цебельдинским хребтами, к юго-западу с Абхазией, Самурзаканью и Мингрелией; к юго-востоку с Мингрелией и Дадиановской Сванетией, от которой ее отделяет Сванетский хребет, наконец к востоку землями Латаль и Муллах – деревень Вольной Сванетии, лежащих за отрогами Эльбруса и Лейлы, образующими долины Бечу и Цхмари. Почти все народонаселение Сванетии расположено на правом берегу Ингура, по склону узких террас, отделенных одна от другой глубокими оврагами, спускающимися к реке.

Княжеская Сванетия разделяется между владельцами из рода князей Дадишкилиани. Всего в ней приблизительно считаете 516 дворов.

3) ВОЛЬНАЯ СВАНЕТИЯ – граничит к западу с имением князя Дадишкилиани, к югу Сванетский хребет отделяет ее от Дадиановской Сванетии, а главный Кавказский на севере и северо-востоке от одноплеменных с Карачаевскими народами Баксанцев, Чегемцев, Хуламцев и Малкарцев. В Вольной Сванетии 12 деревень: Ушкуль, Кала, Гадеш, Цвирли, Гели, Инари, Багреш, Муджали, Муллах, Местия, Леножеди и Латали с народонаселением, составляющим до 683 дыма.

До поездки полковника Бартоломеи в 1853 году, Сванетия менее всех других частей здешнего края была нам известна, по своей недоступности: жители всегда с недоверчивостью смотрели на попытки к изучению их страны, богатой памятниками древности и любопытной в этнографическом и других отношениях.

Желающим ближе познакомиться с Сванетии, я могу указать на превосходную статью полковника Бартоломея «Поездка в Вольную Сванетию», помещенную в III книжке Записок Кавказского Отдела Русского Географического Общества, и статью «Сванетия» князя Лобанова Ростовского, напечатанную в газете «Кавказ» за 1852 год в №№ 14, 15, 16 и 17. – Из последней заимствована большая часть сведений при настоящем описании этой части Кавказа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...