Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IX. ЛЕЗГИНСКОЕ ПЛЕМЯ (Дагестан)




Дагестан граничит к северу Андийским хребтом, отходящим от главного Кавказского у горы Барбало, и рекою Сулаком, куда граница переходит вблизи Ашильтинского моста; на восток Каспийским морем, и на запад главным Кавказским хребтом, который совершенно замыкает Дагестан с западной и южной стороны.

Примечание. Андийский Хребет известен под разными местными названиями: между Кистиею и Ункратлем его называют Снеговым (вовсе неизвестная нам часть хребта), в Андии – Черным, в Гумбете – Джалдари-меер и Салатау в Салатавии.

У восточных писателей Дагестан известен еще под именем Лезгистана, или страны Лезгов, потому что жителей его соседи называют Лезгинами. Эти Лезгины, у Персиян Лекзи, у Грузин, Армян и Осетин Леки, считаются между первобытными обитателями Кавказа. Древность – самого названия их подтверждается тем, что оно встречается у Страбона и Плутарха, упоминающих оЛпТС0^ и пЛ.»<,, как племенах, живших между Албанией и Амазонами. Этих ***** – ученый Клапрот (стр. 124 – 127) находит в нынешних Галгаях, населяющих места при впадении Шалгира в Сунжу. У Массуди, между прочим, сказана: Mohammed, fils de Yezid, reqne 44 aussi sur une partie de!a nouibreuse nation des Lekzes,. qui habstent les regionsies pins ejevees des ments Cabokh, et on peut dire que ces peuples constituent sa force etc., и несколько далее: Ces Lekzes independants nommes Donda-nis se croient insus de Doudan, fils d'Essed, fils de Kha-simet. (cм. d'Ohssou, Des peuples du Caucase etc., dans le dixieme siecle, ou Voyage d'Abou-El-Cassim p. 5).

Мовсей Хоренский, живший около 463 года по Р. X. свидетельствует о битве, случившейся в царствование армянского царя Баба (370 – 377 по Р. X.), в которой был убит царь Леков, по имени Шергир. По преданиям, сохранившимся у Грузин, Лезгины происходят от 5-го сына Форгама и праправнука Иафетока, по имени Лекоса, наследовавшего после смерти отца землю между морем к западу от Дербента до р. Ломеки. Сами Лезгины, как сообщает путешественник Рейнетс, рассказывают, что предки их еще в отдаленную эпоху вышли из Индии и поселились в Ширване, откуда они распространились на север Кавказа до Дона. Спустя 8 столетий, земля их была опустошена Хазарами (Ghyssr), которых Персияне вытеснили из юго-западной Армении, водворившись в Армению до подошвы Кавказских гор, в свою очередь вытеснили Лезгин в горы и утвердились в Ширване и на берегах Каспийского моря.

Здесь Лезгины, не смотря на частые разорения и продолжительное над ними иго Персиян и других иноплеменных народов, сохранили свой язык и мало изменили первобытный свой характер. При первом удобном случае они освобождались от иноплеменного владычества и если после кратковременной независимости снова делались добычею завоевателей, то причину тому должно искать в раздроблении народа на бесчисленные мелкие племена, которые, будучи разъединены постоянно, непримиримою враждою, никогда не могли слиться в одно целое и по физическим причинам, свойственным дикой и неприступной природе Дагестана. Если же иногда союз между ними мог образовываться, то весьма не надолго. В последнее время Шамилю удалось соединить все лезгинские племена Нагорного Дагестана и составить из них могущество и опору своей власти – опору впрочем шаткую и ненадежную.

Продолжительное разъединение лезгинского населения на множество мелких обществ имело последствием еще и то, что язык лезгинский раздробился на множество наречий, которые подходят под следующие главные наречия: Аварское, Казыкумыкское, Акушинское и Кюрринское (см. Asia polyglotta стр. 126, 127); некоторые из новейших путешественников присоединяют к исчисленным наречиям еще Дидойское и Капучинское.

Дагестан разделяется на Нагорный и При-Каспийский Край.

А. Нагорный Дагестан состоит из следующих владений и обществ:

1. САЛАТАУ (Нахбак). Салатавия лежит между Ауловским обществом, Кумыкскою плоскостью и Шамхальским владением. Она составляет наклонное плато, которое начинается с вершин Андийского хребта и оканчивается грядой лесистых холмов у пределов Кумыкской равнины. – Плато это прорезано вдоль склона черзвычайно глубокими, заросшими лесом, оврагами, из которых Теренгульский проходит вдоль почти всего края, разделяя его на две неравные половины.

Страна эта была гнездом возмущения, и главный аул ее Чиркей сделался весьма важным пунктом, как средоточие торговли в горах Дагестана и убежище мюридов. – Там собирались шайки хищников, которые грабили покорные нам Шамхальские владения, – Кумыков и проч. Несколько раз предпринимались для усмирения Салатавцев экспедиций и они, соображаясь с обстоятельствами, то покорялись, то снова отлагались. – В 1839 году они опять покорились, дали аманатов и управлялись приставом под ведением главного Лезгинского пристава, а тяжебные дела решались кадиями по шариату, но в 1840 году снова отложились, в наказание чего в 1841 году Чиркей взят отрядом генерала-от-инфантерии Головина и построено там Евгениевское укрепление. Под его защитою сел. Чиркей и ближайшее к оному Зубут, остались покорными, обложены были податью и причислялись к управлению Коменданта Евгениевского укрепления. – В 1843 году, во время общего восстания Дагестана, Салатавцы снова действовали против нас, за что в 1844 году были наказаны: Чиркей и другие деревни разорены совершенно, причем для защиты переправы через Сулак построены нами две большие башни.

Салатавцы, единственное из легзинских обществ, живущие на северном скате Андийского хребта, некогда славились своею зажиточностью и многочисленные стада их паслись на плоскости Шамхальской.

С занятием в нынешнем году Старого Бартуная, нет сомнения, положение Салатавии изменится.

2. ГУМБЕТ или БАКМОЛЯЛЬ, – на южном скате Кавказского хребта и по левому берегу Андийского Койсу.

Гумбетовцы, также как и Салатавцы, то покорялись нам, то снова отпадали. – Между прочим в 1839 году после взятия Ахульго, они изъявили покорность и управлялись приставом, состоящим в ведении главного Лезгинского Приставства, а тяжебные дела решались кадиями по шариату.

3. АНДИЙЦЫ занимают крутые уступы или террасы по левому берегу Андийского Койсу, в соседстве с Гумбетовцами.

Андийцы ведут в горах значительную торговлю и более других склонны к покорности, но удерживаются страхом наказания со стороны приверженцев Шамиля.

4. КОЙСУБУ или ХИНДАТЛЬ, при слиянии Андийского и Аварского Койсу, между Гумбетом и Авариею.

Койсубулинцы управлялись особым приставом, состоявшим в ведении командующего войсками в Северном и Нагорном Дагестане. – Между тем, как одни из Койсубулинских аулов были совершенно покорны, другие, напротив, служили главным притоном мюридов (Гимры). В 1843 году во время общего восстания Дагестана, общества эти также отложились.

5. АВАРИЯ, между Аварским и Андийским Койсу и непокорными обществами Нагорного Дагестана.

Авария была занята нашими войсками в 1837 году и с тех пор повиновалась нашему правительству; в Хунзахе было воздвигнуто укрепление, вмещавшее от 350 до 400 человек, и само селение с своими башнями могло служить к обороне. – В 1843 году Авария нами оставлена.

6. АНДАЛЯЛЬ, 7. КАРАХ, 8. МУКРАТЛЬ (Тамаль), 9. КЕЙСЕРУХ (или Тлесерух). – Общества эти лежат на север от Джарской области за Кавказским хребтом в верховьях pp. Аварского и Кара-Койсу.

Андаляльцы отличались своею промышленностью и склонностью к мирной жизни, но при настоящем положении дел в Дагестане, они удерживаются страхом. В земле их находится, на ответной горе, с одной только стороны доступное селение Гуниб.

Общества Карах, Мукратль и Кейсерух, равно как и Андаляль состояли в ведении Джаро-Белаканского Военно-Окружного Накальника. – Карахцы ревностные мюриды; Мукрагльцы и Кейсерухцы, по соседству с Кахетиею, более расположены к мирным сношениям.

10. АНКРАТЛЬСКИЙ СОЮЗ, на север от Джаро-Белаканского Округа в верховьях Аварского Койсу.

Анкратльский союз составляют следующие общества: а) Джурмут или Тамараль, б) Каяадаль или Тлонада, в) Тебель, г) Богос или Богдада, д) Аиц-Россо, е) Таш (Бацадал), ж) Унхада, з) Томе и и) Косдода.

Анкратль неоднократно изъявлял свою покорность, но не на долгое время. – Общества его были причислены к Джаро-Белаканскому Округу и управлялись приставами, избиравшимися самим народом. Тканадальцы, Тебельцы, Богнадальцы, Анцеросцы и Унхадильцы находились в зависимости от Джурмутского приставства. Ежегодно летом, по необходимости перекочевывая с своими стадами из гор на Алазанскую долину в Кахетию, жители Анкратля повиновались нашему правительству, но, с возвращением в горы, отношения эти изменялись.

11. КЕЛЕБЕЛЬ, 12. АНЦУХ, 13. КАПУЧА или ХУНАВАЛ, 14. ДИДО или ЦУНТА и 15. БОГУЛАЛ. – Общества эти находятся на севере от Белаканского Округа, за Кавказским хребтом. Из них Дидо при истоках Андийского, а прочие в верховьях Аварского и Кара-Койсу.

Для охранения Кахетии от набегов горцев этих непокорных обществ, учреждена параллельно главному хребту Лезгинская Кордонная Линия.

Дилойцы встречаются еще у Птоломея (1. V. с. 9). под названием AiSo'vipol'; по свидетельству этого писателя, они жили в соседстве с племенем ***** (нынешние Тушины) между Кавказскими и Керавийскими горами.

16. ЧАМАЛАЛЬ, 17. ТИНДЫ или БОГОС, 18. УНКРАТЛ. Последний составляют:

а) Хяри, б) Сильда, в) Кхяды, г) Иланхери.

19. ТИХНУЦАЛ. Общества эти лежат на севере от Джаро-Белаканского Округа, за Кавказским хребтом.

20. БУНИ, 21. ТЛЕК, (напротив общества Койсубу). 22. КАЛАЛАЛЬ, 23. ЦУНТА АХВАХ, 24. РАТЛУ АХВАХ, 25. ГИД или ГИДАТЛЬ, 26. ГОЭРКЕХ, 27. КУЯДА.

Все эти общества лежат по pp. Кара-Койсу и Андийскому-Койсу, кроме Гоэркеха и Куяды, обитающих по Аварскому-Койсу. Все они непокорны и мы не имеем никаких сведений о их происхождении, нравах, образе жизни и общественном устройстве.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...