Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.
Ведущей методологической базой для исследования психики в отечественной науке выступает теория деятельности. В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.
В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии.
Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.
10.Основные подходы к построению периодизаций психического развития. Периодизации психического развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной. Основные подходы: 1 подход: существует 2 точки зрения на процесс развития ребенка в целом: - процесс развития непрерывен,т.е. развитие идет, не останавливается, не ускоряется, не замедляется, поэтому каких-л. четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует. - процесс развития дискретен, т.е. развитие идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и это дает основания для выделения в развитии некоторых этапов качественно отличающихся друг от друга. 2 подход: существует 2 подхода к представлению о переодизации: - основан на понимании процесса развития как склад-ся стихийно под влиянием множества случайных факторов и обстоятельств - основан на представлении о развитии как о нормативном процессе, т.е. о том каким развитие должно быть в идеальном случае при полном учете всех влияющих на него факторов. 3 подход выделяет: - эмпирич.переодизации: от эмпирики к теории - теоретич.период.: от теории к эмпирике Возрастная переодизация психического развития – разделение детства или всего жизненного пути человека на отдельные эпохи, стадии, периоды псих.развития, а также выделение псих.возрастов и разработка критериев по которым строится периодизация. Критерии возр.периодиз. – это правила, конкретные показатели на основании которых строится разделение детства(всего периода жизни) на отдельные периоды. Традиционно в детс.пс. рассматривают 3 критерия возрюпериодизации: 1.Соц.ситуация развития – своеобразие специф. для данного возраста отношение между ребенком и окр.средой; это особое сочетание внутр.процессов и внеш.условий, кот. явл. типичными для каждого возр.этапа.
2.Ведущая деятельность –вытекает из особен.соц.ситуации развития, кот. в ней конкрет-ся. 3.Новообразование – это новый тип строения личности и ее деятельности; те психич. и соц. изменения, кот. впервые возникли на данной возр.ступени и кот. в самом главном и основном определяют сознание реб-ка, его отношение к среде, его внутр. и внеш. жизнь, весь ход развития в данный период. Возникают в конце кажд.возр.периода и создают основу для возникновения новой соц.ситуации развития. Периодизация Выготского Возраст как целостное динамическое образование, структуру которого определяет роль и удельный вес каждой частной линии развития. Развитие опред. слож.отношением внеш. и внутр.условий развития. Процесс развития в онтогенезе проходит путь от соц. к индив-му. Основ.мех-мы формирования и развития высш.псих.функций – подражание и интериоризация. Движ.сила – обучение. Высш.пс.функции реб-ка формир-ся прежизненно в рез-те общения со взрослыми.Орудие общения – речевой знак как феномен культуры. В развитии реб-ка выдел. 2 типа возр-в: -критический -стабильный Выделяют след.возр.периоды: -кризис новорожденности -младенческий возр.(2мес-1год) -кр. 1 года -раннее детство(1-3 года) -кр. 3 лет -дошкольный возраст(3-7 лет) -кр. 7 лет -школьный возраст(8-12лет) -кр. 13 лет -пубертатный возраст(14-17лет) -кр. 17 лет Возр.кризис – это отражение неравномерности психич.развития, кач.изменение, своеобраз.скачек в ходе псих.разв. Кризис явл. границей между возр.периодами, служит показателем перихода от одного периода к др. Характеризуя кризисы Выготский говорит, что они не имеют четко выраженных границ, но можно выделить кульминацию возр.кризиса. 2 признака: -относительно трудная воспитуемость реб-ка -негативный характер развития реб-ка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|