Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.




Ведущей методологической базой для исследования психики в отечественной науке выступает теория деятельности.
Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.
Эти методологические установки были сформированы у А.Н. Леонтьева еще в конце 1920–х гг., когда он работал у Л.С. Выготского в рамках культурно–исторической концепции. Исследовал процессы памяти, которую трактовал как предметную деятельность, совершающуюся в определенных условиях общественно–исторического и онтогенетического развития. В начале 30–х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956–1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. Предложил рассматривать деятельность (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями).

В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии.
В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским.
Высшие психические функции — сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится, прежде всего, речь.
В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложено структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.
Деятельность — форма активного взаимодействия, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно–исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений.
Среди компонентов деятельности выделяют:
— мотивы, побуждающие субъект к деятельности;
— цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий;
— операции, с помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации.
Действия — процесс взаимодействия с каким–либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Могут быть выделены следующие составные части действия:
— принятие решения;
— реализация;
— контроль и коррекция.
При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.
Виды:
— управляющие,
— исполнительные,
— утилитарно–приспособительные,
— перцептивные,
— мнемические,
— умственные,
— коммуникативные действия.
Ведущая деятельность — деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Виды:
— непосредственное общение младенца с взрослыми;
— предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;
— сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
— учебная деятельность школьников;
— профессионально–учебная деятельность юности.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

10.Основные подходы к построению периодизаций психического развития. Периодизации психического развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной.

Основные подходы:

1 подход: существует 2 точки зрения на процесс развития ребенка в целом:

- процесс развития непрерывен,т.е. развитие идет, не останавливается, не ускоряется, не замедляется, поэтому каких-л. четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует.

- процесс развития дискретен, т.е. развитие идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и это дает основания для выделения в развитии некоторых этапов качественно отличающихся друг от друга.

2 подход: существует 2 подхода к представлению о переодизации:

- основан на понимании процесса развития как склад-ся стихийно под влиянием множества случайных факторов и обстоятельств

- основан на представлении о развитии как о нормативном процессе, т.е. о том каким развитие должно быть в идеальном случае при полном учете всех влияющих на него факторов.

3 подход выделяет:

- эмпирич.переодизации: от эмпирики к теории

- теоретич.период.: от теории к эмпирике

Возрастная переодизация психического развития – разделение детства или всего жизненного пути человека на отдельные эпохи, стадии, периоды псих.развития, а также выделение псих.возрастов и разработка критериев по которым строится периодизация.

Критерии возр.периодиз. – это правила, конкретные показатели на основании которых строится разделение детства(всего периода жизни) на отдельные периоды.

Традиционно в детс.пс. рассматривают 3 критерия возрюпериодизации:

1.Соц.ситуация развития – своеобразие специф. для данного возраста отношение между ребенком и окр.средой; это особое сочетание внутр.процессов и внеш.условий, кот. явл. типичными для каждого возр.этапа.

2.Ведущая деятельность –вытекает из особен.соц.ситуации развития, кот. в ней конкрет-ся.

3.Новообразование – это новый тип строения личности и ее деятельности; те психич. и соц. изменения, кот. впервые возникли на данной возр.ступени и кот. в самом главном и основном определяют сознание реб-ка, его отношение к среде, его внутр. и внеш. жизнь, весь ход развития в данный период. Возникают в конце кажд.возр.периода и создают основу для возникновения новой соц.ситуации развития.

Периодизация Выготского

Возраст как целостное динамическое образование, структуру которого определяет роль и удельный вес каждой частной линии развития.

Развитие опред. слож.отношением внеш. и внутр.условий развития.

Процесс развития в онтогенезе проходит путь от соц. к индив-му.

Основ.мех-мы формирования и развития высш.псих.функций – подражание и интериоризация.

Движ.сила – обучение.

Высш.пс.функции реб-ка формир-ся прежизненно в рез-те общения со взрослыми.Орудие общения – речевой знак как феномен культуры.

В развитии реб-ка выдел. 2 типа возр-в:

-критический

-стабильный

Выделяют след.возр.периоды:

-кризис новорожденности

-младенческий возр.(2мес-1год)

-кр. 1 года

-раннее детство(1-3 года)

-кр. 3 лет

-дошкольный возраст(3-7 лет)

-кр. 7 лет

-школьный возраст(8-12лет)

-кр. 13 лет

-пубертатный возраст(14-17лет)

-кр. 17 лет

Возр.кризис – это отражение неравномерности психич.развития, кач.изменение, своеобраз.скачек в ходе псих.разв. Кризис явл. границей между возр.периодами, служит показателем перихода от одного периода к др.

Характеризуя кризисы Выготский говорит, что они не имеют четко выраженных границ, но можно выделить кульминацию возр.кризиса.

2 признака:

-относительно трудная воспитуемость реб-ка

-негативный характер развития реб-ка

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...