Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие закономерности психического развития в младенческом возрасте. Характеристика возрастных новообразований. Взгляды Выготского Л.С. на развитие в младенческом возрасте.




Период новорожденности – это восстонов-й период после рода и время перестройки нов.жизн.функций реб-ка(дых-е,кровообр-е,терморегуляция)

Жизнь реб-ка в нов.условиях обеспеч. врожд.механизмами – рефлексами.

В перв.дни жизни могут наблюд-ся след.рефлексы(безуслов.):

-защитные(сужение зрачка)

-ориентировочные – направ. на контакт с раздрожителем

-пищевые

-сосательный

-хватательный

-отталкивание

Большинство исчезает в период с 2-4мес.

Если органич.потреб-ти реб-ка удовлет-ся в достаточной мере, то они скоро теряют свое ведущее значение, в рез-те чего формир-ся нов.потребности:

-в получении новых впечатлений

-в общении

Важн.особенность новорож-го состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит быстрее, чем разв-е движений.

Развитие органов чувств происходит под влиянием поступ-х в мозг импульсов, получ. при помощи разнообраз.сигналов из внеш.мира.Источником таких сигналов становятся взрослые.

Крик в первые дни носит безуслов.характер.Затем крик постепенно переходит в менее бурное выражение отриц.эмоций – плач.

Улыбка – в конце 1 нач. 2мес.

Постепенно у реб-ка выраб-ся особая эмоц.-двиг. Реакция, обращенная ко взрослому – комплекс оживления – это первая соц.потребность реб-ка, потреб-ть в общении.

Общая хар-ка новообразований.

Жизнь реб-ка в млад.возрасте еще полностью зависит от взрослого.

У реб-ка появл-ся потребность в общении под воздействием опред.условий:

-объект.потреб-ть младенца в уходе и заботе окруж-х

-поведение взрослого, обращенное к реб-ку

1.Физическое и моторное развитие.

Примерно с 3-4 до 5мес реб-к переходит от рефлектор.хватания к произвольному – это прогрессив.умение реб-ка использовать возм-ть рук назыв. тонкой моторикой.

Во втор.полугодии происход. Дальнейш.совершенствование хватания, уточ-ся движ-я рук и развив-ся противопостав-е большого пальца всем остальным.

Развивается манипулирование; в начале оно явл. очень простым.Вскоре усложняется: действия вызыв. рез-т и этот рез-т реб-к повторяет. Постепенно начинает манипулировать 2 предметами.

К кон. 1 года действия выполняются более точно и дети замечают не только прямые, но и косвенные рез-ты своих действий и пытаются из воспроизвести.Развитие от направленности на предмет к направ-ти на рез-т.

Происходит развитие грубой моторики, т.е. движений и действий, в кот. участв-т крупные мышцы тела.

В начале возник-т низк.ползание, кот. переходит в ползание на четвереньках, затем реб-к учится подниматься на ноги, стоять, держать за опору,переступать с ноги на ногу, затем стоять без опоры и ходить с опорой.

2.Сенсорное и перцептивное развитие

По мере овладения нов.видами движений происходит ориентировка реб-ка в свойствах и отношениях предметов и окр.пространстве.

Ориентировка носит не диффериц.хар-р, т.е. в ней трудно выделить отдел.стороны – восприятие, мешление, память.

Происходит уточнение работы зрит. и слух.анализаторов, возникает сосредоточение.Затем зрение и слух действуют координировано.

Ориент-ка реб-ка в окр.мире, выполн-ся при помощи внеш.движений, возник. раньше, чем ориен-ка при помощи псих.процессов и служит их основой.

Начиная с 7мес движ-я приобретают предмет.характер, а после 10мес образ предмета начинает активно управлять движ-м рук и регулир-т их, т.е. возникает сенсо-мотор.координация.

Т.о. получаемые впечатления превращаются в образы восприятия, отображ. устойч.св-ва предметов, с кот. реб-к знакомится в своих действиях. Это создает почву для формирования элементар.форм мышления.

В послед.мес 1 года дети уже спос-ны выполнять действия, основ-е на установлении простейших связей и отношений между предметами и их свойствами, т.е. мыслит.действия.

3.Когнитивное развитие и развитие речи

Основ.этапы развития речи(С.Н.Карпова):

1.к кон.1 нач 2мес у реб-ка возникает специф.реакция на чел.речь – особ.внимание к ней, интерес, кот. называется слуховое сосредоточение

2.на 3мес жизни в ответ на речев.обращение взрослого у реб-ка появл. собствен. Речевая реакция, вход. в состав комплекса оживления

3.с 4мес реб-к начинает различать высказывания взрослых по интонации, т.е. умеет пользоваться речью как ср-м эмоц.коммун-ии

4.на 6мес реб-к ориент-ся не только на эмоц.тон высказывания, но и на темп, ритм. Реб-к переходит к лепету. На ряду с эмоц. Возникает предмет.общение.

5.с 8-9мес реб-к произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу

6.к кон. 1 года реб-к усваивает семантику слова, как целост.комплекс физ.звуков, имеющ. Некоторый обобщенный смысл.

Развитие познавательной сферы происходит на основе организ-х взрослым движений и действий реб-ка. У реб-ка склад-ся первонач-ое представление об окруж.мире и возник. элементар.формы восприятия и мышления, кот. позволяют ориентироваться в окр.мире и составл. Необход.предпосылку для усвоения разн.видов обществ.опыта.

Взгляды Выготского.

Выготским были введены такие понятия, как «центральная линия развития, побочная линия развития и социальная ситуация».

Центральная линия развития- те процессы развития, которые более или менее связаны с новообразованием, а частичные процессы - побочные линии развития.

Социальная ситуация развития - специфическое, своеобразное для данного возраста отношение между ребенком и окружающей действительностью. У каждого возраста свои особенности.

В младенческом возрасте Выготский выделял период новорожденности, который длится примерно месяц. В этот период центральным новообразованием является индивидуальное существование, собственная психическая жизнь, хотя, отделяясь от матери физически, ребенок еще зависит биологически от нее (способ питания новорожденного смешанный - внеутробное, своеобразен сон, составляющий большую часть его времени, новорожденный уязвим и беспомощен). Новообразования этого периода не сохраняются, становятся частью психического образования более высокого порядка.

Выготский выделял в качестве важнейшего компонента психического развития - аффект, который меняется на каждой новой ступени развития личности. Начальный аффект новорожденного ограничивает его психическую жизнь узкими пределами сна, питания, крика, затем принимает форму рецептивного интереса к внешнему миру, а затем и активный интерес к окружающему.

Социальная ситуация развития младенца - младенец пассивен, зависим от взрослого, от которого зависит удовлетворение его потребностей. Новообразования младенца: возникает интерес к внешнему миру, что является переходом к активности, сон и бодрствование занимает одинаковое время, начинает совершать простейшие действия с предметами, затем младенец учится подражанию, то есть возникает новое поведение.

Младенческий возраст завершается кризисом первого года жизни, который был изучен раньше всех остальных, но не был подчеркнут его критический характер.

Причины появления кризиса в этом возрасте, связаны с:

1- становление ходьбы

2-появление речи (она, как и ходьба не появляется в один день, латентный период ее становления- 3 месяца)

3-аффект и воля, гипобулические реакции (по Кречмеру) – появляются первые реакции протеста, оппозиции, гипобулические, поскольку связаны с волей, при неправильном воспитании могут развиться в гипобулические припадки.

Автор считал. Что особое внимание нужно уделить именно развитию речи, поскольку она является связанной с детским сознанием и с социальными отношениями ребенка.

Переход от безъязычного к языковому период развития совершается посредством автономной детской речи.

Особенности автономной речи:

-значение слов - ситуационно, нет словесного мышления, оторванного от наглядной ситуации

-слова соединяются образу связь непосредственный впечатлений

, мышление носит несамостоятельный характер.

Таким образом, автономная речь представляет своеобразный этап развития мышления. Начало и конец автономной детской речи рассматривают как симптомы начала и конца кризиса, когда возникает настоящая речь, автономная исчезает и заканчивается кризис первого года жизни.

Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего 1-го года жизни, поэтому социальную ситуацию развития в младенческом возрасте Выготский назвал "Мы". По его словам, ребенок вроде взрослого паралитика, который говорит: "Мы поели", "Мы погуляли" и другие.

Он ничего не может без взрослого: его жизнь и деятельность будто вплетены в жизнь и деятельность взрослого, который заботится о нем. Особенностью ситуации является потребность в комфорте, а центральным элементом этого комфорта - взрослый.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...