Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Характеристика возрастных новообразований. Значение учебной деятельности в развитии младшего школьника.
Характеристика новообразования. Когнитивное развитие: - внимание: в начале обучения преолад-м явл. непроизвол.В. С 1 по 3 класс происходит бурное развитие произвол-ти внимания, это связано с общ.интеллект.развитием реб-ка и развитием его познават.процессов. Произвол.В. еще неустойчиво, это обнаруж-ся в слабости умения распределять В., в легк.отвлекаемости и быстрой утоиляемости. -восприятие: в нач.млад.шк.в. опред-ся особенностями предмета и часто ограничивается только узнаванием и послед-м называнием предмета, т.е. пока отсутствует систематич.анализ восприним-х свойств и качеств предмета. В. харак-ся недостат-й дифференцир-ю – напр.,путают цифры 6 и 9. С 3 класса В. превращ-ся в целенаправ-й управляемый процесс; постепенно В. становится произвольным. -память: изменения связаны с осознанием особой мнемич.задачей. В мл.шк.в. реб-к овладевает приемами запоминания. Одним из самых важных явл. осмысленное запоминание. В целом произвол. и непроизвол.П. претерпевает существ.качеств-е изменения и к 3 классу становится более продуктивной. -мышление: выделяют 2 стадии 1.анализ учеб.материала производ-ся преимущ-но в нагляд-действ. и нагляд-образ.плане 2.формир-ся формально-логич.(теорет.) мышление Развитие М. зависит от уровня развития мыслит.процессов (анализ, синтез, обобщение) -воображение: 2 стадии 1.воспроизводящее 2.продуктивное -речь: на первом плане коммуникативная функция; явл. разнообразной по степени произвольности, сложности и планирования. Особенностью явл. формирование письменной речи. Развитие личности Возраст 6-7 лет явл. периодом фактич-го складывания псих.механизмов личности, образ-х ее единство. Ведущ.потребности:
-в общении с окруж-ми, во взаимопонимании и взаимопереживании -развив-ся познавательная потребность Развитие потребностей происходит по нескольким направлениям: 1.изменяется их значимость: развитие потреб-й идет в сторону доминирования дух.потребностей над материал. и социальных над личными. 2.нарастание осозн-ти потребностей и самоуправ-ти, что свид-ет о формировании нового уровня самосознания. Нов.уровень самосознания обнаруж. себя в стремлении к самопознанию, формированию Я-концепции, в самооценке и системе притязаний, в самоконтроле и саморегуляции. На протяжении данного возраста развивается рефлексия – способность посмотреть на себя со стороны. Наблюдаются изменения в эмоц.-вол.сфере, общая ориентация эмоций связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. Развив-ся слож.высш.чувства: нравств.-долг, патриотизм,гордость, интеллект.-любознательность, эстетич.-ч.прекрасного, гармония. Чувства в мл.шк.в. развиваются в тесной связи с волей. Волевые действия школьника развиваются при соблюдении след.условий: -цели, кот. он должен достигнуть им поняты и осознаны -цели не должны быть далеко отсроченными -деят-ть реб-ка должна быть соразмерна его возможностям по уровню сложностей -реб-к должен знать и понимать способ выполнения деят-ти, а также этапы достижения цели -внеш.контроль за деят-ю должен постепенно переходить во внутренний. Учебная деятельность Специфика учения состоит в присвоении учеб.знаний. Основ.новообраз-я, кот формир-ся в рамках учеб.деят-ти: -произвольность -внутр.план действий – внутр.планирование -рефлексия Структурные компоненты учеб.деят-ти: 1.уч.ситуация – то, что уч-к должен освоить. Усваивает общие способы решения различных задач. 2.уч.действия – изменение уч.материала необход-е для его освоения. Могут выполняться в умств. или предметном плане.
3.действия контроля, кот. переходят в действия самоконтроля. Виды контроля: -итоговый -пооперационный -перспективный 4.оценка переходящая в самооценку Виды: -ретроспективная (того, что сделано) -прогностическая (оценка возможностей) У млад.шк-ов преобладают след.мотивы: 1.широкие соц.мотивы (самосоверш-ие, самоопределение, чувство долга) 2.узко личные мотивы (благополучие, престиж) 3.собственно учебно-познават.мотивы Общие закономерности психического развития в подростковом и юношеском возрасте. Характеристика возрастных новообразований. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Профессиональное самоопределение. Формирование системы социальных установок. Подростковый возраст. Познавательная сфера: происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логич.память на ряду с произвол. и опосред., в связи с этим замедляется развитие механич.памяти. Появляется интерес к спос-м улучшения запоминания. Меняется взаимосвязь памяти и мышления: теперь вспомнить значит мыслить. Процесс мышления сводится к установлению логич.отношений в рамках запрмин. материала. Активное развитие получает монологич. и письм.речь, а также чтение. Это проявл-я в умении составлять план устн. и письм.текста. Подр.в. хар-ся многосторон. Развитием активности, в том числе познавательной, что проявл. в преобщении подростков к различ. видам деят-ти. И.С.Кон выделял 2 стороны процесса развития познав.функций и интеллекта: -колич. – определяются как изменения в степени или ур-не развития, т.е. подросток может решать более сложные интелл.задачи и делать это быстрее и легче. -качест. – определяют изменение в стр-ре мыслит.процессов. Вместе с теорит.отношением к миру у подростка возникает особое познават.отношение к себе. Физиологическое развитие. Основ.изменениями явл.: -появление первич. и вторич.половых признаков -заметное увеличение скорости роста Необходимо рассм-ть боилог. и соц.факторы как одноврем-ное воздействие на подростка, отдавая при этом приоритет соц.развитию. Биолог.изменения имеют непосред-ое отношение к процессу поло-ролевой социализации – процесс формирования муж. и жен.половой идентичности в результате присвоения соответ. половой роли. Происходит усвоение содерж-я соответ.роли и модели поведения, одновременно идет процесс формирования системы потребностей, интересов и ценностных ориентаций.
В подр.в. продолжается личностное развитие. Система ценностей и нрав.норм представ-ся как иерархия схем, кот. формир-ся в процессе взаимодействия подростка с внеш.миром и контролирует его поведение, т.е. опред-т содержание деят-ти подростка, сферу его общения, оценку людей и самооценку. Развивается мотивац.-потреб.сфера, а также опред-ся личные и деловые интересы, проявл. професс.склонности. Основ.новообразованием явл. возникновение чувства взрослости. Развитие самосознания. Развитие самосознания явл. центр.психич.процессом. В подр.в. Я-концепция с одной стороны, становится более устойчивой, а с др. – претерпевает опред.изменения в силу след.причин: -физиолог. и психол.изменения, связ. с полов.созреванием, влияют на восприятие индивида своего внеш.облика -развитие когнитив. и интеллект.возм-й приводит к усложнению и дифференциации Я-концепции -требования, исход. от соц.сферы, могут оказ-ся взаимопротивореч. Изменения стр-ры соц.ролей подростка может вызвать конфликт и ситуацию неопред-ти, что также влияет на формирование Я-концепции. Я-концепция представ-т собой неразрыв.единство 3 компонентов: 1.когнитив. – Я-образ 2.эмоцион. – самооценка, самоотношение 3.поведенч. Развитие когнитив.компонента происходит за счет смены объектив.взгляда на себя, на субъект.динамич.позицию, повыш-ся знач-ть системы собств-х ценностей и усиливается личн.аспект самовосприятия. Развитие эмоц.компонента происходит в неск.этапов: 1.10-11лет – общее положительное отношение к себе 2.12-13лет – появл. ситуативное отрицательное отношение, кот. зависит от оценок окружающих, прежде всего сверстников 3.13-14лет – оперативная самооценка, кот. отражает отношение подростка к себе в наст.момент. В целом переход от част.самооценок к общей целостной созд-т условия для формирования собств.отношения к себе.
Развитие поведен.компонента хар-ся тем, что в отношении к рез-м собственной деят-ти нарастает дифференцированность. Юношеский возраст. Основным новообразованием явл. притязание на взрослость. В подр.в. это внешняя взрослость, а в юнош. – внутренняя. Связана с умением личности самостоятельно определять свой жизн.путь и свое место в обществе, принимать самост.решения и нести за них ответственность, а также со стремлением личности к творч.активности, расширению границ своего Я и самореализации. Формируется личн.идентичность,т.е. совокупность мнений, чувств и планов относительно себя. Источники формирования: -референтная группа – это соц.группа, установки и идеалы которой разделяет индивид -значимый другой – любой человек, чье мнение высоко ценится индивидом. Частью разрешения кризиса идент-ти явл. приобретение личных морал. и нравств.норм. К окончанию юнош.в. индивид обладает зрелой и достаточно устойчивой моралью и системой морал.-нрав.ценностей. Профессиональное самоопределение. В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т.п.). Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы: — осознание ценности общественно полезного труда, — общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране, — осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации, — общая ориентировка в мире профессионального труда, — выделение дальней профессиональной цели (мечты), — согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми), — знание о выбираемых целях, — знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др. Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими.
Формирование системы социальных установок. Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека. Признаки социальной установки: 1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека; 2) осознанность этих отношений и поведения; 3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения; 4) регулятивная роль социальной установки. Функции аттитюда: 1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; 2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности; 4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту; 5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения; 6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям; 7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях. Структура социальной установки: 1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте; 2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; 3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту. Уровни установок: 1) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне; 2) социальные установки; 3) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.); 4) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды). Воздействие на социальную установку включает четыре стадии: привлечение внимания к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта установки). Для того чтобы начать направленное формирование социальных установок, необходимо сначала привлечь его внимание к объекту установки. Психологи, занимавшиеся исследованием влияния внимания, его усиления или ослабления на формирование и изменение социальных установок, получили весьма любопытные данные. Было обнаружено, что если чем-то незначительно отвлекать внимание человека, то эффект убеждения (изменения социальной установки) будет более сильным, чем без этой процедуры. В ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять ту или иную точку зрения. По той причине, что социальные установки включают рациональный и эмоциональный компоненты, любой из них можно использовать для направленного педагогического воздействия. Воспитание, основанное на рациональном компоненте, обычно апеллирует к разуму воспитываемого. В этом случае воспитатель пытается убедить его с помощью логических доказательств. Эмоциональное воздействие базируется на эффекте внушения и обычно используется при отсутствии или слабости логических аргументов. При использовании эмоциональной формы воздействия обычно обращаются к следующим психолого-педагогическим приемам: ссылке на авторитет («папа считает так»), обращению к образцу: («так поступают все хорошие дети»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|